Помощь блокадному Ленинграду | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход. Ленинград. 1942 год
Помощь блокадному Ленинграду

Помощь блокадному Ленинграду

26 января
19:26

Блокада Ленинграда – один из самых страшных и самых героических эпизодов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Его защитники показали невероятные примеры мужества. Три недели спустя после начала войны вражеские войска вышли на подступы к Ленинграду. В сентябре 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг второго по значению города Советского Союза. Бадаевские склады оказались уничтожены пожаром, возникшим после налета немецких бомбардировщиков, запасов продовольствия практически не осталось. В Северной столице начался голод.

 

Ставропольцы душевно принимали ленинградцев

План размещения эвакуированных из Ленинграда. 12 февраля 1942 года

Ставрополье, как и другие территории страны, было важным источником снабжения Красной Армии людскими резервами, вооружением, боеприпасами, снаряжением и продовольствием. В нашем крае эвакуированные ленинградцы встретили радушный прием. Многие ставропольцы взяли на воспитание вывезенных из фронтовой зоны детей-сирот, около 300 юных ленинградцев приняли семьи колхозников Черкесии.

В документах архивного фонда Ставропольского крайкома КПСС хранится телеграмма заместителя председателя Совнаркома РСФСР К.Д. Памфилова, адресованная председателю Орджоникидзевского крайисполкома В.А. Шадрину от 5 февраля 1942 года: «Согласно указанию СНК СССР в Ваш край в ближайшее время будут направлены для расселения кадры сотрудников, эвакуируемые из Ленинграда. Эвакуируемые по состоянию здоровья (упадок питания) требуют особого ухода и питания под наблюдением врачей. В пути в течение первых полутора-двух недель после прибытия, возможно частично потребуется их госпитализация. Поэтому размещение их в первый период должно быть коечным, затем они могут быть расселены обычным порядком и трудоустроены. В Вашем крае намечается расселить 23 тысячи человек. О дне отправки эшелонов (900 человек в каждом) будет сообщено особо. Совнарком РСФСР предлагает немедленно подготовиться к приему, отвести помещения в городах Ворошиловске, Мин-Водах, Георгиевске и в станицах по Вашему усмотрению, при необходимости разрешено использовать здания школ. Необходимые продфонды будут выделены, и Вам будет сообщено. Телеграфируйте срочно пункты, в которых будут подготовлены помещения и на сколько эшелонов (человек) в каждом. В дальнейшем через день сообщайте о ходе подготовки помещений. Зам. Пред. Совнаркома РСФСР – Памфилов».

На заседаниях бюро горкомов партии края оперативно решались вопросы о размещении населения, эвакуированного из Ленинграда.

В Кисловодске для размещения 3600 ленинградцев использовали школы города, все свободные клубы и другие помещения. Среди населения был начат сбор кроватей, постельных принадлежностей, стройматериалов. Развернулась массово-политическая работа среди коллективов предприятий и учреждений и всего населения города под лозунгом «Каждая семья рабочего, служащего и колхозника должна принять в порядке самоуплотнения не менее одного человека на свою площадь».

В Минеральных Водах решено было оборудовать госпитали для больных, эвакуированных из Ленинграда, в доме по проспекту Сталина, 50, в помещениях Ленинского сельсовета, больницы, школы.

В Пятигорске в целях размещения прибывающих, нуждающихся в госпитальном лечении, были организованы временные стационары на 900 коек. Банно-прачечный трест обеспечил бесперебойную работу бань и прачечных для обслуживания эвакуированных. Для доставки прибывающих в Пятигорск ленинградцев со станции в общежития и стационары были привлечены все автомашины города.

В Железноводске ленинградцы были размещены: на даче «Вид Кавказа», в курполиклинике, в жилдоме курорта, в помещениях санатория №42 и общежития завода «Кавминрозлив». В ресторанах и столовых города было организовано их питание. В связи с недостачей посуды в столовых объявили ее сбор от населения.

Ессентукский горисполком организовал встречу и размещение эвакуированных, распределение по квартирам, а слабых больных – в изоляторах и больницах, создав необходимые условия для лечения, обслуживания и трудоустройства.

Здравотдел Новоалександровского района немедленно приступил к оборудованию помещений роддома и Осоавиахима для больных ленинградцев. Были созданы условия для санобработки. Райпотребсоюз организовал питание для коечно-больных в столовой, а в станице Расшеватской – продуктовый ларек.

 

Вузы переехали из Северной столицы

Почтовая карточка с изображением Казанского собора в Ленинграде. 1942 год

Одновременно в города Кавмингруппы были эвакуированы ленинградские вузы.

В письме начальника управления учебных заведений Государственной плановой комиссии при СНК РСФСР секретарю Орджоникидзевского крайкома ВКП(б) от 10 апреля 1942 года об эвакуации Ленинградского планово-экономического института в Орджоникидзевский край говорится: «В связи с тем, что возобновить занятия в Ленинграде будет довольно трудно, предполагается эвакуировать Ленинградский институт в один из других районов Союза. Орджоникидзевский край не имеет ни одного экономического вуза. Между тем, потребность в экономистах для всех отраслей народного хозяйства в крае большая. УУЗ Госплана при СНК РСФСР считает целесообразным эвакуировать Ленинградский институт в Орджоникидзевский край. Институт имеет высококвалифицированные профессорско-преподавательские кадры и работает в составе двух факультетов: экономики промышленности и экономики городского хозяйства. Учитывая большой удельный вес сельского хозяйства в экономике Вашего края, при эвакуации института в Ваш край будет создан еще факультет экономики сельского хозяйства. …Для размещения института необходимо будет предоставить помещение под учебные занятия, а также помещение под общежитие для иногородних студентов…».

23 апреля 1942 года директор Ленинградского ветеринарного института В.В. Кузьмин докладывал секретарю Орджоникидзевского крайкома ВКП(б) М.А. Суслову о состоянии института, эвакуированного из Ленинграда в Кисловодск на основании постановления СНК СССР: «Ленинградский Ветеринарный институт эвакуирован из г. Ленинграда 12 марта с.г. Вывезено из Ленинграда: студенчество, не полностью профессорско-преподавательский состав и частично рабочие и служащие. База и учебное оборудование ЛВИ оставлены в Ленинграде на ответственное хранение зам. директора по научно-учебной работе со штатом комендантов общежитий, работников бухгалтерии, общей студенческой канцелярии, штата пожарно-сторожевой охраны, дворников во главе с помощником директора по адм.-хоз.части. Коллектив студентов и сотрудников института, эвакуированных из Ленинграда, прибыл в г. Кисловодск 10 апреля с.г.: профессора, доктора наук, доценты, кандидаты наук, зоотехники, ассистенты-химики. (Могут быть использованы в качестве научных руководителей в научно-исследовательских ветеринарных учреждениях или на биофабриках, организаторов практических мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями с/х животных, научных руководителей комплекса работ по физиологии, для работы на конных заводах). Всего прибыло научных сотрудников – 30 человек. (Остальные находятся в пути). Всего прибыло студентов – 137 человек, которые могут быть использованы на работе и.о. вет. врачей, в качестве вет. фельдшеров, вет. санитаров».

17 человек из числа профессорско-преподавательского состава Ленинградского ветеринарного института были распределены для временной работы в крае, а 97 студентов – по районам в совхозах края.

 

Отправляли и продукты, и деньги

Вечером 30 июня 1942 года в селе Степном по инициативе колхозников сельхозартелей имени Ворошилова и имени Красных партизан состоялся митинг представителей трудящихся района. На нем было принято обращение ко всем трудящимся края о помощи Ленинграду. Это обращение нашло горячий отклик в каждом колхозе, на предприятиях и в учреждениях района. Во всех населенных пунктах края состоялись многолюдные митинги и собрания трудящихся, обсуждавших обращение.

«Мы воодушевлены самоотверженной борьбой трудящихся города Ленина против немецко-фашистских захватчиков, – заявила на митинге в колхозе имени Красных партизан бригадир Бородина, – беря с них пример, удесятерим свою трудовую энергию на полях и уборку завершим за 15 дней, вместо 20 по плану. Помощь ленинградцам – наш долг и большая честь для нас».

