Неординарная вселенная Наталии Черниговской | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Лучший учитель Ставрополя – 2024 Наталия Черниговская
Неординарная вселенная Наталии Черниговской

Неординарная вселенная Наталии Черниговской

6 марта
22:44

Лучший учитель Ставрополя – 2024 поделилась своим видением образования

 

Завершились испытания для участников краевого конкурса педагогического мастерства, итоги которого торжественно объявят 24 апреля. Одной из первых с ними справилась представитель столицы Ставрополья, учитель-словесник школы №18 Наталия Черниговская, которая вошла в пятерку лучших на региональном уровне и теперь претендует на выход во всероссийский финал. А в городе именно она заслужила заветный приз «Пеликан».

 

Девушка продолжает хоть и небольшую, но всё-таки учительскую династию. Бабушка Валентина Черниговская работала два года учителем в Светлограде, но сменила профессию и перешла в наш стан, став журналистом в газете. Валентина Ивановна преподавала, как и внучка, литературу и русский язык. «После нее остались учебники советской поры, подписные издания с пометками её рукой. Бабушка всегда была связана с литературой даже в последующей своей деятельности», – тепло вспоминает о ней внучка.

 

Первый шаг в профессию

Наталия училась в СОШ № 21 и № 22 Ставрополя. Говорит, что ничего не предвещало, что вернется уже учителем. Поступила в Северо-Кавказский федеральный университет на филолога. На последних курсах девушке пришло от кафедры предложение дополнительно получить педобразование. «Желающих оказалось всего несколько человек, кто хотел освоить и методику преподавания. То есть мы получили и диплом, и прошли профессиональную переподготовку в школах, расположенных около Гуманитарного института СКФУ, я – в лицее №14. Хорошо себя проявила во время практики, что-то подсказало, что могу быть не только филологом, но и учителем. С этого начинается моя педагогическая деятельность. В 2019 году окончила магистратуру. Сначала преподавала в 38-м лицее, потом перешла в школу №18, мне здесь понравилось, и вот уже пятый год работаю в этом коллективе», – рассказывает собеседница.

По условиям конкурса для получения звания лучшего учителя необходимо иметь пять лет стажа. Набравшись минимального опыта, молоденькая учительница решила бороться за победу наравне с маститыми педагогами, ведь некоторые пришли покорять олимп уже не в первый раз. Интересуюсь, как отреагировали школьники и какие ее ученики? Наталия Филипповна рассказала:

«Я классный руководитель в девятом выпускном классе. Изначально это были коммуникабельные, доброжелательные дети, мы сразу нашли общий язык. Я их взяла в пятом классе, они всегда мне помощники, легко идут на контакт, никогда с ними не было проблем. До сих пор у нас такие отношения.

Дети постоянно интересуются, «гуглят», разбираются в устройстве конкурса, может, даже лучше родителей. Они очень амбициозные, верят в свои силы, потому что сейчас вся страна, наш город стремительно развивается, столько возможностей у юных! Воспитатели, учителя и родители столько им дают! Главное – поверить в себя. Когда я была старшеклассницей, даже сомневалась, сдам ли экзамены, поступлю ли в вуз, хотя все в это верили: и семья, и учителя. Не скрою, была неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах, хотелось постоянно доказывать, как-то себя проверить, развиваться, учиться. Что и делают современные дети, но уже с совершенно другим настроем. Они чётко знают, для чего им это знать, где применить, как это поможет в будущем, и совершенно по-другому относятся к процессу обучения. Дети желают видеть практическую пользу: хранить ли им эту информацию в голове или свободное время и силы направить на другое. Даже в шестом классе это уже взрослые, самостоятельные люди, они очень рано определяются с будущим. Не такие мечты, как были у нас: «стать балериной, космонавтом, великим писателем», у них реалистичные цели».

