Песни «Лады» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Песни «Лады»

Песни «Лады»

7 августа
15:18

8 августа могло бы исполниться 78 лет Лилии Якоби, заслуженному работнику культуры РФ, ведущему специалисту-этнографу Ставропольского края, лауреату Премии Правительства РФ «Душа России», руководителю фольклорного ансамбля «Лада». Лилия Александровна ушла из жизни в 2016 году. Сейчас ансамбль «Лада» носит ее имя.

 

Вышли из детского сада

С малых лет приобщать человека к народной песне, музыке, развивать заложенные в нем способности к пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, для этого вводить в программу музыкальных занятий в детских садах народную песню, игру, пляску, наигрыши. Такие задачи поставил перед собой и стремился их выполнять ансамбль народной песни «Лада», созданный при краевом хоровом обществе в ноябре 1980 года. В 2020 году он отметил 40-летний юбилей.

Участниками ансамбля стали работники детских садов города. Ведь прежде чем разучивать народные песни с детьми, необходимо  самим овладеть манерой народного пения, накопить знания о народной песне. Только с накоплением песенного багажа может вырасти и мастерство исполнителей.

В марте 1984 года ансамбль «Лада» пригласили на краевое радио и записали его концертную программу. В то время песни «Лады» звучали уже не только в детских садах. В зрительных залах, где выступал коллектив, собиралась аудитория самого разного возраста. Это школьники и студенты, рабочие промышленных предприятий и труженики сел. Ансамбль нередко становился участником городских и краевых массовых мероприятий, праздников песни. «Лада» - дипломант Всероссийского конкурса хоровых коллективов народной песни.

 

Хранители народной песни

Какие же они, песни «Лады»? О них и рассказывала в камерной студии краевого радио основатель и руководитель коллектива, преподаватель Ставропольского музыкального училища Лилия Якоби.

-  Когда мы говорим о сохранении памятников культуры, то имеем в виду  также и народную песню, которая требует к себе бережного, внимательного отношения. Как правило, хранителями народной песни являются сейчас не только фольклорные ансамбли, организованные в селах, где бытует песня, но и ансамбли народной песни, возникающие в городах и районных центрах. Одним из таких ансамблей и является «Лада». В репертуаре его - лирические,  протяжные, хороводные, плясовые песни, частушки. Одной из любимых композиций ансамбля является народная песня Воронежской области в обработке Бондырева «Во поле туман». Ее можно отнести к песням о Родине, хотя не услышите в ней слова «Родина». Но постарайтесь представить себе необъятные просторы нашей страны, раннее утро, пробуждающуюся природу, первые лучи солнца, рассеивающийся туман. И все это вызовет у вас чувство радости и гордости за нашу землю.

Одним из лирических протяжных музыкальных произведений является русская народная песня «Сохнет-вянет в поле травушка». В ней очень интересно прослеживаются подголоски, сложные, порой самостоятельные. Но вместе, объединяясь, они образуют интересную подголосочную полифонию.

В старину очень часто трудовые процессы сопровождались песней. Считалось, что она помогает облегчить тяжесть труда. И одной из таких композиций, которая сопровождала молотьбу или толчение зерна, является «Во горнице, во светлице». Эта песня, думается, интересна потому, что в ней прослеживается пересек. Казалось бы, один и тот же ритм, но в разное время начинает один исполнитель, а продолжает этот же ритм другой. И отсюда наложение одного ритма перестукивания в разное время дает очень своеобразный эффект.

Задорно звучат в исполнении ансамбля частушки под общим названием «Мотаня». Какое веселье, озорство прослеживается в каждой из этих маленьких рифмованных песенок!

 

И в войну, и в мирное время

Война. Это страшное слово не раз становилось явью. Не одна страна стремилась покорить Россию, наш народ. И каждый раз поднимались русские люди на защиту своего Отечества. Многие не возвращались с войны. Тяжелая боль утраты, потеря близкого, дорогого человека, кормильца раскрывалась в народных песнях, одна из которых «Дороженька». Обработку ее сделал уральский композитор Владимир Горячих. Произведение стало частью репертуара ансамбля «Лада».

Конечно, коллектив с особой любовью относится к песням нашего края. Очень много их, записанных в разных селах Ставрополья – в селе Дубовка Шпаковского района, в селе Калиновском Александровского района, в станице Баклановской Изобильненского района и многих других.  Эти песни знакомят нас с тем, как был организован труд людей, как организовали свой досуг казаки и крестьяне, чем они занимались, какова была жизнь, настрой в XVIII-XIX веках на Ставрополье. В селе Дубовка были записаны две песни, которые исполнялись во время молодежных вечерок: «Вечер, девушки, ко мне» и «Полно нам горе горевати».

 

Песня – через сердце

Репертуар ансамбля постоянно пополнялся. Он расширялся еще и благодаря тому, что на базе коллектива проходили практику учащиеся народно-хорового отделения Ставропольского музыкального училища Валентина Карташева, Эльмира Измайлова. Некоторые песни девушки разучивали с коллективом, и они прочно входили в репертуар. Одна из них – «Загорелась во поле калина» - стала любимой, и не только потому, что записана в нашем крае, а потому, что любовь к этой песне смогла донести практикантка Эльмира Измайлова. Вот что она говорит об ансамбле «Лада»:

- Этот ансамбль я знаю уже четвертый год, прохожу непосредственно в нем практику, участвую в концертах. Коллектив очень интересен своими человеческими отношениями. Это очень помогает на репетициях. Люди здесь взрослые, имеют большой жизненный опыт и проносят песню через сердце. У них сознательное отношение к песне, и поэтому очень интересно наблюдать за ними на концертах. Их исполнение очень отличается от исполнения нашего ученического состава хора в училище. С этими эмоциональными женщинами мы разучиваем свои песни, которые будем петь на экзаменах. Признаюсь, что я очень подружилась с этим коллективом, здесь мои друзья.

Прошло чуть более полугода, и в камерной студии краевого радио снова появился ансамбль «Лада». Повод был довольно интересный: коллектив вернулся из гастрольной поездки по Воронежской области. Поездка стала поощрением за активную концертную деятельность. К этому времени ансамбль уже прочно завоевал любовь и признание ставропольских любителей народной песни, стал дипломантом Всероссийского смотра хоровых коллективов.

Воронежская область, как известно, край песенный, люди там голосистые, и ехать туда на суд зрителей и слушателей было довольно ответственно. Поэтому каждый из участников «Лады» чувствовал, что подготовка к поездке должна быть самой тщательной и добросовестной. Нужно было постараться собрать все силы, раскрыть творческие возможности, чтобы выступить хорошо.

За время поездки у коллектива было, конечно, много интересных встреч. Но, пожалуй, самая запомнившаяся – это встреча с известной собирательницей и исполнительницей народных песен и частушек Марией Мордасовой и с солисткой Воронежского русского народного хора Татьяной Дороховой, встреча, ставшая для ставропольцев хорошей вокальной школой. Они не только высоко оценили творческую работу ансамбля «Лада», но и рассказали о насущных проблемах в народном творчестве, о том, какие песни должны собираться. Участницы ансамбля внимательно слушали воронежцев и старались вобрать в себя все крупицы их многолетнего певческого опыта. В памяти участников поездки эта встреча осталась на долгие-долгие годы.

За пять дней пребывания «Лады» в Воронеже ансамбль успел дать приличное число концертов. Выступления прошли в профессионально-техническом училище, в кооперативном техникуме, на заводе радиодеталей, в кардиологическом санатории. Выезжали и в Семилужский район, на молочно-товарный комплекс. Участницы ансамбля увидели, как люди могут не только работать, но слушать и отдыхать. Концерт «Лады» стал для них заслуженным подарком за труд. Выступления прошли также в медучилище,  сельскохозяйственном институте, в зале которого, кстати, оказалась прекрасная акустика. Переполненный зрителями зал встречал выступающих сердечно и тепло. А после концерта у «Лады» состоялась творческая встреча со студенческим народным хором «Черноземочка», который за 17 лет своего существования побывал уже во многих странах, где знакомил зарубежных слушателей и с русским народным творчеством, и с авторскими произведениями.

В этой незабываемой поездке ставропольский ансамбль  встретился со своим тезкой – воронежской «Ладой», интересной и в инструментальном отношении, и в плане хореографии. Ставропольцы по-настоящему увлеклись, увидев хороводы, вроде бы несложные по построению, но прекрасные по задумке, рисунку, узору и по простоте исполнения. Памятным стало и то, что хормейстер воронежского коллектива попросил разучить песню из репертуара ставропольской «Лады». Получилось настолько интересно и весело, что все участники этой встречи с удовольствием спели песню «Как у нашего двора». Но еще более яркое впечатление осталось у воронежцев, когда ставропольцы исполнили несколько песен Воронежской области.

 

Прелесть народной песни

Лилия Александровна Якоби, сравнивая свой коллектив с воронежским, невольно вспоминала, как сложно было ей создавать «Ладу». Вначале неизвестность всегда настораживает. А когда уже познакомишься с народной песней, вплотную столкнешься с ней, тогда понимаешь, какова ее прелесть. Тогда и участники с удовольствием ходят на репетиции. А поначалу, когда они еще не имели никакого серьезного  представления о народном творчестве, приходили с трудом, даже с опаской: а выйдет ли, получится ли, может быть, и не надо начинать это дело. Ведь никто из нас не поет народным голосом. Однако Лилия Якоби продолжала работу, и  уже могла с радостью сказать: достигли многого, появился хороший звук, появилась слитность. А самое главное – влюбленность в народную песню. И не удивительно, что Мария Николаевна Мордасова отметила тогда: «Да какие же вы молодцы! Вы ведь живете народной песней. А это самое главное».

При встречах на воронежской земле участники «Лады» обменивались сувенирами, это оставляло незабываемую память о творческих коллективах, об исполнителях. И все-таки самый главный след от этих встреч – обмен песнями. Одна из них – русская народная песня Воронежской области «Не будите меня, молоду», которую подарили «Ладе» участники народного хора сельскохозяйственного института «Черноземочка».

На протяжении 35 лет Лилия Александровна Якоби была душой  и вдохновителем «Лады», уникальная творческая личность, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России». Сегодня оригинальный самодеятельный коллектив по праву носит ее имя.

Виталий  ЗАДОРОЖНЫЙ.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА и Ставропольского городского Дома культуры

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Ставропольский ветер стал источником  вдохновения для флористов

Всего в конкурсе приняли участие восемь флористов. Каждая их работа пропитана красотой нашего мира и поразительно точно повторяет динамику, создаваемую стихией ветра. Удивительно наблюдать за тем, как цветочные композиции вбирают в себя черты их создательниц и повторяют нежные, хрупкие линии их женственных силуэтов, сочетаясь с упорством и стремлением вверх.

15 ноября

Новый облик улицы Шпаковской

Все светофорные объекты на улице Шпаковской подключены к системе ИТС, диспетчеры в течение месяца регулировали режимы их работы с учетом загруженности участка дороги. В дни осенних каникул, когда трафик значительно снижается, обновленный отрезок улицы Шпаковской утром и вечером можно было проехать за 7-10 минут вместо привычного получаса.

15 ноября

Судьба  панфиловца

16 ноября страна вспоминает самоотверженный подвиг панфиловцев, ценой своих жизней в 1941 году остановивших танковый прорыв немцев  на подступах к Москве.

15 ноября

«Искусство против стресса»

осле концерта в Ставропольской филармонии, в котором были блестяще исполнены две сонаты Йозефа Гайдна и Концерт для клавира с оркестром, мы встретились с юным музыкантом и его мамой Ли Хунь Мей, которая все годы находится рядом с сыном. Ни Ченьчже хорошо говорит по-русски, а также знает английский и французский языки. Он рассказал, что очень благодарен своему профессору и родителям за возможность учиться в России. Его мечта - «играть в городах и странах всего мира». Он изучает труды великого китайского мыслителя и философа Конфуция. Для своего возраста Ни Ченьчже имеет огромный репертуар из фортепианных произведений русских, западных, китайских композиторов и является первым исполнителем композиторских опусов своего любимого учителя — профессора Юрия Богданова. Ни Ченьчже выучил сложнейший цикл из 12 трансцендентных Этюдов Ференца Листа. Я послушала запись его исполнения Этюда №8 «Дикая охота», в основу которого композитор положил древнегерманский миф о боге войны Одине, с яростью проносящемся ночью по небу, и вспомнила слова профессора о «недетской страсти» Ни Ченьчже. Ему подвластны переливы акварельных красок классической музыки Гайдна и лавинообразные страсти романтика Листа. На сцене он может многое, а в жизни этот скромный и застенчивый юноша тихим голосом рассказал, что очень любит плавать, играть в настольный теннис и собирает кубик Рубика за 6 секунд. Прощаясь с Ни Ченьчже и его мамой, я поблагодарила их за незабываемый вечер и сказала: «Смело делай шаг за шагом, и ты обязательно достигнешь заветной цели!»

15 ноября