По роду деятельности мне выпадает честь общаться с сотрудниками полиции. Причем со стражами порядка, занимающими различные должности. Однажды я спросил у опера, какой сериал о работе полицейских в России больше всего приближен к реальности. Ответ последовал сразу же: «Ментовские войны». В нашей ежемесячной кинорубрике постараемся узнать, так ли это или нет.
Запрос на справедливость
В советское время снимали мало детективов по сравнению с российским кинематографом. Одним из прорывных проектов стал фильм «Следствие ведут знатоки». Он выходил с 1971 по 1989 год. Этот сериал «сделал» актера Леонида Каневского следователем, неслучайно мы и сегодня видим его в авторском цикле документальных передач на ТВ «Следствие вели…». Но все-таки «знатоков» сегодня обсуждают не так часто, как героев новых сериалов.
Оглядываясь в прошлое, следует сказать, какую необыкновенную популярность в свое время получил фильм «Место встречи изменить нельзя». Картина, вышедшая в 1979 году, стала феноменальной для страны. Такого еще никто не делал. По сути, великий Говорухин перенес персонажа Коломбо в лице Глеба Жеглова в послевоенное время СССР. Киноэксперты до сих пор не могут точно определить, в какую категорию заносить картину – в фильмы или сериалы. Вроде бы работа режиссера Станислава Говорухина имеет пять серий, значит должна быть сериалом. Но каким-то очень коротким, поэтому кино не подходит под это определение. В общем и целом, ясно одно – фильм «Место встречи изменить нельзя» стал культовой картиной, которую и сегодня смотрят с большим интересом.
Подобная слава досталась и «Шерлоку Холмсу» Юлия Дунского, где главных героев бесподобно сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин. Ценители Конан Дойла по всему мира считают, что советский Шерлок является лучшим с точки зрения точной передачи событий книги. Современные популярные фильмы и сериалы про самого именитого британского сыщика переносят персонажей в нынешнюю реальность, тем самым убирая магию Лондона времен Конан Дойла.
После развала Советского Союза в нашу страну массовым потоком хлынули западные детективы. Люди начали узнавать, кто такой Коломбо, следить за мисс Марпл в «Она написала убийство» и идти по следу с комиссаром Рексом. Российскому зрителю были интересные такие сериалы, в то непростое время человек терял надежду на справедливость и находил ее с помощью кино.
Запрос от телезрителей российские «киноделы» уловили не сразу либо поймали его, но не могли осуществить в силу финансовых возможностей. Точную причину нам едва ли сообщат. Да это и неважно. Самое главное, что в конце 90-х годов в свет начали выходить отечественные детективные сериалы, причем в огромном количестве, создавая конкуренцию, которая помогла снять действительно шедевры: «Улицы разбитых фонарей», «Гражданин начальник», «Тайны следствия», «Бандитский Петербург», «Убойная сила», «Марш Турецкого» и «Каменская». Каждый из этих проектов знаком многим россиянам.
Успех сериалов конца 90-х годов породил целую волну подобных многосерийных детективов. Даже федеральный канал НТВ поменял формат и стал транслировать в основном фильмы про милицию. Создатели картин начали соперничать между собой, стараясь быстрее выпустить ленту на «голубые экраны». Такая гонка зачастую отодвигала качество работ на второй план, а сериалы начали уже напоминать «Санта-Барбару» по количеству сезонов. Сюжеты повторялись, становились проходными и не цепляющими. «Улицы разбитых фонарей» остановились на шестнадцати сезонах. А «Тайны следствия» и вовсе побили их рекорд. Сейчас в разработке находится 24-й сезон приключений следователя Марии Швецовой, обладающей необыкновенным обаянием, которым ее наделила актриса Анна Ковальчук.
Казалось, что именно в конце 90-х годов ХХ века были созданы лучшие российские детективные сериалы. Однако в 2005 году в свет вышли «Ментовские войны», которые и заняли первое место олимпа, по мнению некоторых сотрудников правоохранительных органов. Теперь, зная историю отечественного детективного жанра в кино, мы можем использовать эти данные, чтобы определить плюсы и минусы «Ментовских войн».
«Заход на правду», сюжеты и актерский состав
У «Ментовских войн» есть главное преимущество перед всеми другими сериалами в этом жанре, за исключением «Тайн следствия». Дело в том, что создатель картины Максим Есаулов до 2006 года работал в милиции. Причем он был не просто постовым, а ушел на пенсию в звании полковника с должности начальника отдела по раскрытию заказных убийств управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга. Да-да, когда создавался первый сезон сериала, его сценарист был еще не на «гражданке». Поэтому «Ментовские войны» снимали в атмосфере, максимально приближенной к реальной. Есаулов даже вспоминал, что ему приходилось, обсуждая сценарий фильма по телефону, уточнять - речь идет про кино, а не про реальную жизнь. Максим Александрович имел информацию о прослушивании его телефона компетентными органами.
Вам, наверное, интересно: при чем тут сравнение с «Тайнами следствия»? К их созданию тоже приложил руку Есаулов? Практически. Первые восемь сезонов сценаристом этого сериала была жена Максима Александровича – Елена Топильская, которая сначала работала в прокуратуре, а затем написала романы о Марии Швецовой. Вот такая семейка!