Наталия Черниговская и ее любимые книги

Книги в гаджетах – совсем не то

Самая распространенная мечта – стать блогером, может, это и легко воплотить, но никакой практической долговременной пользы, по мнению собеседницы, она не несет. Привела Наталия пример из своего класса. Мальчик очень любит животных, еще в пятом классе его посетила мысль выучиться и стать ветеринаром. Везде он писал об этом в сочинениях, учителю это казалось блажью:

«Я думала, в девятом классе он поймет, что хочет выбрать другую профессию. На экзамены же выбрал биологию и по-прежнему хочет лечить животных. И так у многих. Дети, которые увлекались математикой, информатикой, физикой в 6 - 8-м классе, не передумали. То же самое – с литературой. Гуманитарные дисциплины у нас в век быстро развивающихся технологий уступают, но есть дети, которые сразу сказали: «Профессия будет связана с нашим будущим». Я всегда нацеливаю, чтобы у них больше времени было на изучение самых главных произведений программы, чтобы имели возможность их прочитать. Я постоянно направляю за главным, бумажным, носителем, потому что гаджеты – совсем не то. Например, может отвлечь смс. При чтении книги даже атмосфера совсем другая. Тяжело даже на несколько часов в день заставить детей отказаться от электроники и взять книгу в руки».

Было даже такое, что учитель брал книги в библиотеке или забирал списанные экземпляры, как с «Мертвыми душами», и раздавал их детям. Многие летом прочитали, хотя их будут изучать только в 10-м классе. Также ученики Наталии Черниговской ведут читательские дневники, где отображают героя, его характеристику и роль в сюжете. «Не хотелось бы, чтобы это было обязаловкой, – говорит Наталия. – Поэтому туда дети вписывают только то, что им понравилось. В прошлом году мы выборочно по главам читали очень интересное большое произведение «Убить пересмешника» (книга Харпер Ли – одна из самых лучших в мире, роман-бестселлер удостоен Пулитцеровской премии в 1961 году. – Авт.), ребята даже захотели нарисовать его героя Глазастика.

 

Конкурс, заряжающий и раскрывающий

В отличие от детей, которые о конкурсе «Лучший учитель» всё «пробили» в Интернете, молодой педагог, проходя городской этап, очень слабо представляла, как будут происходить испытания по критериям из положения. Ведь на деле всё оказалось по-другому. Наталия Филипповна рассказывает:

«Мне представлялось, что всё будет консервативно, на самом деле, когда погружаешься, то интуитивно чувствуешь, куда двигаться. В этом смысле было интересно, для меня стало приятным сюрпризом, что это живой, энергичный конкурс. Он сам тебя заряжает, направляет, ты с новой стороны можешь в нем раскрыться и для себя, и для других. И 55-я школа, где проходили все испытания, меня тоже приятно удивила, раньше ее видела только со стороны. Мне казалось, в таком новом учреждении все будет строго, официально, нам оказали тёплый прием и, действительно, помогли всем конкурсантам. Больше всего запомнился последний день, самый насыщенный впечатлениями, который я чаще всего вспоминаю. Были мастер-класс, «Вопрос учителю», «Слово учителя». Будущая победительница рассказала жюри, какие, на её взгляд, творческие перспективы открываются преподавателю гуманитарных дисциплин. В качестве объекта своего слова взяла пример Джоан Роулинг, которая тоже была в свое время учителем. Большинство событий в ее книге происходят как раз в школе. В «Вопросе учителю» конкурсанты предыдущих лет, профессиональное и детское жюри, молодежные активы города задавали свои вопросы. Победитель Всероссийского конкурса 2021 года из Тюмени спросила: «Как вам система оценивания, что бы предложили?». Наталия делится: «У меня консервативные взгляды, считаю, традиционная система оценивания знаний на уроках проверена временем, базовая и всем доступная. Также спрашивали, что бы мы добавили в школу. Когда я выпускалась в 2013 году, у нас были комнаты релаксации, где можно на перемене посидеть, послушать музыку, попить чаёк. Они всегда для всех открыты. Я сказала, что сейчас нам не хватает таких кабинетов. Насколько знаю, проект прошлого десятилетия почему-то не продолжился. На мой взгляд, его можно возобновить. Сейчас дети с удовольствием посещали бы комнаты досуга».

На краевом этапе «Лучшего учителя» участников сначала ждал педагогический диктант. Кто-то отозвался о нем как о самом сложном испытании, кто-то назвал нелепым, ведь многие не могли сориентироваться. Как говорит собеседница, конкуренты спешно перечитывали труды столпов педагогики. Всё это пригодилось, пошло на пользу, но угадать, что будет за задание, было невозможно.

