День Крещения Руси
28 июля исполнилось 1036 лет с того момента, как история Русского государства пошла по тому самому пути, который предопределил его уникальное место в истории, геополитике и культурном пространстве. Именно этот день рассматривается, как дата принятия христианства в качестве официальной религии Руси.
К первоисточникам
Сегодня это практически невозможно представить, но тогда молодое государство, вступившее в эпоху могущества и явно переросшее языческое многобожие, отнюдь не сразу определилось с православием византийского толка в качестве новой веры для своего народа. А ведь в той же «Повести временных лет», являющейся едва ли не единственным историко-графическим источником, проливающим свет на давно ушедшие времена, пишется о том, что тогда князь Владимир Святославич, уже позже добавивший к своему имени определения Великий, Красное Солнышко и Креститель, сделал свой выбор не сразу.
Поначалу он рассматривал другие предложения. В частности, о принятии ислама от послов Волжской Булгарии – государства, находящегося в те годы на месте нынешнего Татарстана. Затем были представители Папы Римского, предлагавшие католичество. К слову, окончательное разделение двух ветвей христианской веры по отношению к тому времени случилось совсем недавно – примерно за 25 лет до описываемых событий. Третьими якобы были хазарские иудеи. Я бы лично оспорил достоверность данного факта, больше похожего на продолжение некоего символического ряда из всех известных тогда в Европе религий. Кроме того, за 23 года до этого отец Владимира князь Святослав разгромил Хазарский каганат, и это государство вскоре прекратило свое существование. Но это только мое личное мнение, а история любит факты.
Активное миссионерство
Надо сказать, что тогда Византийская империя активно занималась миссионерской деятельностью по распространению православия в землях соседних воинственных языческих народов. Кроме всего прочего, это позволяло заключать союзы с принявшими христианство государствами, а также закрепить их в сфере своего влияния, уменьшив опасность военных конфликтов на границах. Такие процессы происходили в IX веке в Сербии, Болгарии и Великой Моравии, а в следующем столетии очередь дошла до окрепшей и ставшей мощным европейским государством Руси.
К слову, попытки принести христианскую веру православного толка на заселенные восточными славянами территории предпринимались и раньше. Первая относится еще к середине IX века при князьях Аскольде и Дире после их походов на Константинополь. Историки упоминают и вторую, также закончившуюся неудачей попытку десятью годами позже. Уже в середине следующего столетия христианскую веру приняла правительница Руси княгиня Ольга, приходящаяся Владимиру бабушкой. Таким образом, предпосылки к крещению сложились глубокие и серьезные.
В 988 году в царствие византийских императоров-соправителей Василия II и Константина VIII присланное в Киев патриархом Константинопольским Николаем II Хрисовергом духовенство крестило население в водах рек Днепр и Почайна. О том, насколько добровольно происходил этот процесс, мнения историков расходятся, а достоверно об этом не узнать никогда. Очевидно, что с ходу христианство приняли не все. Ведь даже до сих пор существуют родноверы, всерьез поклоняющиеся Перуну, Велесу, Яриле и прочим многочисленным дохристианским богам. На части территорий православие насаждалось силой, и при этом уничтожались культовые сооружения язычников, а сопротивлявшиеся подвергались гонениям. В первое время после признания христианства государственной религией оно охватывало, прежде всего, городское население, а поклонение идолам в некоторых местах сохранялось вплоть до XII века. Однако главный факт остается непреложным – крещение Руси состоялось и десять последующих столетий предопределяло историю нашего государства, в том числе и в плане его превращения из княжества в империю.
Цивилизационное, политическое и культурное значение
Случившееся на Руси в 988 году нашей эры событие не только приобщило к христианским государствам наиболее обширную и самую отдаленную часть на востоке единого европейского пространства, но и в ближайшем историческом будущем открыло новый огромный мир, который постепенно войдет в православную веру с помощью русских.
Приняв крещение от византийцев, справедливо считавших себя ромеями, то есть наследниками Римской империи, князь Владимир включил Русь в орбиту того великого государства. Отсюда и тезис, что именно Русское государство стало «третьим Римом, а четвертому не бывати». То есть «первый» Рим был центром цивилизации и носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым» Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе, как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Но и «второму» Риму было не суждено существовать вечно. В 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской веры. Вновь возник вопрос о том, кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
Официальная памятная дата
День Крещения Руси является одной из самых молодых государственных памятных дат Российской Федерации, которая была учреждена полтора десятка лет назад. Идея каким-то образом отмечать это событие родилась еще в 2008 году, когда в стране проводились мероприятия в честь 1020-летия принятия христианства. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II от имени Архиерейского собора Русской Православной Церкви обратился к Президенту России, которым в то время был Дмитрий Медведев. Владыка подчеркнул, что произошедшее на Руси в 988 году событие предопределило исторический путь, которым в дальнейшем пошли народы России, Белоруссии и Украины. Этот день было предложено отмечать на федеральном уровне.
21 мая 2010 года законопроект о дополнении в действующий Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» был принят в последнем, третьем чтении Государственной Думой России, а через пять дней одобрен Советом Федерации. Еще через пять дней, в последний день весны того года, Дмитрий Медведев подписал документ, согласно которому 28 июля установлена новая памятная дата – «День крещения Руси». Это решение горячо поддержали не только в РПЦ, но и представители других традиционных конфессий России, в частности мусульмане и буддисты.
Как официально написано в законодательстве страны, 28 июля, или 15-е число этого месяца по используемому Русской Православной Церковью юлианскому календарю, отмечается «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».
Как отмечали раньше
Первое официальное празднование крещения Руси состоялось еще в XIX веке, в 1888 году, по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, которого даже называли «духовным вождем старой монархической России эпохи упадка».
Тогда юбилейные мероприятия проходили в Киеве, а в преддверии праздника был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому, появилось несколько благотворительных заведений для приюта пожилых людей и калек, совершены торжественные богослужения.
950-летие Крещения Руси, выпавшее на печально известный в СССР 1938 год, активно отмечалось только в русском зарубежье. А вот процесс подготовки празднования 1000-летия этого знаменательного события в 1988 году уже проходил на глазах у автора этого материала, совпав с перестройкой и политикой гласности в Советском Союзе. Тогда правительство проявило интерес к празднованиям, одним из знаковых событий стала передача в 1983 году, то есть еще до начала перемен в политической структуре государства, во владение Московской Патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря. Там была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало совместное служение именно в этом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями богослужения в Киево-Печерской лавре, которое тогда произошло впервые за почти тридцать лет. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате. Безусловно, главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению духовности на всей территории огромного Советского Союза.
Прикосновение к истории
В краевой столице также отпраздновали День Крещения Руси и почтили память святого равноапостольного великого князя Владимира. По благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Холодных родниках в Таманском лесу в этот день проходило массовое крещение и праздничная Божественная литургия. Разделить молитву приглашали всех жителей и гостей краевой столицы. Это уже традиция, и каждый год сюда приходят люди разных возрастов и национальностей, желающие принять таинство крещения.
А еще в краевом центре состоялось открытие выставки работ фотохудожников под названием «Русь святая православная, о тебе молитва моя», посвященной Дню Крещения Руси. Выставка начала работу в музейно-выставочном комплексе «Моя страна. Моя история» в канун памятной даты.
Инициаторы проекта подчеркнули, что крещение Руси, произошедшее 1036 лет назад, изменило ход истории нашей страны. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле святого равноапостольного князя Владимира, началась новая и славная летопись Руси в качестве православного государства. Гости выставки, посетить которую могут все желающие, имеют возможность не только визуально соприкоснуться с духовно неисчерпаемым миром православия, с его историей, но и с жизнерадостной современностью.
Кроме того, поможет посетителям вспомнить детали подготовки к принятию православия, а также особенности самых первых фундаментальных изменений в жизни древнерусского общества, последовавших за событиями 988 года, мультимедийная и интерактивная выставка «Рюриковичи», постоянно действующая в музейно-выставочном комплексе.
Под флагом православия
По поводу уникального исторического события можно много рассуждать. Принятие христианства укрепляло централизованную власть и территориальное единство русского государства. Оно имело и большое международное значение, которое заключалось в том, что Киевская Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским народам. Безусловно, многобожие дохристианского периода уже никак не соответствовало ни геополитическому, ни территориальному масштабу входящей в зенит могущества восточнославянской державы.
Отталкиваясь от своего опыта учебы на историческом факультете тогдашнего педагогического института, ныне Северо-Кавказского федерального университета, в Ставрополе, хочу напомнить, что в государстве с принятием православной веры начался период единства и могущества. Уже при сыне Владимира Великого, который вошел в историю под именем Ярослава Мудрого, на Руси стали строить храмы, развивалась культура, рос уровень образования, увеличилась численность населения. Именно при этом правителе был составлен первый известный свод законов русского права – знаменитая «Русская правда», первый сохранившийся в истории пример отечественного законотворчества. При Ярославе Мудром завершились войны с извечными беспокойными соседями – печенегами, были построены дружеские отношения со Швецией, а также налажено, выражаясь современным языком, взаимовыгодное сотрудничество с Византией, Священной Римской империей и другими европейскими странами.
Однако уже в следующем веке наступила раздробленность, которая привела к ордынскому владычеству над Русью почти на два с половиной столетия. Но и этот мрачный период завершился, и столицей нового государства вместо Киева стала Москва. А православная вера все время оставалась силой, объединяющей и помогающей нам побеждать. Так случилось и при освобождении от ига, и в смутное время в начале XVII века, и в ходе создания Российской империи, и при нашествии Наполеона, и даже в тяжелейший период Великой Отечественной войны. Стоит вспомнить, что тогда кровавый коммунистический диктатор Сталин вспомнил свое семинаристское прошлое и повернулся лицом к церкви в тот самый момент, когда само существование нашей страны и ее населения находилось под страшной угрозой.
Сейчас слова «русский» и «православный» практически стали синонимами. Это при всем уважении к тем представителям системообразующего народа нашей страны, которые считают себя атеистами или выбирают другие конфессии. Грустно анализировать ситуацию в том городе, который стал историческим местом принятия нашим древним государством христианской веры, в частности в Киево-Печерской лавре. У немалой части населения соседнего и явно враждебного нам государства воцарились богоборчество и некая ужасная смесь дохристианских языческих ритуалов с откровенным нацизмом. Это очень печально. Но на Украине, как всегда и происходит в годину гонений, остаются и те, кто сохраняет верность когда-то выбранному нашими далекими предками пути. И что-то мне подсказывает, что они все пересилят, а победа русского оружия под флагом православия им обязательно поможет.
Олег ЧЕСНОКОВ