О кино с любовью и беспокойством | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Борис Чистяков с фронтовой бригадой
О кино с любовью и беспокойством

О кино с любовью и беспокойством

28 августа
23:01

Праздник отечественного кино, который мы отмечаем сегодня, имеет прямое отношение ко всем: тем, кто фильмы создает, кто занимается их прокатом, и тем, кто их смотрит

 

Дата эта не случайная, она отсылает к 27 августа 1919 года, когда Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России. Однако сам праздник появился согласно Указу Президиума Совета СССР только в 1980-м как День советского кино. А потом после распада Союза перешел к нам «в наследство».

Накануне праздника мы встретились с заслуженным работником культуры РФ Борисом Чистяковым, для которого кино стало значительной частью профессиональной биографии.

Разговор Борис Викторович начал с ленинской фразы: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», которая стала крылатой, благодаря первому наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому, который привел ее в своих воспоминаниях уже после смерти Ильича.

 

- Борис Викторович, в своё время для продвижения идеологии и воспитания строителей коммунизма кино действительно имело колоссальное значение.

- Если рассматривать кино как систему комплексного воздействия на духовную составляющую развития человека, а иногда и на его мировоззрение, то у него немного конкурентов. К примеру, использование ряда фильмов Голливуда, созданных по заказу минобороны США, помогло президенту Рузвельту убедить американцев в необходимости вступить в войну с Германией. Одним из таких фильмов был «Великий диктатор» Чарли Чаплина.

А сегодня мы наблюдаем результат другого воздействия американских фильмов на зрительское мировоззрение и отношение к жизни, происходящее, в частности, и в нашей стране. Это одна из составляющих доктрины Даллеса и деятельности современных аналитиков из ЦРУ.

 

- Ваше детство и юность пришлись на «золотое» время советского кинематографа. Многие из созданных тогда фильмов вошли в список настоящих шедевров.

-Да, в конце 50-х - начале 60-х начался неуклонный рост кинопроизводства. При этом, наряду с идеологически направленными картинами, стали выходить и фильмы более жизненные, к примеру «Дело было в Пенькове» режиссера Станислава Ростоцкого, более «острые» произведения, такие как «Чистое небо» Григория Чухрая с Евгением Урбанским. Хотя отечественные критики вначале отнеслись к фильму «Летят журавли» Михаила Калатозова «очень-очень сдержанно», картина с незабываемым дуэтом Татьяны Самойловой и Алексея Баталова получила Пальмовую ветвь на Каннском фестивале. Актриса стала там настоящей «звездой». Западные продюсеры предлагали ей и оператору Сергею Урусевскому заключить контракты для участия в съемках.

Невозможно не сказать о первом фильме из СССР, награжденном американским «Оскаром» в номинации «Художественный фильм» - «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Он вышел как наш ответ американской экранизации романа 1956 года. Надо было поставить фильм принципиально лучше, чем это сделали американцы. Съемки «Войны и мира» шли дольше, чем сама война. Денег не жалели. Фильм действительно получился грандиозным.

 

- Кстати, в списке советских киношедевров немало картин о другой войне — Великой Отечественной… Какие бы вы выделили особо?

- У меня есть знакомый, который хранит в памяти компьютера более 1500 фильмов о войне и истории. Перечислить их все практически невозможно. К примеру, масштабная эпопея «Освобождение» режиссера-фронтовика Юрия Озерова, «Живые и мертвые» Александра Столпера, где с необычной стороны раскрылся Анатолий Папанов, бесподобные «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова, «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля с Олегом Далем в главной роли. Один фильм хочется отметить особо — это «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. Теперь удивительно, что киноруководство вначале не хотело его принимать. А песню из него поют и сегодня.

Кадры из фильмов: «В бой идут одни «старики»,
«Война и мир»,
«Осенний марафон»

- Вы стали руководителем Центра досуга и кино «Октябрь» в трудные времена не только для кинопроката, но и для страны в целом. С чем вам пришлось столкнуться?

- Организационная структура в кино постоянно претерпевала изменения. До конца 1980-х в регионах работали управления кинофикации. Нашему краевому управлению подчинялись ставропольская, кисловодская и минераловодская конторы кинопроката, а также государственные кинотеатры. Схема была достаточно проста: конторы получали фильмы из Москвы, а затем «расписывали» их по графику по районам и городам, а также санаториям. Когда управление кинофикации фактически ликвидировали, подчинив управлению культуры, за дело взялись зарубежные прокатные фирмы и частные предприниматели.

В кино началась техническая революция. Раньше все фильмы снимали и тиражировали на пленке, а в 90-е стали выпускать на кассетах и дисках. И первыми их получали перевооружившиеся кинотеатры. Появилось огромное количество видеосалонов, где целыми днями бесконтрольно крутились фильмы — от музыкальных до «крутой эротики». В домах культуры, на вокзалах, съемных квартирах. Расход минимальный, доход высокий и без налогов.

А поскольку кинотеатры не были технологически готовы к работе в новых условиях, они начали массово закрываться. В Ставрополе по инициативе тогдашней замглавы администрации Валентины Николаевны Муравьевой было принято радикальное решение: реорганизовать государственные кинотеатры в ДК или центры с правом кинопоказа, взяв их на городской баланс и объединив в сеть на базе молодежного кинотеатра «Октябрь». Так появился Центр досуга и кино «Октябрь». Следует сказать, что из ранее действующих 17 киноплощадок фактически остались головные: «Экран», преобразованный в молодежный центр с дискотекой, кинотеатр для детей «Орленок» и «Родина» (переданный вскоре пограничникам, а затем снесенный). Поэтому в состав ЦДиК «Октябрь» вошли «Ставрополец», «Мир», «Чапаевец» и «Пионер».

 

- Судя по названию центра, в кинотеатрах приходилось не просто крутить кино...

- Наряду с показом фильмов, в «новых» ДК проводилась клубная работа для жителей микрорайонов, прилегающих школ под общим руководством худрука «Октября» Т. Куликовой. Создавались кружки и объединения, проводились вечера, кинопоказы. Приходилось нелегко, поскольку не хватало помещений, техническое состояние зданий было неважное.

Постепенно за счет бюджетных средств удалось отремонтировать пол в «Ставропольце», а «Октябрь» приобрел первый в городе видеопроекционный аппарат, что позволило расширить кинорепертуар. Сложность была в том, что прокатные фирмы неохотно давали фильмы малым кинотеатрам, поскольку они не приносили желаемой прибыли. Кинорынок прежде всего интересовали многозальные кинотеатры с цифровой техникой. И если раньше в репертуаре преобладали российские фильмы, то со временем их количество скатилось до 18 - 20 %. Это понятно, поскольку из 12 основных прокатных фирм только две российские. Из 100-120 отечественных фильмов до зрителя доходили не более 40. Основную прибыль приносили нашумевшие иностранные картины. Такие как «Титаник» Джеймса Камерона. Кстати, именно «Октябрю» удалось показать этот фильм жителям Ставрополя и ряда районов края. Пришлось долго уговаривать представителя фирмы «ХХ век Фокс» выделить копию фильма, пусть на тяжелых условиях.

 

- Однако вы руководствовались не только коммерческими расчетами в своей работе?.. 

- Своим небольшим, но все-таки успехом считаю показ в нашем крае фильма Бориса Грачевского «Крыша». Все знают режиссера как автора «Ералаша». Но в этом фильме он поднял очень серьезную тему подросткового суицида. При поддержке министерства образования нам удалось показать его в нескольких районах только для родителей и педагогов.

Совместно с заслуженным деятелем искусств РФ Андреем Разумовским провели в крае фестиваль «Современное российское кино» с участием режиссеров и актеров. Это очень хорошо, что сейчас проводятся кинофестивали в Кисловодске и Железноводске. Но мы были первыми. Одним из памятных показов была демонстрация фильма Александра Котта «Брестская крепость». В городе его просмотрело около 10000 зрителей. Последним аккордом был показ для тысячи солдат.

Одной из специфических форм работы «Октября» было создание «Фронтовой бригады». Особенностью было то, что каждое выступление готовилось к определенному событию Великой Отечественной войны: ноябрь - Сталинградская битва, декабрь — битва за Москву, январь — прорыв блокады Ленинграда и другие. Рассказывали об артистах-фронтовиках: Юрии Никулине, Алексее Смирнове, Иннокентии Смоктуновском и многих других. Выступления проходили не только в городе, но и в воинских частях, селах Донском, Казьминском, Сенгилеевском…

 

- В то время, когда кино было «пленочным», очень многое зависело от кадров в кинопрокате…

- Деятельность любого кинотеатра была связана с людьми, которых посетители практически не видели — от киномехаников. Большинство из них были преданы своему делу. У некоторых это было семейное дело, как у трех братьев Гурьевых и их невестки. Клара Антоновна Тарасенко в одном только «Октябре» проработала почти 50 лет. Это и семейная пара — Андрей Зима и Татьяна Старцева. И Нина Романова, возглавлявшая киноклуб «Дружба», а позже она руководила «Салютом».

Не могу не сказать о человеке, посвятившем всю жизнь служению кино, — Владимире Петровиче Скачилове. Окончив институт в Ленинграде, он преподавал в училище № 14 в группе киномехаников, затем перешел на работу в кинотеатр «Гигант», а позже — в «Октябрь». Его знают во всем крае — всюду есть его ученики и коллеги. Владимир Петрович до сих пор трудится в ДК «Мир» и ведет семейный клуб любителей кино. Его жена Галина долгое время работала киномехаником в «Салюте».

 

- Сегодня вы уже со стороны следите за кинопроизводством и прокатом. Что-то нравится, а что-то нет, наверное...

- Наблюдая за сегодняшними тенденциями в системе кинопроката, можно отметить ряд проблем. Например, то, что микрорайоны строят без учета потребности людей в культурном досуге. Когда-то в Ставрополе на 300 тысяч жителей приходилось 17 киноплощадок. Сейчас для 500 тысяч их и десятка не наберется.

В свое время вместе с Обществом славян «Октябрь» выступил с инициативой регулярного показа школьникам фильмов по истории России. Были подобраны почти 100 фильмов. Инициатива не получила поддержки из-за того, что в школах теперь запрещен доступ посторонним.

Другая злободневная тема. Череда новых фильмов, снятых «по мотивам» популярных кинокартин прошлого. В 1960-е годы вышел «Жаворонок» - о танкисте, ценой жизни спасшем ребенка, а недавно – современная интерпретация этого фильма. Это даже не пародия... Специально решил посмотреть новый фильм о бременских музыкантах. Ушел с половины, поскольку терпеть эту бездарность невозможно. В том же ключе могу оценить новые фильмы, такие как «Онегин», «Мастер и Маргарита»...

Недавно Министерство просвещения РФ предложило список фильмов для создания... ремейков. Среди них «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Серёжа» Георгия Данелия, «Летят журавли» Михаила Калатозова... Ну кто сможет заменить Самойлову, Баталова, Мордюкову, Яковлева и других великих актеров? Профанация…

 

- Вы по-прежнему «в теме», по-прежнему болеете за дело… И сегодня переживаете о судьбе кинотеатра «Октябрь»...

- Созданный еще в 1907 году, это фактически один из старейших кинотеатров в России. Сегодня здание пустует. Фирма, которая выкупила его, обанкротилась. Может, стоит подумать, как вернуть неиспользуемый уже несколько лет памятник культуры и открыть в нем кинокультурный центр, возможно, с историческим названием - «Биоскоп». Показывать здесь фильмы по истории и культуре, включая художественные и документальные. Проводить различные мероприятия по воспитанию и формированию молодого поколения. Мельницу Гулиева реконструируют под офисы. А здесь в центре города был бы центр кинокультуры. Хотелось бы верить, что так и будет.

Записала Ольга МЕТЕЛКИНА.

Фото из личного архива Б. Чистякова и кадры из фильмов

 

_____________________________

Борис Викторович Чистяков первое высшее образование получил на физико-математическом факультете Ставропольского государственного пединститута, второе — в Московском институте культуры. Работал инструктором Октябрьского райкома ЛКСМ. Создатель и директор ансамбля «Степные зарницы» на базе краевого Управления профтехобразования (1971-

1980 гг.). Заведующий отделом краевого научно-методического центра культуры (1980-1987 гг.). Лектор крайкома КПСС. С 1988 года — директор КНМЦ, преобразованного в краевой Дом народного творчества. С марта 1996-го по июль 2016 года — директор Центра досуга и кино «Октябрь».

_____________________________

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Госдума приняла бюджет на 2025-2027 годы с ключевыми поправками «Единой России»

В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств.

22 ноября

Социальный фонд – для молодежи и пенсионеров

Сохранить вовлеченность в жизнь общества помогают волонтерские проекты и акции. Так, пенсионеры, например, плетут маскировочные сети, вяжут и шьют для военных СВО, с удовольствием поддерживают добровольческие инициативы наших сотрудников.

20 ноября

Ситуация на рынке недвижимости

Инвесторы стали чаще вкладываться в недвижимость на территории региона Кавказских Минеральных Вод. В настоящее время ставропольские курорты являются «топом» среди территорий для инвестирования. Это связано с большим притоком туристов. Сейчас это выгодно. Инвесторы не могут пройти мимо такого лакомого куска.

20 ноября

«Виктор» сумел справиться с собой и обыграть «КАУСТИК»

Следующую игру игроки «Виктора» проведут уже 22 ноября в рамках Кубка России. Они отправятся в гости к «СГАУ-Саратов», наши гандболисты побеждали эту команду в первом круге чемпионата России на той же площадке. К слову, на игру в Саратов ставропольские гандболисты отправятся прямиком из Волгограда. Вот такое гостевое турне получится у «викторианцев».

20 ноября