В литературно-музыкальном театре-гостиной «Гармония» с аншлагом прошли два премьерных показа спектакля «Аксинья» по мотивам романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»
К 120-летию со дня рождения писателя его поставил режиссер Александр Кошелевский. В этой работе он также выступил как актер, автор инсценировки и музыкального оформления. Из эпохального «густонаселенного» четырехтомного романа ему удалось выкристаллизовать линию судьбы двух главных героев – Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой, начиная со сцены судьбоносной рыбалки в грозовую ночь и закончив повествование роковым выстрелом в финале.
Режиссер неслучайно вынес в название постановки имя главной героини. Именно Аксинья подобно библейской Еве запустила механизм драматичного сюжета в их с Григорием истории. В короткой предыстории к их роковой встрече автор рассказывает, как непросто жилось ей и в родительском доме, и после замужества.
Донская казачка Аксинья в исполнении актрисы Анастасии Поделякиной на первый взгляд не похожа на классическую шолоховскую героиню. В ее облике нет того шаблонного «набора» характерных черт станичницы – чернобровой дерзкой молодки, к которому привыкли зрители. Ее Аксинья не склонна демонстративно проявлять взрывной характер. Чувства и переживания как будто клокочут и выжигают ее изнутри, а порой и слов не надо – выразительные глаза актрисы передают и счастье, и боль героини.
Литературный театр особенно хорош тем, что на сцене может быть минимум декораций или не быть их совсем, а зритель, погружаясь в атмосферу, созданную с помощью авторского текста, завороженный актерскими голосами, как будто видит перед собой степные пейзажи, нехитрую обстановку казачьей хаты, ночное небо в сполохах молний…
Спектакль так и начинается – с мизансцены, в которой Аксинья и Григорий оказались на Дону в грозовую ночь. Режиссеру было достаточно использовать всего один предмет реквизита – символический рыбачий бредень, чтобы у зрителей возникла ассоциация с нитями судьбы, которые неразрывно связали, а может быть, опутали героев. На протяжении спектакля сеть трансформируется в непременный атрибут традиционного костюма казачки – шаль. Аксинья накидывает ее на плечи, как будто давая понять, что она добровольно приняла на себя ношу непростых отношений с Григорием. Позже, свернутая, как пеленка с младенцем, она лежит на руках счастливой Аксиньи.
Как признался сам режиссер Александр Кошелевский, в сценографии и выборе реквизита он предпочитает минималистичность, считает, что в спектакле не должно быть ничего лишнего, а если есть реквизит, то он должен работать во благо сюжету.
Александр Кошелевский официально пришел в труппу театра «Гармония» только в этом сезоне. До этого он уже три года играл в спектаклях как приглашенный актер.
«Аксинья» - его первая большая самостоятельная режиссерская работа. До этого зрители могли видеть небольшие постановки, подготовленные Александром на конкурс «Мы – молодые!», который уже много лет регулярно проводит Ставропольское отделение Союза театральных деятелей РФ. А первой режиссерской пробой на втором курсе вуза стала сцена из трагедии «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера.
На этот раз у Александра Кошелевского была довольно сложная задача – к 120-летию со дня рождения Михаила Шолохова осуществить постановку в формате спектаклей «Гармонии».
- Я долго ходил, обдумывал, как это лучше сделать, пока меня не посетила мысль: взять конкретного персонажа и рассказать его историю, - поделился режиссер. - Событий в романе много, но, на мой взгляд, основная линия – это любовь Аксиньи и Григория. В феврале инсценировка, музыка и мизансцены были готовы, и мы приступили к репетициям. К этому времени спектакль уже полностью сложился у меня в голове и был расписан на бумаге, как я его видел.
После окончания спектакля актриса Анастасия Поделякина рассказала, как шла работа над постановкой, и сравнила время репетиций с захватывающим интересным путешествием.
– Александр как режиссер дал мне полную свободу. Он поделился своими задумками и определил основное направление. Материал потрясающий, и хотелось, чтобы спектакль тронул не только нас, но и людей в зале. Как актриса в этой работе я выложилась всей душой. За что Александру большое спасибо.
Анастасия призналась, что Аксинья по природе поступков ей не очень близка, но она смогла полностью оправдать свою героиню, поскольку та, как любой живой человек, любит, страдает, ненавидит.
– У Асиньи есть стержень, который не дает ей сломиться, и любовь к Григорию, которая держит ее на плаву. Мне не нужно было преодолевать какие-то рамки, чтобы сыграть эту роль, «утонуть» в ней…
Уходя, я попрощалась с администратором театра «Гармония», обратив внимание на ее покрасневшие глаза. Лариса Попова в этот воскресный вечер была не только на службе, но и смотрела спектакль как зритель. И судя по реакции, он произвел на нее сильное впечатление.
– Произведение Шолохова сложное и противоречивое, это как жизнь – она далеко не идеальна у каждого, - заметила Лариса Григорьевна. - Мы же – люди. В спектакле это прозвучало пронзительно и честно. Затронуло до глубины души.
Возрастная маркировка на афише адресует постановку зрителям возраста 16+. На первые показы пришла публика в основном постарше. И это вполне объяснимо: выпускники готовятся и сдают ЕГЭ, у студентов тоже экзамены. К тому же шолоховский роман со сложными человеческими судьбами и взаимоотношениями между героями, наверное, более близок и понятен старшему поколению театралов. Многие из них, вероятно, уже не в рамках школьной программы прошли через осмысление описанных в «Тихом Доне» событий, перевернувших эпоху, и которые своим трагическим эхом еще долго отзывались в жизни целых поколений… Так или иначе зрителей, перешагнувших возрастной порог в 16 лет, еще ждет встреча с героями шолоховского романа, за который автор был удостоен Нобелевской премии.