Колхозники единогласно поддержали ее выступление. Мария Бондаренко заявила, что пошлет ленинградцам из заработанного ею на трудодни центнер пшена, центнер муки и 150 штук яиц. По центнеру муки решили послать звеньевая Анастасия Карагодина и рядовая колхозница Анна Баккауз. В мешки с мукой они положили товарищеские письма ленинградцам.

Обращение трудящихся Степновского района к колхозникам и колхозницам, рабочим и работницам, ко всем трудящимся Орджоникидзевского края об оказании продовольственной помощи жителям Ленинграда и принятое в связи с этим обращением постановление бюро крайкома ВКП(б) было опубликовано в газете «Орджоникидзевская правда» от 1 июля 1942 года: «…Ленинград – это колыбель Великой Октябрьской социалистической революции, это город-герой. С гордостью и восхищением следим мы за беспримерными подвигами ленинградцев. Вот уже 10 месяцев население Великого города стойко отражает фашистские орды. Как ни изощряются кровожадные гитлеровские банды, пытаясь захватить город, все уловки врага вдребезги разбиваются о стойкое мужество ленинградцев.

Ожесточенными бомбежками с воздуха, ураганным артиллерийским обстрелом с суши пытаются фашистские изверги запугать ленинградцев, поставить их на колени. А город Ленина и не дрогнул перед врагом…

Отдаленные от Ленинграда не одной тысячью километров, мы, трудящиеся Степновского района, как и весь наш советский народ, живем с ним одной жизнью, одним дыханием, живем одним стремлением – быстрее разгромить и уничтожить ненавистных немецких оккупантов…

Восхищенные боевым духом трудящихся города Ленина и их готовностью во имя защиты своего города, во имя победы над фашизмом, идти на преодоление любых трудностей и испытаний, колхозники и колхозницы, рабочие МТС и совхозов, вся интеллигенция нашего района единодушно решили помочь мужественным ленинградцам в их героической борьбе. И к этому мы призываем всех трудящихся нашего края…

Товарищи колхозники и колхозницы, рабочие и работницы, все трудящиеся Орджоникидзевского края! Пошлем в город Ленина десятки вагонов с продовольствием. Мы уверены, что ни один колхозник, ни одна колхозница, ни один трудящийся нашего края не останется в стороне от этого большого дела. Окажем братскую помощь трудящимся города Ленина».

Орджоникидзевский крайком ВКП(б) принял постановление об организации от трудящихся края отправку двух эшелонов с продовольствием.

В июле 1942 года заведующий сектором информации крайкома партии в докладной записке секретарю крайкома ВКП(б) сообщал: «По предварительным данным на 7 июля 1942 года поступило: муки – 221 тонны, пшеницы – 96,2 тонны, пшена – 25,6 тонны, кукурузы – 8,84 тонны, крупы кукурузной – 200 кг, мяса – 19,83 тонны, кур, уток – 1200 шт., яиц – 152153 шт., масла растительного – 118 центнеров, мёду – 1156 кг, вина – 100 литров, рыбы 2500 кг, денег – 358713 рублей».

 

После оккупации

О положении учебных заведений после оккупации края руководитель бригады отдела пропаганды и агитации Ставропольского крайкома ВКП(б) 16 февраля 1943 года докладывал секретарю крайкома партии: «Во время оккупации немцами городов Кавмингруппы в них оставалась часть работников и студентов Ленинградских ВУЗов. После освобождения этих городов по данным на 27 января 1943 года зарегистрировано 23 института, в которых: профессоров 55, доцентов 112, ассистентов 74, адмуправленческого и учебно-вспомогательного персонала 106, студентов 567 человек. В это число не входит 1-й Ленинградский медицинский институт, который начал свою работу во время немецкой оккупации и в настоящее время с согласия зав. крайздравом т. Варшавского возобновил учебные занятия».

В Кисловодске, где был дислоцирован 1-й Ленинградский медицинский институт, создавались необходимые условия для деятельности мединститута: наличие профессорско-преподавательского состава и до 600 студентов обеспечивали работу пяти курсов, наличие оборудованных помещений с развертыванием лабораторий, клиник, госпиталей. Большая нужда в медицинских кадрах настоятельно требовала немедленного привлечения студентов к работе в госпиталях. Клиническая база института в основном находилась в госпиталях и частично в городских лечебных учреждениях. Часть врачей, окончивших филиал 1-го Ленинградского института им. Академика И.П. Павлова в 1943/44 учебном году, добровольно изъявила желание работать в Красной Армии.

26 апреля 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР решил оставить в Кисловодске бывший филиал 1-го Ленинградского медицинского института и переименовать его в «Кисловодский».

После снятия оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Ставропольского края началось восстановление народного хозяйства.

В Пятигорске Горпланом для разработки восстановительных работ в городе было создано Консультационно-техническое бюро, которое оказывало большую помощь предприятиям, учреждениям, отделам горсовета не только в консультациях, обследованиях, но и в конкретной разработке материалов, расчетах и т. д. Состав Консультационно-технического бюро сформировался на добровольно-общественных началах из числа профессоров, преподавателей, научных сотрудников и студентов ленинградских вузов. Всего 97 человек. Весь состав был разбит на 22 секции по различным отраслям народного хозяйства: восстановление электрохозяйства, временных силовых установок, зданий и сооружений, восстановление водопровода, трамвая, складов, элеваторов, холодильников, пожарного дела и т. д. С 8 февраля 1943-го по 1944 год были произведены обследования разрушений зданий, объектов, предприятий и выяснены работы, необходимые для восстановления сохранившегося оборудования, составлены планы восстановления.

27 января 2024 года в Санкт-Петербурге на Ростральных колоннах будут гореть факелы в честь 80-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

Татьяна ХАЧАТУРЯН,

главный археограф государственного архива

новейшей истории Ставропольского края.

Публикация подготовлена по документам

Государственного архива новейшей истории Ставропольского края.

Фото из фондов ГАНИСК

Читайте также

Баланс меда и дегтя в одной бочке

С 1 июля вступил в силу закон, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение антитеррористических мер защиты объектов. Такие действия в случаях, когда они привели к серьезным последствиям, влекут за собой значительные сроки наказания и штрафы. В частности, за них предусматривается до 7 лет лишения свободы. Уголовная ответственность за нарушение требований антитеррористической защищенности объектов последует, если конкретно ответственное лицо два и более раз в течение 180 дней было привлечено к административной ответственности за указанные нарушения.

3 июля

Привычный разгром от «Динамо»

Во Второй лиге «Дивизиона Б» группы №1 также незаметно для всех практически закончился первый круг. В его рамках последнюю встречу дома проводило ставропольское «Динамо», принимая «Победу» из Хасавюрта.

3 июля

День рождения друга

Конечно, в «День рождения друга» мы слушали стихи в его исполнении в видеозаписи творческих встреч, когда наш главный редактор представлял поэтический сборник «Годы-скороходы», и в уникальной архивной видеозаписи 1997 года, когда мы отмечали 8-летие «Вечернего Ставрополя» в академическом театре драмы при аншлаге. Ох, как молоды мы были! Но лучше всех был главный редактор, ставший на время праздника добрым волшебником и спустившийся на сцену в корзине воздушного шара. Он исполнял желания, а мы кружились по сцене в новогоднем хороводе и исполняли известную песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам!». А зал аплодировал стоя...

1 июля

Тепло его неуемной души

В 2014 году Михаил Василенко выпустил свой первый поэтический сборник «Годы-скороходы», который сразу же охарактеризовал его как незаурядного, интересного и большого, не побоюсь этого слова, поэта. Его стихи доходят до сердца каждого читателя. И хочется, чтобы те теплые, душевные, поэтические, иногда с юмором, поздравления, которые я сегодня представляю, тоже не остались незамеченными. В конце каждого послания стояла подпись – Михаил Василенко.

1 июля