Первые Герои Советского Союза | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Анатолий Ляпидевский
Фото pervye-geroi.ru
Первые Герои Советского Союза

Первые Герои Советского Союза

25 апреля
16:11

Дорогие читатели, вас снова приветствует рубрика «Воины Победы», материалы которой наша редакция готовит совместно с региональным отделением «Волонтёров Победы».

В апрельской статье мы решили затронуть тему «Герои Советского Союза», которую активисты движения освещают в рамках онлайн-вебинаров. Сегодня рассказ о судьбе тех, кто первым был удостоен этого высокого звания. Тем более что один из героев – наш земляк.

 

Историческая справка

«Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза» - значилось в тексте Постановления ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года.

Поначалу речь не шла о специальной награде. Героям Советского Союза вручали орден Ленина и особую грамоту ЦИКа. С 1939 года, когда высшим органом власти в СССР стал Президиум Верховного Совета, был учрежден дополнительный знак отличия для Героев Советского Союза – медаль «Золотая Звезда». Дизайн награды разработал архитектор Мирон Мержанов. Также с ней продолжали вручать орден Ленина, однако если человек удостаивался звания второй раз, то ему полагалась только медаль. Конечно же, такой подход был несправедливым, ведь получалось, что первый подвиг героя считался более ценным, чем последующий. Поэтому с 1973 года было решено каждый раз вручать орден Ленина. Кроме того, если гражданин второй раз становился Героем Советского Союза или получал звание Героя Социалистического Труда, то на родине награжденного устанавливали его бронзовый бюст.

После небольшого исторического экскурса, необходимого, возможно, лишь для того чтобы освежить память, настало время рассказать о человеке, который был удостоен звания Героя Советского Союза и получил Золотую Звезду №1.

 

Спасение челюскинцев

Имя Анатолия Васильевича Ляпидевского, наверное, особо дорого ставропольцам и краснодарцам. О его подвиге и судьбе любят рассказывать историки. Что ж, мы тоже расскажем о судьбе Анатолия Васильевича, который стал первым Героем Советского Союза. Родился он в марте 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии. Сейчас этот населенный пункт относится к Краснодарскому краю. Отец был учителем, но на некоторое время стал священнослужителем, пойдя по стопам своих предков. Мать Анатолия Васильевича была потомственной казачкой.

Детство будущий Герой Советского Союза №1 провел в работе. Он активно помогал в хозяйстве, интересовался кузнечным делом. Когда Анатолий подрос, стал учеником слесаря, затем осваивал другие рабочие специальности. Однако его всегда интересовало военное дело, поэтому в 1926 году Ляпидевский поступил на военную службу. Историки не могут прийти к единой версии выбора рода войск героем. Некоторые источники сообщают, что Анатолий Васильевич планировал стать моряком, уж очень ему нравились морские просторы. Но из-за причастности его семьи к духовному сословию возникли серьезные препоны. Вместо службы на флоте ему посоветовали обратиться в летно-техническую школу, дескать, там из-за недобора претендентов в курсанты его биографией не будут глубоко интересоваться.

По другой версии, дело было в бюрократической неразберихе молодого Советского государства. Ляпидевского должны были отправить на флот, но случайно записали в летчики.

Так или иначе, в 1927 году Анатолий Васильевич окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в следующем году поступил в Севастопольскую школу морских лётчиков. И после ее окончания в 1929 году он отправился служить на Краснознаменный Балтийский флот. Правда, спустя некоторое время Ляпидевского потянуло на малую родину, и наш герой стал летчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. В начале 30-х особое внимание в СССР уделялось освоению Крайнего Севера, и в 1933 году Анатолий Ляпидевский решил перейти в полярную авиацию, став пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота.

