Три дня на железнодорожном вокзале Ставрополя стоял «Поезд Победы». И ежедневно каждые полчаса в вагоны поднимались новые экскурсионные группы.
Поезд самого дальнего следования
Этот уникальный музей на колесах смело можно назвать поездом самого дальнего следования. Он в пути уже почти три с половиной года. Рейс, начавшийся в октябре 2020-го с Белорусского вокзала, проходит по городам и весям матушки-России от Калининграда до Владивостока, «с южных гор до северных морей». Вот и на Ставрополье «Поезд Победы» прибыл уже третий раз.
В Ставрополе среди посетителей выставки были люди разных возрастов. Многие уже побывали на ней в прошлом или позапрошлом году и остались под таким впечатлением, что теперь пришли с семьями – вместе с детьми и внуками.
– Я помню, каким потрясением стало для меня первое посещение выставки, – делится впечатлениями Надежда Завгороднева. – Мои родители были участниками Сталинградской битвы. И их рассказы об этом, оставшиеся в памяти, словно оживали, когда я шла по вагонам. И потрясение тем сильнее, что, видя картины войны, мы прекрасно понимаем, что сейчас ведь все это повторяется. История Великой Отечественной созвучна нашему времени. Поэтому надо, чтобы на эту выставку приходило как можно больше молодежи. Это очень познавательно для наших детей и внуков – соприкоснуться с теми тяготами и муками, которые вынес наш народ в 1941-1945-м, с теми примерами мужества и героизма, которые были тогда и есть сейчас...
«Поезд Победы» – это не просто музей на колесах, это История войны, в которую сразу погружается всяк сюда входящий, и каждый ее переживает, словно переносясь во времени – настолько сильно было ощущение реальности происходящего. Все словно вживую. Даже фигуры бойцов, офицеров, вылепленные скульпторами, художниками, кажутся живыми. И повествование аудиогида, которое ведется от первого лица, помогает воспринимать их боль, их страдание так, как будто все это происходит сейчас...
…Такие проекты, как «Поезд Победы», нацелены не на прошлое, а на будущее. А будущее – это нынешние 15-20 летние... Этим парням и девчатам предстоит созидать, сохранять и защищать наши веру, память, Победу, дом, родную землю – все, что составляет главную нашу святыню и называется Родиной... Об этом говорил после посещения выставки и глава города Иван Ульянченко (номер «ВС» от 30.03.2024).
Под информационным «прицелом»
Наша молодежь долгое время находилась под информационным «прицелом» – причем и извне и изнутри. Мы помним, как с усилением международного давления на Россию отдельные представители российской «либеральной интеллигенции» усилили «политработу» в Интернете на предмет «неправильного» названия Великой Отечественной войны. Доказывали, что нужно называть ее Второй мировой – без всякого упоминания Отечества. Практически это была попытка на сознание российских мальчиков и девочек наложить украинскую «кальку». Там-то подобная работа была проведена успешно. Результаты ее мы видим... И это страшно.
Ох как же старалась доморощенная самопровозглашенная либеральная «элита» добиться того, чтобы в России юные пытливые умы не «цеплялись» за неудобное и ненавистное либералами слово «Отечество». Как снисходительно вещали по своим каналам (слава Богу закрытым после начала СВО), что война для нашей страны началась не 22 июня 1941 года – не с вероломного нападения фашистских армий на СССР, не с кромешной бомбежки советских городов, не с убийства тысяч мирных жителей, а с нападения немцев на Польшу 1 сентября 1939 года или – того лучше – с пакта Молотова – Риббентропа...
И это была не просто точка отсчета по европейскому календарю: проводникам «евроинтеграции» России мечталось, что ни в этой интеграции, ни в памяти новых поколений не будет места пониманию того, почему уже в обращении правительства к гражданам и гражданкам Советского Союза эта война была названа Отечественной. И что поднялась страна огромная на смертный бой не из-за лозунга на плакате «Все на защиту Отечества!» и не из-за великой песни Александрова, а потому, что каждое слово в этом призыве и в великой песне было созвучно людям, что эта страшная война – от первого ее дня и до победных салютов у рейхстага – для советского народа была Отечественной, Священной, Народной...
