В Центре военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания имени Героя России Никиты Гусева прошел День открытых дверей.
На линии стрельбы
Это мероприятие проводится не в первый раз. И всегда собирает много молодежи. Земля, как известно, слухами полнится. А добрая слава о Центре имени Никиты Гусева прошла по всему краю. Даже профессионалы, имеющие боевой опыт, очень высоко оценивают уровень подготовки в центре. Ведь все преподаватели и инструкторы отдали службе в армии не один десяток лет, большинство – ветераны боевых действий в Афганистане и Чечне, есть и участники СВО. Они обучают слушателей курсов именно тем навыкам, которые могут пригодиться им не только на фронте, но и в обычной жизни – всякое же может случиться... Особенно в наше непростое время.
В этот раз на День открытых дверей пришли студенты и школьники, многие из которых оружие если и видели вблизи, но в руках не держали. А им предлагалось не просто посмотреть и послушать, но и попробовать свои силы – ну хотя бы в стрельбе из «макарова».
Инструктор сразу отметил: зря, мол, на этот пистолет возводят напраслину, походя рассуждая о том, что он устарел и не соответствует каким-то там характеристикам.
– «Макаров» – очень надежный пистолет, – сказал он. – Я с ним десять лет провоевал. И ни разу он меня не подвел.
…Тир оборудован по новым технологиям – с инновациями, инверсиями и лазером. Из классики – только мишени и, конечно же, техника приведения оружия к бою и прицеливания. Надо сказать, что даже те ребята, которые пистолет даже в руках не держали, освоили эту науку за считанные минут. И вот уже первая группа вышла с исходной на линию стрельбы.
Инструктор, идя от стрелка к стрелку, поправлял руку, давал советы. Первая попытка у многих была не очень удачной (2-3 попадания из 10).
Возле одной из мишеней инструктор даже руками развел:
– Ну как так-то? – обращался он к юной девушке. И даже под маской было видно, что он улыбается. – Все вокруг обстреляла и ни одной дырочки в мишени!
После этого инструктор снова подходил к каждому, снова обращал внимание на конкретные вещи: наклон головы, «рабочий глаз» и так далее.
И снова группа встала наизготовку. Снова каждый сделал по десять выстрелов. И результат практически у всех был намного лучше... А прошло всего-то десять минут.
Многие покидали тир под впечатлением.
– Я всегда хотела научиться стрелять, – рассказывает ученица михайловской средней школы № 20 Дамира Баканова. – И научилась – в «Артеке». Там был тир, были занятия по стрельбе. Там мы стреляли из пневматики. Но здесь это другое. В интерактивном тире я никогда не была... Здесь все по-другому чувствуешь – в момент прицеливания и в момент стрельбы. Это совершенно новые ощущения.
Хорошо в учении, легко в бою
В следующем зале была развернута выставка стрелкового оружия. От революционного нагана и винтовки Мосина, с которыми воевали наши прадеды и прапрадеды, до пистолетов и автоматов, с которыми воюют наши ребята в зоне СВО... Конечно, было представлено много модификаций автомата Калашникова. Его по популярности у военных и географии распространения в мире ни один вид вооружения пока не переплюнул. Ребята очень внимательно изучали оружие. Пытались «примериться» к винтовкам и автоматам. Ощущали себя в этот момент, как сами признавались, немножко воинами.
Далее было занятие по тактической медицине. От знания бойцами ее азов на фронте очень многое зависит. Ведь первое условие выживания раненого на поле боя – это быстро и грамотно оказанная первая помощь. Нужно остановить кровотечение и правильно наложить жгут. Поэтому инструктор категорически не рекомендовал иметь в своих аптечках, в том числе автомобильных, известный с давних времен резиновый жгут Эсмарха. Резина – капризный материал. Приходит в негодность от воздействия разных природных факторов. Если в критический момент окажется, что жгут «рассыпался» в руках, это может стоить жизни вам или тому, кому вы оказываете помощь. Как известно, главное – жгут вовремя наложить и вовремя снять... Время фиксации – не больше часа. Дальше человек уже должен получать хирургическую помощь.
Но и с современными жгутами – сделанными на основе силикона – нужно быть осторожными. Нельзя их сильно перетягивать. И еще важно: не надо сворачивать их привычными нам способами – «улиткой» или «рулеткой». Только «змейкой». Иначе их трудно будет даже извлечь из рюкзака или аптечки первичной помощи и быстро приготовить к работе. Особенно если помощь вам придется оказывать самому себе...
А потом группы перешли в зал тактической боевой подготовки, где их ждали полностью экипированные спецназовцы... Смысл создания курса такой подготовки в том, чтобы человек, которому предстоит отправиться в зону боевых действий, хорошо представлял, что он должен делать в бою: где бы он ни происходил – в городской черте, на открытой или пересеченной местности... Ребятам была продемонстрирована работа штурмовой группы в жилом одноэтажном секторе. Вместо стен были установлены прозрачные ширмы. Так что виден был каждый шаг, каждое действие бойцов.
– СВО показала, что сейчас на фронте применяется большое количество новых технологий и инноваций. Но не только благодаря им фронт движется вперед, – сказал инструктор тактической штурмовой подготовки. – История показала: там, где закрепляется штурмовик, там и будет Победа, там и будет наша земля...
А в следующем зале ребят ждал интересный и яркий рассказ о ведении рукопашного боя. Здесь инструктор не закрывал маской лица, но как и другие, имени своего сообщать не стал.
– Рукопашная схватка случается в одном случае – если вы и ваш противник полностью израсходовали весь боекомплект, все, что у вас было с собой.
Рассказав о тренировках, получаемых на курсах рукопашного боя навыках и защитной экипировке, инструктор отвечал на вопросы собравшихся, например: как взять «языка», как его «обездвижить»...
Последней «локацией» нашей группы был кабинет по подготовке к управлению беспилотными летательными аппаратами. Тренер-преподаватель Юрий Иванчев за 20 минут совершил исторический экскурс, обзор по теме и представил заинтересовавшейся публике «малыша». Так он ласково назвал маленький 200-граммовый квадрокоптер – весьма умную машинку, которая к дистанционным командам относилась весьма избирательно. Послушно поднимаясь, опускаясь, двигаясь взад и вперед, она намертво замирала за пару метров от стены, несмотря на команду двигаться вперед. Управлять этим квадрокоптером, оказывается, можно научиться за день. На то, чтобы научиться вести на нем съемку, нужно гораздо больше времени. Но спектр действия «малыша» ограничен. Выше 500 метров его не поднять, и дальность полета его невелика – не говоря уж о дальности видения. Не то что у дронов-разведчиков, которые и нами, и противником очень активно применяются. Были продемонстрированы кадры передвижения к укрытиям подразделения ВСУ. Украинских солдат видно как на ладони. А они ничего не видели и не могли. Ибо съемка велась с беспилотника – с расстояния 7,5 километра. Потом по заданным координатам отработала артиллерия.
Также ребятам показали вражеский беспилотник-разведчик самолетного типа – точнее, то, что от него осталось.
– Произведен в Америке, а в плен у нас попал. Нам его бойцы с передовой подарили, – объяснил преподаватель.
Ребята остались очень довольны днем, проведенным в Центре имени Никиты Гусева.
– Очень познавательно и интересно, – делились впечатлениями трое друзей, студенты СКФУ. – Есть желание узнать все глубже по тактике, управлению беспилотниками, потренироваться в стрельбе... Почувствовать себя воином...