«Насколько понимаю, больше оно нацелено на выявление собственного опыта, чтобы показать свой взгляд на педагогику и понять, в каком направлении планируешь двигаться дальше, как будешь применять полученные опыт, методики в будущем. Нужно было с опорой на прошлый опыт выдающихся педагогов рассмотреть свой собственный. Мне два раза попадался отрывок из Ушинского. Это испытание далось очень тяжело, хотелось обратной связи, узнать рекомендации, чего мне не хватило в работе. Это было вроде сочинения о твоей методической разработке», – отметила конкурсантка.

На краевом этапе в течение февраля в школе №1 Ставрополя другим интересным испытанием был разговор со школьниками. За 20 минут каждый учитель знакомился с детьми, располагал к разговору и обсуждал важную тему.

«Наш был посвящен правам и обязанностям. Я попыталась преподнести его в интересной игровой форме, чтобы детям не было скучно на уроке и чтобы избежать стереотипа – сейчас мы будем говорить о чем-то избитом. Хотелось бы, чтобы разговор длился хотя бы полчаса, оптимальное время, чтобы еще и учеников послушать. Открытый урок – самое главное испытание. Хотя его и отводят на первый этап, мне оно кажется основным»,– поделилась Наталия Филипповна.

Из 34 человек во второй этап прошли только 15 участников. В третий – всего пять лучших. Один счастливчик в итоге представит Ставропольский край на Всероссийском конкурсе. «Я не то что надеюсь, а прикладываю все усилия, постоянно что-то переделываю, дорабатываю. Вся нахожусь в рабочей атмосфере, чтобы пройти дальше», – отметила конкурсантка.

Когда после недели отсутствия она вернулась в родную школу, её дети, в том числе из других классов, тепло поздравили и позитивно отнеслись к ее участию. Хотя при этом и спрашивали об оценках за сочинение, которое написали еще семь дней назад, ведь учитель просто не успел прочитать их из-за огромной занятости.

– Для них это очень большое открытие – моя победа. Я сама не ожидала, что у меня получится так раскрыться в конкурсе. Конечно, мы знали результаты в городском этапе, но не видели оценок за последний день, когда было целых три испытания. Нас предупредили, что всё могло кардинально поменяться. Целую неделю мы жили в этой интриге, было волнительно, и для меня стало неожиданностью. Но когда на сцене объявили второе место, я сразу подумала, что первое – у меня».

Чтобы как-то отвлечь человека от переживаний недавних волнительных моментов, интересуюсь хобби неординарного педагога. Наталия Черниговская ответила:

«Как раз к увлечению был привязан мой мастер-класс. Я собираю современную молодежную литературу авторов, в основном, в возрасте до 30 лет. Эти книжки вышли в последние десятилетия. Мне лично понравилась книга Мариам Петросян «Дом, в котором» 2013 года. Это очень сложное многоуровневое произведение, хотя рассчитанное на подростков и именно в их среде получившее популярность в мой выпуск. Думаю, и современным детям понравится. Но я не рискну что-то предлагать юным читателям. Сейчас очень жесткая цензура, я говорила об этом и на мастер-классе. Книги, 10 лет назад выпускавшиеся без пометок, сейчас «18+». Даже классическая литература, например «Тихий Дон».

Самой Наталии в старших классах понравился «фантастический, остроумный, очень необычный, с его чинящими примусы котами и летающими ведьмами» мир Булгакова. Девушка поясняет: «Он нравится всем подросткам яркостью и неординарностью. В университете предпочла уже более глубокое, лирическое. Все мои курсовые работы посвящены творчеству Достоевского, прочитанному ни один раз. Не скажу, что другие классики не любимы, просто Фёдор Михайлович изучен мною лучше, например, Льва Толстого. Из поэзии нравится Лермонтов, очень большая симпатия к автору как к личности, да и живем на Северном Кавказе, где всюду отсылки к его творчеству».