Пока Анатолий Васильевич летал над просторами нашей страны, моряки в это время осваивали северные морские пути. Они сквозь льды пробивали дорогу от Архангельска до Камчатки, тем самым пытаясь сократить время, затрачиваемое на этот маршрут, от нескольких лет до нескольких месяцев. Да-да, именно столько времени занимала сухопутная дорога. Новая экспедиция отправилась в марте 1933 года на пароходе «Челюскин». Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Экспедиция планировала через несколько месяцев достичь Владивостока. Ее начальником был выдающийся исследователь Арктики Отто Шмидт. 2 августа водное судно вышло из Мурманска, держа путь на восток. Но через несколько недель, в сентябре, в Чукотском море пароход оказался заблокирован во льдах. Однако паники у команды не было, провизии хватало. Но 13 февраля 1934 года лед раздавил «Челюскин». В условиях полярной зимы 104 человека оказались в критическом положении. Моряки заблаговременно успели перенести с борта теплохода всё необходимое, включая провизию и топливо, и разбили на льдине лагерь. При этом в ход пошли даже доски, снятые с палубы.

В Москву была отправлена радиограмма о гибели парохода. В столице срочно начали готовить спасательную экспедицию. Для этого вызвали самых лучших летчиков страны. В их числе был и Анатолий Ляпидевский. Поиски челюскинцев продолжались почти месяц. Анатолий Васильевич совершил 29 безрезультатных вылетов, пока 5 марта не обнаружил импровизированную посадочную полосу. Ее сделали моряки, очистив поверхность льдины от снега. Прославленный летчик оставил в лагере еду, а с собой взял десять женщин и двух детей. Возникает логичный вопрос: а откуда там взялись дети? Все просто. Одна девочка родилась в 1932 году в Ленинграде, когда уже формировалась экспедиция. Поэтому оставить ее в чужом городе было не с кем. А другая малышка родилась уже на борту парохода.

В итоге в середине апреля челюскинцы были спасены. Советское руководство наградило всех участников этой операции, включая техников, готовивших самолеты. Летчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин получили звание Героя Советского Союза.

В 1939 году, после окончания Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, Анатолий Ляпидевский был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в Министерство авиационной промышленности.  Через четыре года занял должность заместителя начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директора авиационного завода №156, который во время войны был эвакуирован из Москвы в Омск.

Повоевать Ляпидевскому тоже пришлось. С мая по сентябрь 1942 года его летный и инженерный опыт отлично помог при руководстве ВВС в различных частях армии. В 1943 году в звании генерал-майора Анатолий Васильевич вновь вернулся на авиационный завод. А через два года стал заместителем министра авиационной промышленности страны.

То, чем был занят с 1949 по 1961 год Анатолий Ляпидевский, является военной тайной. Дело в том, что он работал на заводе №25, который занимался разработкой ядерных и атомных бомб для самолётов. Поэтому информация об этом периоде жизни нашего героя остается засекреченной. В 1961 году он ушел в отставку по состоянию здоровья. Но без работы не сидел. Вскоре он пришел в испытательный отдел конструкторского бюро А. И. Микояна. И уже через несколько месяцев Ляпидевский стал заместителем главного инженера ОКБ А. И. Микояна, принимая активное участие в разработке самолетов МиГ.

В этой должности Анатолий Васильевич проработал вплоть до самой своей смерти 29 апреля 1983 года. В конце 1982 года на похоронах Василия Молокова, с которым Ляпидевский спасал челюскинцев, наш герой сильно простыл. Последствия болезни тяжело отразились на его здоровье. Похоронили первого Героя Советского Союза на Новодевичьем кладбище.

 

Первый среди иностранцев

4 февраля 1904 года в селе Басарбово в Болгарии в семье учителя родился Захари Захариев. Малыш тогда и не знал, что ему было предназначено сыграть важную роль в истории не только своей страны, но и огромного Советского Союза. В 1923-м Захари окончил гимназию. Еще во время обучения начал посещать марксистский кружок, благодаря которому и вступил в Союз рабочей молодежи в 1920 году. В 1924-м  юношу призвали в армию и как имеющего образование отправили в авиационное училище. Однако от идей Маркса не отказывался, поэтому в 1926 году вступил в ряды нелегальной Болгарской коммунистической партии, продолжая службу в армии.

Захари Захариев (фото портала «Герои страны»)

Никто бы, наверное, никогда и не узнал о политических взглядах Захари, но в 1931 году его терпение лопнуло – не мог летчик смотреть, как его страна погружается в хаос. Поэтому стал одним из организаторов первомайской стачки, которую власти подавили, а организаторов судили. Захариева уволили из армии, а партия решила, что ему нужно перебраться в СССР.