Многие из «умников», которые пытались нашим детям навязать иное понимание, «догавкались» до звания «иноагента», а некоторые – и до реальных уголовных дел и тюремных сроков. А озвучиваемые ими идеи уже звучат на уровне Евросоюза – вплоть до пересмотра итогов Второй мировой войны, организации Нюрнберга-2 и официальном закреплении «обвинения в развязывании Второй мировой войны тоталитарных режимов», которые авторами этой геополитической идеи уравниваются. Причем Германия-то за военные преступления давно покаялась, пособия по разным странам бывшим узникам концлагерей и угнанным с оккупированных территорий разослала. Так ради кого затевается вся эта «бодяга»? Кого мечтают заставить каяться и платить? Гадать не приходится – конечно же, Россию как правопреемницу СССР...
Понятно, что не дождутся. Как не дождутся воплощения ни одной из бредовых идей, которые в ежедневном режиме доносятся до нас из «Европейского сада Борреля»... Не получилось у них ни Россию сломить, ни народ запугать, ни молодежь нашу оболванить... То «воинство на самокатах», которое после объявления частичной мобилизации «штурмовало» пограничный пункт пропуска «Верхний Ларс», – это все, чего смогли добиться наши недруги... Но те, кому сумели запудрить мозги, составляют от общего числа нашей замечательной молодежи лишь мизерный процент.
Все для фронта, все для Победы
На перроне перед «Поездом Победы» были развернуты патриотические площадки, и ставропольские студенты и школьники с удовольствием проводили для своих сверстников мастер-классы по изготовлению маскировочных сетей, армейского сухого душа и сушилок для обуви.
Вот смотришь на этих ребят и понимаешь, что, несмотря на 80 лет, разделяющие их с поколением, на чью юность выпали «сороковые-роковые, военные, пороховые», они точно такие же, какими были те парни и девчата, которые шагнули в огонь Великой Отечественной чуть ли не со школьной скамьи, ковали Победу на фронте и в тылу.
Активистка молодежного центра «Победа» Анастасия Прыдченко воодушевленно рассказывает, как работают сушилки для обуви и сухой армейский душ.
– Вот эти древесные спрессованные опилки мы насыпаем в пакетики, – рассказывает Настя. – Они хорошо впитывают влагу. Бойцы ими по нескольку раз могут пользоваться, а потом – использовать для растопки печки-буржуйки. Спрессованные опилки очень хорошо горят... Такое вот безотходное производство. А сухой душ – это вот: дорнит, пропитанный спецсоставом (так называемой несмываемой пеной), и полотенце, которым стираются остатки пены. К набору нужен только стакан воды, и все – солдат может полностью очиститься от пыли и грязи, если в данный момент у него нет возможности помыться в бане и принять душ... Наши военные, побывавшие на передовой, говорят, что армейский сухой душ их очень выручает...
– Кто здесь ведет мастер-классы? – интересуюсь я.
– Молодежный центр «Победа», молодежный центр «Патриот», Движение Первых, комитет культуры и молодежной политики администрации города, – улыбаясь, перечисляет Анастасия. – А научили нас секретам изготовления всех этих вещей ребята из автономной некоммерческой организации «Доброе сердце».
Активистка Движения Первых Ксения Цива лихо управляется с плетением маскировочной сети. Ребята уже стали настоящими мастерами. Занимаются этой работой с удовольствием. Знают, что такие сети очень нужны нашим бойцам на фронте.
– За прошлый год, – рассказывает пресс-секретарь Движения Первых Анастасия Чуденец, – организация отправила в действующие воинские части 73 тысячи квадратных метров масксетей. Было собрано 22 тысячи книг для библиотек новых регионов, сделано и отправлено на фронт более 6 тысяч окопных свечей. Также отправлено 54 тысячи добрых писем для наших бойцов...
Вот оно – наглядное свидетельство единства поколений...
Словно живые
Но вернемся в «Поезд Победы». Это мощный и очень талантливый проект. Трудоемкий, предельно детализированный, что и рождает достоверность. Кажется, что каждый шаг, штрих, фон продуман.