 

«Наша Наташа» не подвела

В планах у Наталии Черниговской – дальше работать в школе и пройти в следующий тур, чтобы пробовать и там свои силы. Педагог-психолог школы №18 Ставрополя Елена Егорова тоже была со мной откровенна:

«Наталия Филипповна на моих глазах пришла к нам, сначала была как не раскрывшийся бутон – закрытая, к ней тяжело было подойти. За пять лет она распустилась как цветок. Очень тяжело отправлять на такие конкурсы людей, добровольно редко кто соглашается, ведь состязания занимают безумно много времени. Она сама в этом году у нас вызвалась и сказала: «Я буду участвовать, я смогу». И у нее получается! Она очень целеустремленная, трудолюбивая, амбициозная. Как психолог я вижу участие, нацеленное на победу. Раньше казалось, что Наталия Филипповна – одинокий волк, не умеет работать в команде. Личностные качества, своё «я» она демонстрирует, но и умеет слушать. Она слышит нас, но делает по-своему. Такая неординарная, со своими особенностями, все у нее нацелено на молодежь, скорее, даже XXII века. В педагогике всегда кажется, что чем учитель старше, тем опытнее. Мы, более возрастные педагоги, зашорены, а Черниговская мыслит не шаблонами, поэтому ей легко с молодежью. Конечно, мы очень довольны результатом, удивились первому месту. Школа в этом году 1 сентября отпразднует 55-летие, никогда таких достижений у нас не было. Это останется на века, оформится в музее школы. Поэтому мы очень благодарны Наташе за подъем нашего учебного учреждения».

Наша героиня тоже признательна за помощь и поддержку. При подготовке она могла обратиться в любое время к любому педагогу, чтобы распечатать материалы, что-то развесить перед уроком, принести-отнести. Большое спасибо говорит директору Татьяне Васильевне.

– Поддержка команды очень многое значит. Даже самый идейный, талантливый, творческий, работоспособный конкурсант один в поле не воин. Может, где-то бы отказалась, опустила руки или сделала «и так пойдет», но стараюсь посвятить всю себя этой задаче. Сначала я представляла школу, теперь – целый город. Это соревнование не только между учителями, но и между школами. Свою ответственность я чувствую очень отчетливо, еще на городском этапе сильно переживала, постоянно что-то переделывала. Было пять вариантов уроков, сейчас – девять. Всё время совершенствуюсь с осознанием: ты представляешь не только себя, но и школу, а сейчас – и столицу региона. Это очень волнительно, –

на такой ноте завершила нашу беседу молодой, перспективный и уже ставший лучшим в Ставрополе замечательный педагог.

Фото автора

Читайте также

Традиционное меню и новый салат

Есть у нас в семье традиция. Накануне Нового года мы с мужем обсуждаем меню. Так было ещё в начале нашей семейной жизни. Сейчас, конечно, в меню мы вносим коррективы с пометкой «для детей». Однажды я написала меню на листе формата А4, а муж ознакомился со списком блюд и поставил визу: "Согласовано". И расписался. Конечно, всё это обсуждение больше игра, так как часть блюд неизменно остаётся в списке из года в год. Салат оливье, как вы понимаете, возглавляет этот список. Но  это вовсе не значит, что не стоит пробовать что-то новое. Или забытое старое.

22 декабря

«Виктор» остановил в Ставрополе чемпиона страны

Павел Тураев мог за 58 секунд до конца поставить точку в матче, но Вадим Богданов был против. «Викторианцы» не расстроились этому факту и качественно отработали в обороне, вынудив ошибиться соперника, оставив не только мяч за собой, но и матч. 27:26 – «Виктор» побеждает чемпиона страны, сокращая отставание от него до одного очка, еще и упрочив свои позиции в борьбе за четвертую строчку в турнирной таблице.

21 декабря

Два победителя конкурса минтруда и соцзащиты края – журналисты «Вечерки»

На итоговом заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18 декабря по сложившейся традиции провели награждение победителей и лауреатов ряда краевых конкурсов.

20 декабря

Эту операцию уникальной признавали даже враги

25 лет назад был закрыт чеченский участок Государственной границы нашей страны с Грузией. Значение этого события в истории постсоветской России очень велико. Без него ни о каком установлении конституционного порядка в Чечне даже речи идти не могло, равно как и о сохранении территориальной целостности самой России.

20 декабря