Образование – это про интерес к жизни | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Образование – это про интерес к жизни

Образование – это про интерес к жизни

2 мая
16:15

Ставропольское президентское кадетское училище стало местом проведения форума образовательных инициатив, который имеет статус всероссийского. Участники мероприятия в этот раз обсуждали вопросы обеспечения качества кадетского образования, отвечающего вызовам XXI века.

Целью форума стало развитие инициативности и творчества среди педагогических работников, направленных на поиск и применение современных технологий для обеспечения высокого уровня качества образования.

 

Форум «Задаём вектор педагогического развития!» уже был пятым. И если в прошлом году его главным направлением были нравственность и патриотизм, то в этом упор сделали на наставничество в ракурсе объявленного Президентом России 2024-го Годом семьи.

Участниками стали довузовские общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации из 17 регионов. География форума в этом году значительно расширилась именно в очном формате, ведь раньше такому количеству гостей мешала пандемия. Делегатов прислали Москва, Санкт-Петербург, Кемерово, Кронштадт, Оренбург, Севастополь, Краснодар, Тверь, Владикавказ, Ханкала, Ростов-на-Дону, Уссурийск и другие города. Выступали и представители общеобразовательных организаций нашего края.

По традиции всех приветствовал начальник СПКУ кандидат технических наук, профессор Вячеслав Преснухин: «Наш форум проходит пятый год, чтобы обмениваться мнениями, опытом. Модернизация российского образования ставит перед нами задачи, решение которых требует внедрения новых образовательных практик, которые помогут улучшить его качество и подготовить молодое поколение к вызовам современного мира. Большая надежда на то, что наш форум станет площадкой профессионального обсуждения эффективных решений и проектов по вопросам развития образования в условиях системной трансформации современного общества. Как сохранить интерес к обучению и повысить уровень мотивации школьника? Воспитание сегодня: в чём главная задача? Дополнительное образование в современных реалиях. К этим и многим другим вопросам обращены направления работы дискуссионных площадок. В работе форума наряду с педагогами участвуют наши воспитанники, что позволит определить вектор горизонтального взаимодействия по созданию условия для формирования созидательного творческого человека. Совместное обсуждение вопросов поиска векторного развития образования невозможно без тех, кого мы учим. Считаю, что главная цель проведения форума заключается в обмене передовым опытом и тиражировании лучших образовательных практик в профессиональном сообществе».

Вячеслав Валерьевич пожелал участникам плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия. А собрались они как раз для того, чтобы поделиться своим педагогическим опытом и знаниями. За два дня на дискуссионных площадках коллеги высказывали свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, знакомились с образовательным пространством училища, работали с педагогами и подростками на открытых мероприятиях и мастер-классах. Еще одной доброй традицией были показательные выступления по робототехнике и выставка технического творчества кадет.

 

Наставники бывают разные

Ну а сначала за каждым столом прошло знакомсто в группах, где форумчане отвечали на вопросы о своих ожиданиях и наставниках в их жизни. За моим столом воспитатель Кадетского корпуса (Школа IT-технологий) Военной академии связи имени маршала Советского Союза С. М. Буденного из Санкт-Петербурга Олег Голубев поделился: «Ожидания со всеми эпитетами и символами у меня только самые лучшие. И может быть, даже не педагогические, а больше от Ставропольского региона, от знакомства со всеми вами. Ну и, соответственно, вовлечение в эту среду, потому что, когда предоставляется такая возможность, такие командировки в прекрасный город, ты понимаешь, что работаешь в хорошей организации, очень хочется впитать то, что вы мне можете дать здесь и отдать свой опыт. Я сам из семьи военного, поменял четыре школы. Самый главный наставник – мой папа, который жив и здоров, 16 апреля отметил 81 год со своими устремлениями и планами. Поэтому и я надеюсь, что и у меня всё впереди».

Психолог ставропольской кадетки Инна Шестак рассказала:

«В моей жизни, как у любого человека, было очень много идей и времени, чтобы поразмышлять над ними. Понимаю, что моя собственная жизнь и есть наставничество, потому что это процесс многогранный. Сказать, что наставником должен быть человек взрослый и старше меня, я не могу. Для меня это дети, мои любимые кадеты-подростки, потому что это тоже наставничество. Как психолог я у них что-то подмечаю, много чего интересного узнаю про подростковый возраст. Индивидуальные, личностные особенности на самом деле есть у каждого подростка, и проявляются они по-разному. Сегодня я жду живого, хорошего общения, очень рада видеть коллег из разных регионов. Хочу получить новый опыт, ведь жизнь – это про интерес!».