Напомним, что над проектом, поддержанным Министерством науки и высшего образования РФ и ОАО «РЖД», работали творческая мастерская «Невский баталист» и медиагруппа «Красный квадрат». Потребовалась долгая работа в архивах, музеях, изучение исторических документов, наградных листов, деталей формы, вооружения, да много чего. И только когда этот огромный массив информации был переработан, к делу приступили скульпторы, художники, графики, актеры, режиссеры, операторы, реконструкторы, инженеры, специалисты компьютерной графики.
Что важно: над проектом в 2018 – 2020 годах работали молодые люди, не видевшие, не знавшие войны – никакой. Даже во время чеченской они были слишком малы, чтобы эмоционально оценить, что это такое. Про Великую Отечественную они знали только по книгам, фильмам и тем самым документам, что удалось отыскать в архивах. А выполнили свою работу так, что даже у тех, кто войну видел, мороз по коже пробегает, особенно в вагоне, реконструированном для перевозки военнопленных. Там объективно жутко – серые одежды, серые скрюченные ноги, руки, серые изможденные лица, а вот выражение лиц – разное. На одном – полная безысходность, словно печать близкой смерти, на другом – страдание, даже мука. Но есть и другие – такие же истощенные, обтянутые сухой кожей, но у них другой взгляд и напряженная суровая сомкнутость губ...
А в наушниках тем временем идет рассказ аудиогида от лица девушки, всю войну работавшей машинистом поезда. Это реально существовавший человек и ее семейная история в срезе войны. И вот в этом бараке она как раз рассказывает о судьбе своего отца, который пережил плен и концлагерь. Он об этом вспоминать не любил, сказал только, что даже там, в этом фашистском аду, были люди, словно сваи прочно держащие пролеты моста над рекой. Их сломить было невозможно. Таких было немного, но они были. И многие военнопленные выжили только благодаря им.
Эффект потрясения, которое переживаешь каждый раз проходя по вагонам «Поезда Победы», связан с тем, что не поворачивается язык назвать экспонаты восковыми фигурами. Они словно живые – и наши солдаты, и фашисты...
И фантазия дорисовывает сюжеты и характеры. Может, неслучайно в сцене допроса скульптор вот так – на контрасте – изобразил двух фашистов: рыжего унтера – психопатом и садистом, старшего офицера – красавцем с выдержкой аристократа, у которого и фамилия-то, возможно, с приставкой «фон». Но на этом контрасте образ русского лейтенанта, которому и жить-то несколько минут осталось, вдруг обретает почти эпическое звучание. Наш народ обмануть можно, а вот нахрапом его не возьмешь, да и умом до конца постичь невозможно. Потому и стало истиной на все времена изречение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»...
Стираются грани между прошлым и настоящим
В вагоне, посвященном войне с милитаристской Японией, тоже много ассоциаций и аналогий с современностью. Вообще стираются грани между прошлым и настоящим.
Там представлены разработки и сотрудники биолабораторий, которыми напичкана была Япония в годы войны. Вакцины, боевые биологические вещества они испытывали на людях, а использовать намеревались на территории СССР. Для Советского Союза в этих биолабораториях готовили чумную эпидемию...
Вот когда такое узнаешь, обозначение фашизма как «коричневой чумы» уже не воспринимается как метафора. Это и нынешнего неофашизма касается.
В «Поезде Победы» создается полное ощущение, что ты едешь, что вагоны движутся. За окнами проплывают обрушенные городские здания, пепелища русских деревень...
Делиться впечатлениями я могу долго – у меня их много. Фигур, скульптурных сооружений в музее на колесах 150 и больше четырех тысяч единиц разных предметов, без которых на фронте не обходились.
В предпоследнем вагоне домой едут победители. У кого-то светятся лица, а другой словно отрешен, погружен в себя – может, и ехать не к кому, никого не осталось... Да, праздник со слезами на глазах. А вот боец разглядывает свою медаль «За отвагу», пробитую пулей. Получается, две награды солдат получил – сначала его медалью наградили, а потом она спасла ему жизнь.
«Поезд Победы» идет на Восток. Домой. А за вагонным стеклом среди полей, лугов, степей и перелесков возникают фигуры советских солдат – тех, которым не суждено было вернуться. Они словно провожают боевых товарищей, которым повезло дожить до Победы... И это тоже созвучно нашему времени.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА