Российской прокуратуре 12 января исполняется 302 года
Дата очень серьезная, она говорит о значимой истории ведомства. Поэтому погрузимся в истоки создания прокуратуры на территории нашего края. Поверьте, здесь есть о чем рассказать.
Императорские времена: уважение и независимость
Современная территория нашего региона под наименованием «Кавказское наместничество» в ХVIII веке входила в состав Астраханской губернии. Российская империя за счет успехов войн с Османским государством расширяла свои границы на Кавказе. Стало ясно, что необходимо создавать новый субъект в составе страны.
Когда к престолу пришел Александр I, он сразу принялся за юридические изменения территориальных дел. И вскоре появилась Кавказская губерния с центром в городе Георгиевске, в которую и вошел нынешний Ставропольский край. Случилось это 15 ноября 1802 года. Создание нового субъекта повлекло за собой учреждение различных органов власти на местах. Именно тогда ввели должность Кавказского губернского прокурора. С этого момента начинается история ставропольской прокуратуры.
На территориях Российской империи прокуратура входила в новое Министерство юстиции, которое появилось все в том же 1802 году. Губернский прокурор в этой системе власти обязан был осуществлять надзор за деятельностью местных учреждений и чиновников. Он проверял законность действий государственных служащих, а также изучал вводимые процессуальные акты. В таком сложном деле у губернского прокурора были помощники в лице стряпчих казенных и уголовных дел.
В конце своего правления Александр I вновь провел реформу. С 24 июля 1822 года Кавказская губерния становится областью. Соответственно появляется Кавказский областной прокурор. В этом же указе император перемещает столицу субъекта в Ставрополь, куда и переезжают все государственные департаменты того времени.
Кавказским областным прокурором становится В.Д. Тачанов. Он занимал эту должность более 25 лет. Располагалось ведомство тогда в здании присутственных мест. Сегодня в этом известном доме на пересечении улиц Советской и Клары Цеткин трудятся работники налоговой инспекции. Кавказская прокуратура работала очень хорошо, поэтому неудивительно, что губернские власти пытались «приручить» сотрудников ведомства. Однако императорские чиновники не позволяли сделать этого, поскольку государственным интересам отвечали независимые органы прокуратуры. Чтобы пресечь попытки подкупа и лояльности, в 1828 году Сенат утверждает единую правовую систему. С того момента местный прокурор не может находиться в зависимости от губернского руководства.
«Губернские прокуроры на основании узаконений везде смотрят и бдение имеют, дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило», – говорится в указе Сената.
Тем временем уже несколько лет царствует Николай I. Именно он в 1847 году вводит единообразие в общем наименовании разных частей государства. Кавказская область вновь становится губернией, но уже Ставропольской. С этого момента прокурор занимается вопросами, связанными с взаимоотношением крестьян с помещиками, а также ведет учет подсудимых в губернии.
В 1855 году императором становится главный реформатор ХIХ века – Александр II. В 1864 году проходит судебная реформа, которая упраздняет должность губернских прокуроров. Теперь появляется бессословный суд, который становится независимым. 17 апреля 1868 года образовывается Ставропольский окружной суд. В нем учреждают должность прокурора, имеющего полную самостоятельность в своих действиях. Он руководил следствием, выступал обвинителем на суде, надзирал за исполнением приговоров суда.
Прокуроры становятся одними из самых уважаемых людей в обществе. Повышается их материальное вознаграждение за работу. Такой порядок дел существовал вплоть до 1917 года.
Советские времена: бессмертные подвиги
Еще месяца не проходит с момента Великой Октябрьской социалистической революции, как 24 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принимает первый Декрет о суде. Полностью уходит в прошлое старая судебная система. На ее месте появляются народные суды и революционные трибуналы. Образовываются особые следственные комиссии.
Пять лет советская власть пытается жить без прокуратуры. Однако приходит понимание, что необходимо создать такое ведомство, которое обеспечило бы единство закона через независимость от местного самоуправления. Эту мысль подчеркивает министр юстиции Николай Крыленко в 1921 году. Уже на следующий год, 28 мая, третья сессия ВЦИК IX созыва принимает Положение о прокурорском надзоре. В составе Народного комиссариата юстиции появляется Государственная прокуратура. 29 июля Ставропольским губернским прокурором становится товарищ Г.М. Кретов.
Через два года после описанных выше событий происходит очередная территориальная реорганизация в нашей стране. Ставропольская и Терская губернии входят в состав Северо-Кавказского края со столицей в Ростове-на-Дону. В этот же момент создается Ставропольская окружная прокуратура. Сотрудники ведомства занимаются расследованием дел, ведут надзор за различными правоохранительными органами, подают кассационные протесты.
В 1930 году округа упраздняют. В 1934-м появляется Азово-Черноморский край с центром в Ростове-на-Дону. Северо-Кавказский край уменьшается в своих границах, а его столицей на время становится Пятигорск. Уже в 1937 году главным городом станет Ставрополь, а край назовут Орджоникидзевским. В этот же промежуток времени создается прокуратура СССР. В ее систему входят местные ведомства, которые есть в каждом регионе государства. В прокуратуре Ставропольского края появляются различные отделы: следственный, по надзору за органами милиции, уголовно-судебный, гражданско-судебный, общего надзора и т. д.
К сожалению, ставропольская прокуратура тоже пострадала в период «ежовщины». Сотрудники ведомства пытались напомнить о законности во времена репрессий, однако они сами попадали под наказания. Так, 25 июня 1938 года за 40 минут без государственного обвинителя и адвоката к расстрелу приговорили прокурора края Бориса Гарина (Линде). Приговор уместился в полстраницы. До сих пор неизвестно, где находится его могила. Также не удается обнаружить и фотографии прокурора. В 1957 году Бориса Эммануиловича реабилитировали посмертно.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники прокуратуры активно боролись с захватчиками. Многим ставропольцам известна история помощницы прокурора Клавдии Абрамовой. Когда ее муж ушел на фронт, а фашисты подбирались к Ставрополю, женщина не стала эвакуироваться вместе с детьми. Ей удалось уничтожить архив прокуратуры и разного рода важные служебные документы, тем самым сохранив жизнь многим людям. Правда, спасти себя Абрамовой не удалось. В сентябре 1942 года кто-то написал на нее донос. Немецкие захватчики долго пытали помощницу прокурора и ее детей. Клавдии Ильиничне было предложено сотрудничать с Третьим рейхом, но она отказалась. В результате Абрамову и двух дочек расстреляли в ее же день рождения.
«В отчётах гестапо, оставленных фашистами при бегстве из города Ставрополя, найдена запись палача о том, что Абрамова вела себя на допросах не как побежденная, а как победительница», – отмечают в прокуратуре края.
В январе 1943 года фашистов изгнали со ставропольской земли. Вновь заработала прокуратура, которая помогала выстраивать правопорядок. В 1950-е годы начался массовый пересмотр политических уголовных дел 30-х годов. Прокурор Ставропольского края Василий Петухов вошел в одну из таких комиссий. Никто в этот момент не отменял и повседневные дела ведомства. Поэтому в Ставрополь направили ряд молодых юристов, которые только что окончили вуз. Среди них был и Михаил Горбачев, которого впоследствии перевели на комсомольскую работу.
Деятельность же прокуратуры Ставропольского края продолжалась. Ряд новых законов дополняли или убирали те или иные обязанности. Одним из основных нововведений стала законодательная инициатива Прокуратуры СССР. Ведомство теперь напрямую подчинялось Верховному совету. Так будут вестись дела вплоть до 1991 года.
Наше время: быть достойными ветеранов
Распад СССР повлек за собой масштабные реформы. Однако, как и во времена начала советской власти, одним из первых законов России стал ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Руководители страны прекрасно понимали, как и в 1917 году, что в новом государстве нужно первым делом создать правовые институты. Отражение этих слов нашлось и в Конституции России, принятой в 1993 году. В статье 129 закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. Именно с этого момента прокуратура окончательно стала самостоятельным государственным органом, который не входит ни в одну из ветвей власти.
Активно свою работу вела прокуратура края в 90-е годы ХХ века. Множество уголовных дел было доведено до суда, в том числе благодаря сотрудникам ведомства. Они и сейчас продолжают трудиться во имя закона. Новые точечные реформы позволяют совершенствовать деятельность прокуратуры.
«Наши работники защищают интересы государства и каждого жителя нашего края, беря пример с тех, кто самоотверженным трудом, мужественными поступками и безупречным отношением к делу укреплял авторитет прокуратуры. Они стараются сохранить все полезное, что было накоплено за долгую историю существования прокуратуры края, и быть достойными своих учителей – ветеранов и пенсионеров прокуратуры», – сообщают в ведомстве.
Материал создан на основе информации по истории прокуратуры края, предоставленной ведомством.
Фото из архива редакции газеты «Вечерний Ставрополь» и сайта прокуратуры Ставропольского края