Судьба воспитателя пятых классов Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса (Ростовская область) Дмитрия Крывчака неразрывно связана со Ставрополем: «В связи с реконструкцией здания и территории наше учебное заведение сейчас находится в вашем городе. Моим наставником с дет-ства был неординарный человек. Однажды одноклассник привел меня в авиамодельный кружок, и его руководитель Анатолий Колесников, мастер спорта международного класса, чемпион мира, увлек меня занятием авиацией. И она меня затянула, я окончил Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище, прослужил всю жизнь в авиации. После реформирования училища мне приходилось служить и в структурах МВД, и в Росгвардии. И везде судьба была связана с авиацией. Поэтому в своей жизни, оценив всё и оглядываясь назад, я могу сказать, что очень благодарен этому человеку, который дал мне такой жизненный толчок, направил по пути авиационной деятельности. Анатолий Сергеевич проживает в Киргизии, в 82 года летает на параплане, занимается спортом, туризмом. Как и все присутствующие здесь, я жду теплого общения, обмена опытом, очень рад знакомству, готов всегда прийти на помощь каждому из вас».

Затем началось обсуждение актуальных вопросов системы основного общего образования. Один из главных спикеров практического блока форума программный директор центра знаний «Машук» кандидат экономических наук Олег Ляшко в своем выступлении на тему «Опыт в работе с педагогами и наставниками» рассказал собравшимся россиянам, что «Машук» был открыт в августе 2022 года как федеральный центр для педагогов и учителей. Таких круглогодичных центров с большой площадкой, имеющих столовую, гостиничный комплекс и концертный зал, на текущий момент в стране всего четыре. Один из них – мастерская управления «Сенеж» для управленцев, а также Академия индустрий «Меганом» в Судаке для творческой молодежи узких профессий и «Истоки» в Нижнем Новгороде для работников сферы истории и культуры. «В центре знаний «Машук» нам дан девиз «Учим тех, кто учит!». Наши преимущества, которые привлекают жителей со всей страны, – в Пятигорске и Ставрополе среднегодовая температура выше 11 градусов, 149 солнечных дней в году. На «Машуке» в год реализуется более ста программ. С сентября 2022 года к нам каждые четыре дня заезжают 150 – 200 человек с разными тематиками и программами. За все время у нас обучилось уже больше 20 тысяч человек, в том числе 200 сотрудников и преподавателей СПКУ. Мы делимся с ними нашим опытом, приглашаем известных спикеров, которые говорят на темы традиционных российских ценностей, воспитания и педагогики. И мы, общаясь с людьми, собираем много важной информации. Сегодня в Ставрополе поделимся своими размышлениями».

Олег Олегович рассказал о разных направлениях деятельности центра «Машук». В частности, о новой программе «Твой герой» для демобилизованных военнослужащих: «Она для ребят, вернувшихся из зоны СВО и размышляющих о том, где дальше учиться и работать. Курс влился во многие программы учебных заведений. Проект реализует Роспатриот Федерального агентства по делам молодёжи в партнерстве с Российским обществом «Знание». На форуме узнали мы и о том, что 20 % слушателей центра знаний «Машук» – представители новых регионов, для педагогов оттуда делают специфические программы. Первая, «Классно быть педагогом», пришлась на День учителя».

 

Можно обучать детей играя

Руководитель программы Федерального центра знаний «Машук» Елена Сонина в своем докладе «Эволюция образования: современные тренды и сотрудничество с родителями в воспитании (итоги программы «Родительской Академии»)» подчеркнула важность понимания контингента, с которым работают учителя: «Если мы хотим заниматься педагогикой, воспитанием, развитием, должны понимать, кто к нам приходит каждый день в класс, как меняются эти люди, как внешние события отражаются на наших учениках. Это касается не только молодого поколения, но и воспитания и обучения взрослых людей. Для того чтобы понимать, куда двигается образование, нужно рассмотреть несколько трендов». Елена Владимировна привела в пример ряд уже внедренных в центре знаний. Первый – это многоформатность программы. Сейчас идёт очень большой запрос на то, чтобы в разных программах сочетались различные направления – аудиторная нагрузка, проектная работа, индивидуальная консультация. «Мы у себя реализуем такие направления, как перипатетика, когда люди отправляются в поход на гору. Приезжали даже беременные мамочки, выразившие желание утром пройти восемь километров. И при этом они разговаривают, с ними идёт гид и даёт информацию, а участники тоже выносят содержательные тезисы, – пояснила спикер. – Ещё один тренд, который скоро станет нормой, – это игровые форматы и геймификация образовательного процесса. Например, когда у вас получение оценок связано с определенными баллами, сбором достижений, можно сделать игру, которая растянется на весь семестр или четверть. Чаще всего, кстати, в играх запоминается не успешный момент, не тот, в котором ты победил, а сложный, где была допущена ошибка. Он остается как богатый образовательный опыт. Такой формат помогает делегировать учащегося в какую-то профессиональную отрасль, в которой он потом будет развиваться. Поэтому очень важно сейчас им давать не только знания, но и навыки, такие как умение работать в команде, нести коллективную ответственность, договариваться друг с другом, быть лидером, принимать решения, самостоятельно организовывать свою деятельность. Всё это как раз позволяет игровой формат. Поэтому этот тренд красной нитью идет через многие образовательные программы». Спикер подытожила, что использование разных форматов позволяет разнообразить и привлечь большинство участников образования в процесс получения знания. Ну а самим кадетам Елена Сонина напомнила, что, помимо центра знаний «Машук», есть одноименный молодежный форум, где летом можно выиграть грантовый конкурс и реализовать свою инициативу.

На дискуссионных площадках обсуждались самые разные, нетривиальные темы, например: «Гуманитарий или технарь? Как не навредить ученику», «Потен-циал использования нейросетей на уроках гуманитарного цикла, воздействие на сознание и поведение обучающегося». Преподаватель математики Наталья Иванова вместо скучной лекции провела мастер-класс «Главные числа о главном». Историки кадетского училища пригласили гостей на урок «Код памяти».

По итогам форума его участники единогласно приняли резолюцию. Важными векторами развития педагогической деятельности в системе довузовского образования они определили формирование языковой личности, обладающей высокой культурой русской речи как основы общей культуры, российской идентичности и патриотизма; адекватное использование цифровых ресурсов в образовательном процессе на основе современных трендов и объективных потребностей. Еще один вектор – усиление историко-культурной составляющей воинских ритуалов при использовании в системе довузовского воспитания.

Организаторы форума выразили уверенность, что выдвинутые идеи повышения качества образования будут востребованы в профессиональной среде по всей России. А Ставропольское президентское кадетское училище выступило с предложением провести следующий форум в апреле 2025 года уже на базе Федерального центра знаний «Машук» в Пятигорске.

Читайте также

Традиционное меню и новый салат

Есть у нас в семье традиция. Накануне Нового года мы с мужем обсуждаем меню. Так было ещё в начале нашей семейной жизни. Сейчас, конечно, в меню мы вносим коррективы с пометкой «для детей». Однажды я написала меню на листе формата А4, а муж ознакомился со списком блюд и поставил визу: "Согласовано". И расписался. Конечно, всё это обсуждение больше игра, так как часть блюд неизменно остаётся в списке из года в год. Салат оливье, как вы понимаете, возглавляет этот список. Но  это вовсе не значит, что не стоит пробовать что-то новое. Или забытое старое.

22 декабря

«Виктор» остановил в Ставрополе чемпиона страны

Павел Тураев мог за 58 секунд до конца поставить точку в матче, но Вадим Богданов был против. «Викторианцы» не расстроились этому факту и качественно отработали в обороне, вынудив ошибиться соперника, оставив не только мяч за собой, но и матч. 27:26 – «Виктор» побеждает чемпиона страны, сокращая отставание от него до одного очка, еще и упрочив свои позиции в борьбе за четвертую строчку в турнирной таблице.

21 декабря

Два победителя конкурса минтруда и соцзащиты края – журналисты «Вечерки»

На итоговом заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18 декабря по сложившейся традиции провели награждение победителей и лауреатов ряда краевых конкурсов.

20 декабря

Эту операцию уникальной признавали даже враги

25 лет назад был закрыт чеченский участок Государственной границы нашей страны с Грузией. Значение этого события в истории постсоветской России очень велико. Без него ни о каком установлении конституционного порядка в Чечне даже речи идти не могло, равно как и о сохранении территориальной целостности самой России.

20 декабря