Нечастую экспозиционную тему – истории архитектурных стилей и персоналий проектировщиков, определивших в прошлом визуальный облик города Ставрополя, предложил посетителям Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Накануне Дня города открылась выставка, посвященная памяти главного архитектора краевого центра середины 50-х годов прошлого века Бонифация Фелициановича Будкевича.



Идея подобной выставки была высказана известным скульптором и коллекционером Василием Чуйковым. Он предложил музею показать неизвестные широкому зрителю документы, связанные с именем Бонифация Будкевича, цветную и карандашную графику из его коллекции. Инициативу поддержала директор музея Зоя Белая, которая стала куратором выставки, добавила в научную разработку темы ряд живописных работ известных ставропольских художников из музейных фондов, привлекла фотохудожника Маргариту Воронову, проиллюстрировавшую экспозицию снимками высокого качества многих образцов творческой деятельности архитектора.
Многие южные губернские города строились по берегам крупных рек – Дона, Кубани, Терека. В отличие от них, губернский Ставрополь впервые появился на карте как оборонительная крепость в числе других на Азово-Моздокской линии. Он строился на высоте почти семисот метров над уровнем моря. Эта горная географическая особенность и определила планы застройки многими дореволюционными и советскими архитекторами, учитывающими его местоположение на вершине и по спускам балок.
Смысловой пафос подготовленной музеем выставки – в показе на примере наследия советского архитектора Бонифация Будкевича преемственности архитектурных традиций предшественников и их отличий, реализуемых в трудные послевоенные годы восстановления основательно разрушенного немецкими оккупантами города. Он старался сохранить традиции предшественников и по-своему их развить в узаконенных тогда барочных и конструктивистских архитектурных принципах советского проектирования и строительства, в точечном социальном жилье и ансамблевых застройках бывшей Александровской площади (ныне площадь Ленина). Украшения пешеходного бульвара (ныне Ермоловского) с привлечением отделочного ракушечника и других строительных материалов – с гротами, фонтанами, балюстрадами, скульптурами, декоративной стенкой с «дельфинами» и фигурами купающихся детей, придуманных скульптором Иваном Беличенко, создавали неповторимый облик комфортной привлекательной урбанистической среды.
Тем самым Бонифаций Будкевич в своих творческих замыслах небезуспешно старался преодолеть архитектурную монотонность застройки в районе Крепостной горы малыми архитектурными формами, которые придавали бы строениям предшественников стилистическую завершенность, эстетическую привлекательность даже с элементами декоративной театральности. В урбанистический ландшафт центра города им были удачно вписаны эксклюзивные Дом трестов, ныне в народе именуемый «под шпилем», жилой дом на стыке площади Ленина и улицы Дзержинского и некоторые другие объекты советского «ставропольского классицизма».
В музейной экспозиции прослежена мысль о незавершенности стилистических поисков архитектора Бонифация Будкевича по многим причинам, не от него зависящим. С конца 50-х годов, после восстановления разрушенного войной Ставрополя, началось массовое строительство новых городских пространств для расселения приснопамятных бараков и предоставления жилья в типовых «хрущевках» микрорайонов Форштадта, Мамайки, Центрального и других. Оно сопровождалось борьбой с «архитектурными излишествами», зафиксированными в известном партийном и правительственном постановлении. Быт стал определять «архитектурное сознание» минимальным количеством декоративных элементов, в основном мозаичных высокохудожественных, к примеру на средней школе № 12 или на жилом доме по улице Шпаковской, напротив парка Победы, и других.
Это направление типового массового строительства продолжается до современных «человейников» Юго-Запада, «Красного металлиста» и на окраинных пространствах, в которых талантливому покойному архитектору места уже не нашлось бы. В новых временах звучат новые «песни», но «голос» архитектора Бонифация Будкевича прослушивается в неповторимом облике Ставрополя до сих пор.
Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог
Фото из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств