Памятники как часть нашей истории | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Алексей Заморкин
Памятники как часть нашей истории

Памятники как часть нашей истории

17 января
16:10

Персональная фотовыставка «Видеть, чтобы помнить» открылась в минувший вторник в музейно-выставочном комплексе «Россия – моя история»

Автор работ – известный фотограф, председатель краевого отделения Союза фотохудожников России Алексей Заморкин.

На снимках – городские памятники

«Герои» выставки – памятники, установленные в Ставрополе на протяжении XX и начале XXI века. Они стали своеобразным отражением разных исторических эпох, пережитых краевым центром и его жителями. Многие скульптурные изображения гармонично вписались в городской пейзаж, хорошо узнаваемы, а отдельные можно смело назвать визитными карточками Ставрополя. Такие как памятник красноармейцу и каменный крест на Крепостной горе или Ангел-хранитель на Александровской площади.

Ряд работ, представленных на выставке, выполнены в технике цианотипии. Сегодня, когда процесс получения фотоизо-бражений ушел в «цифру» и уже немногие знают, как напечатать черно-белую фотографию в домашних условиях, такие снимки воспринимаются как произведения искусства. Технологию цианотипии в середине XIX века предложил использовать астроном и физик Джон Гершель. Для того чтобы получить изображение, используют влагоустойчивую акварельную бумагу, которую кисточкой покрывают специальным светочувствительным раствором. С помощью крупноформатного фотоаппарата изготавливается негатив, а далее способом контактной печати на акварельной бумаге, пропитанной химическими реактивами, получают снимок с характерным синеватым оттенком. С таких отпечатков фотохудожник Алексей Заморкин изготовил работы большого формата для экспозиции «Видеть, чтобы помнить». Спонсором выставки выступил Иван Михайлович Тимошенко.

Фото вызывают профессиональный интерес

Алексей уточнил, что съемка велась в инфракрасных лучах, за счет чего облака стали более объемными, рельефными, листва на деревьях приобрела «седой» оттенок, и на ее фоне все предметы сделались гораздо выразительнее. На создание одной работы у автора уходило около недели. Всего же над этой фотоколлекцией он работал почти год.

Невозможно не отметить особую ценность фотопроекта «Видеть, чтобы помнить», заключающуюся в его просветительском характере. Каждый снимок автор сопроводил ёмкой информацией о том, кем и когда был создан памятник. Не секрет, что даже старожилы Ставрополя не всегда знают это. Алексей признался, что ему порой с трудом удавалось разыскать точные данные. Интернет-ресурсы, хоть и обладают огромным объемом информации о городе, требуют внимательной перепроверки. Автор обращался за помощью в музеи, архивы, к краеведам. Тем не менее остались некоторые вопросы. Например, кто автор памятного знака с барельефом герба Ставрополя на Ермоловском бульваре? Известно, что женские фигуры, установленные по обе стороны от него, создал известный ставропольский скульптор Федор Иванович Перетятько, тогда как авторы более позднего по времени памятника оказались забытыми.

Каждая работа на выставке дает повод для ее осмысления в контексте времени – прошлого и настоящего. Галерея образов, ставшая частью городского пейзажа, одновременно обозначила знаковые события в жизни Ставрополя, а порой и нашей страны в целом. Так, стела доваторцам установлена в честь ставропольских конников и их подвига в годы Великой Отечественной войны, а глядя на ее фотографию, невольно вспоминаешь также события вокруг реконструкции и переноса этого памятника в 2012 году. Казалось бы, скульптурные изображения Лермонтова и Пушкина стояли в Ставрополе на своих местах, однако следует вспомнить, что они стали частью городского пейзажа в конце прошлого века, а их открытие было приурочено к крупным юбилейным датам этих гениев. Каждый памятник в городе, запечатленный Алексеем Заморкиным, вполне может служить отправной точкой для полноценной экскурсии по городу.

Александр Черногоров, Георгий Колягин, Юрий Скворцов

На открытие выставки собрались друзья, коллеги автора, ставропольские ценители фотоискусства и те, кто интересуется историей нашего города. Среди них был и председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин, который нередко приходит на выставки с фотоаппаратом. Высокую оценку работам Алексея Заморкина дал и настоятель храма Преображения Господня протоиерей Владимир Сафонов.

Любопытно, что среди гостей были те, от кого в разные годы зависела судьба памятников. Депутат городской Думы Геннадий Тищенко напомнил, что фигура Ангела-хранителя поднялась над Александровской площадью в бытность Ивана Тимошенко главой администрации Ставрополя в начале 2000-х. И произошло это вопреки недовольству тогдашнего губернатора Александра Черногорова, который тоже присутствовал на открытии знаковой фотовыставки. А против он выступал, потому что Ангел должен был оказаться выше памятника Ленину. Одним словом, присутствующим было что вспомнить, глядя на знакомые городские пейзажи.

Выставка «Видеть, чтобы помнить» будет открыта до конца января, в ее рамках автор проведет мастер-класс по цианотипии.

В качестве анонса остается добавить, что в феврале в музее-усадьбе художника Василия Смирнова откроется выставка, подготовленная Алексеем Заморкиным совместно с коллегой Василием Дейнеко. Она будет посвящена их путешествию по России от Москвы до Владивостока. Авторы готовят целую серию фотовыставок, в числе которых экспозиция, посвященная БАМу и его ставропольским строителям.

Фото автора

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Общественная палата Ставрополя приступила к работе

В администрации города прошло первое заседание Общественной палаты.

26 июня

Наш народный хор

Хор Ставропольской общественной организации «Дети войны» получил звание «Народный».

26 июня

Самые теплые поздравления – ветеранам

На днях свое 95-летие отметил ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла Федор Тимофеевич Кофанов.

26 июня

Ставрополье – территория культурного развития

Ставрополье по праву считается не только российской житницей и здравницей, год за годом наш край обретает популярность как регион активного культурного развития. Жители городов и сел замечают, как меняется внешний облик учреждений культуры, какие новые возможности появляются для проведения досуга и занятий различными видами творчества, в том числе и в отдаленных территориях.

26 июня