В ноябре 1931 года по рекомендации Георгия Димитрова его приняли в Тамбовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота, и там появился новый летчик-инструктор – Волкан Горанов (так теперь звали Захари Захариева). Военное руководство устраивала работа болгарского летчика, но в 1936 году случился фашистский мятеж в Испании. Волкан Семёнович обратился к высшим чинам Красной Армии с просьбой отправить его добровольцем в зону боевых действий, на помощь республиканцам. Желание Горанова было выполнено, правда, официально советские войска не могли воевать в Испании, поэтому летчику пришлось в очередной раз сменить «легенду» и псевдоним. Он хорошо знал турецкий язык и назвался Халилом Экремом.

Горанов стал пилотом самолёта-бомбардировщика «Потез-54». Стрелком в его экипаже был Пётр Десницкий. Почти каждый день они вылетали к местам боев на Мадридском фронте. Причем нередко без прикрытия. Советские журналисты часто писали, как Волкан Семёнович, маневрируя между зенитным огнем, сбрасывал бомбы на аэродромы мятежников в Гранаде, порт Кадис и другие объекты, уничтожая иногда сразу 15 самолётов. 31 октября 1936 года самолет Горанова был подбит, но летчику, несмотря на ранение, удалось довести горящую машину до земли. Экипаж был спасен. После выздоровления летчик получил новый самолет АНТ-40, на котором продолжал выполнять задания, пока рана не дала о себе знать.

Руководство СССР высоко оценило военные подвиги Волкана Семёновича, присвоив ему в последний день 1936 года почетное звание Героя Советского Союза. Так же были отмечены боевые заслуги Петра Десницкого. Таким образом, Горанов стал первым иностранцем, удостоенным самого высокого звания в СССР.

В 1939 году Волкан Семёнович стал начальником Управления учебных заведений Гражданского воздушного флота СССР. Когда началась Великая Отечественная война, он просился на фронт, но руководство страны не пускало Горанова в небо. И эти решения были верными, ведь Герой Советского Союза готовил летчиков. За три года ему удалось обучить более 20 тысяч молодых ребят! Так что в Великую Отечественную Волкан Горанов организовал, по сути, целую дивизию.

В 1944 году, когда была освобождена Болгария, герой вернулся на Родину. Уже под своим именем он создавал заново ВВС Болгарии. С 1947 по 1955 год Захари Захариев был командующим Военно-воздушными силами, затем генерал-лейтенанта на несколько лет отправили военным атташе в ставший для него родным Советский Союз, после чего вернули в Болгарию на должность заместителя министра обороны.

В 1973 году генерал-полковник Захари Захариев в силу возраста ушел в отставку. А в следующем году ему присвоили звание Героя Народной Республики Болгария с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Георгия Димитрова. Таким образом, Захариев стал героем двух стран. Генерал-полковник ушел из жизни 29 апреля 1987 года в Софии, там же был погребён на Центральном кладбище.

Вот так в один день с разницей в четыре года окончили свой земной путь два выдающихся лётчика – первый советский гражданин и первый иностранный гражданин, удостоенные звания Героя Советского Союза.

Следующая публикация в рубрике «Воины Победы» выйдет в праздничном номере ко Дню Великой Победы.

Геннадий КРИШТОФОРОВ и Марина ГЛУШКО

Читайте также

У педагогов Ставрополя – россыпь наград

Лучшими в крае учителем, воспитателем и директором стали жители столицы региона

25 апреля

Рассуждения о парламентаризме в России

27 апреля в нашем государстве отмечается молодой праздник – День российского парламентаризма.

25 апреля

Старость – это не количество прожитых лет, это состояние нашего тела

Не так давно удалось прочитать об одном удивительном человеке. Он японец, и в свои 102 года пробежал сто метров за 14 секунд. В это невозможно поверить, но японская пресса однозначно подтверждает этот удивительный рекорд.

25 апреля

Охрана труда: стабильность или стагнация?

Минтруд России предложил продлить действие существующих правил по охране труда до 2031/32 годов, что вызвало неоднозначную реакцию, в том числе, и  в профсоюзном сообществе. О перспективах и возможных последствиях такого решения мы поговорили с заместителем  Председателя СКО Росхимпрофсоюза (на общественных началах), главным  техническим инспектором  Сергеем  Самофалов.

24 апреля