«Ментовские войны» же рассказывают зрителю о буднях «убойного отдела Главка» Санкт-Петербурга. В нем особенная роль отведена Роману Шилову – оперу новой формации, который раскрывает преступления, используя в том числе помощь криминального мира. Я уверен, что вы успели догадаться, кто стал прототипом главного героя «Ментовских войн» Романа Шилова. Да, Максим Есаулов действительно перенес на экран ряд настоящих уголовных дел, изменив некоторые детали. Однако все-таки образ Шилова стал больше собирательным, а сам Есаулов по комплекции и поведению похож на другого персонажа «Ментовских войн» Павла Арнаутова. К слову, он так же, как и Максим Александрович, женился на сотруднице прокуратуры.
Чтобы не упустить в них ни одной важной детали уголовных дел и подробно показать ход расследования преступления, создателям проекта пришлось использовать необычный метод для российского кино. Сезон «Ментовских войн» состоит из нескольких фильмов, которые, как правило, содержат в себе четыре серии. Первый сезон состоял из двух фильмов по шесть серий каждый. Таким образом, авторы максимально широко раскрыли как характеры персонажей, так и детали самих уголовных дел, позволяя зрителю поучаствовать в расследовании, сопоставив улики и факты, держа в напряжении до самого конца.
«Ментовские войны» имеют свой шарм, с точки зрения актерской игры. Создателям сериала удалось сделать так, что даже второстепенный герой запоминается своей изюминкой. Заместитель Шилова Скрябин берет обаянием, а опер Джексон очаровывает зрителя своей харизмой. Кроме того, ход любого персонажа надо запоминать. Если «чеховское ружье» не совершило выстрел сейчас, то обязательно прогремит в дальнейшем. С помощью такого развития внутренних сюжетных линий и характеров основных героев создатели «Ментовских войн» связали между собой все сезоны. А в последних сериях проекта они возвращаются к событиям, которые происходили еще в самом начале картины. Подобный прием помогает зрителю почувствовать целостность сериала, когда детали из старых сезонов переносятся в новые серии.
Длительность и надежда на хеппи-энд
Конечно же, у «Ментовских войн» есть свои минусы. Проект дважды закрывался, но затем снова возвращался. Поэтому принято делить киношную биографию Романа Шилова на три этапа. Ранний его период (с первого по четвертый сезон) вопринимается как единое повествование. Его финальными «гайками» стал уход из милиции Шилова, а затем его отъезд из страны, потому что в новой системе тяжело было жить оперу со старыми взглядами. Жирную точку поставил полуторачасовой фильм «Ментовские войны. Эпилог», в котором Шилов вернулся в Россию, чтобы помочь друзьям.
Казалось, авторы прекрасно завершили проект хеппи-эндом. Однако спустя два года после выхода эпилога зрители увидели пятый сезон проекта. Здесь проявляется опытный Шилов. Конечно же, авторы красиво связали новые похождения героя с прошлыми, заведя Романа в новый сюжетный поток. И он действительно отличается от предыдущих. Сюжеты начинают все больше строиться не на расследовании преступлений, а на внутренней кухне полиции, показывая все ее неприятные моменты. Опытный Шилов будет со зрителем до восьмого сезона включительно, когда захочет вновь уйти из полиции.
Однако новая отставка была специально придумана сценаристами, чтобы создать интригу и подогреть интерес к проекту, ведь в конце восьмого сезона перекидывается мостик к зрелому Шилову. Авторы пытаются совместить расследование дел и внутренние разборки в полиции, стараясь вернуть атмосферу первых сезонов. Однако зритель замечает, что Максим Есаулов все меньше принимает участие в проекте. Сюжеты становятся в основном предсказуемыми и нереалистичными, колоритных персонажей в кадре все меньше.
Поэтому посреди десятого сезона из проекта уходит главный юморист сериала Дмитрий Быковский, игравший Джексона. В последнем, одиннадцатом сезоне, вышедшем в 2017 году, его явно не хватает зрителю. Все внимание на себя полностью забирает Александр Устюгов, который и сыграл в сериале Романа Шилова. Случилось то же, что и в «Тайнах следствия». Анна Ковальчук переросла свою героиню, затмив ее. Вот и Устюгов уже играет не Шилова, а самого себя. В фильме даже звучат песни Александра. Сюжет начинает обрастать множеством ответвлений. Затрагиваются события на Донбассе, сериал все больше начинает напоминать «политические войны», а последнему уголовному делу проекта дают ход, потому что такое распоряжение, по сюжету, сделал глава государства. Причем последний сезон прекрасно снят с точки зрения режиссуры и графики, заметно выделяясь на фоне предыдущих.
Сериал заканчивается неоднозначно. В Романа Шилова стреляют из РПГ. При этом он старается закрыть собой ребенка. Зрители, конечно, требовали продолжения - было интересно узнать, что случилось с их любимцем. Александр Устюгов, занятый массой других проектов, сообщил однажды, что дал добро на новый сезон «Ментовских войн», хотя ранее он был против этой затеи. Ключевую роль сыграл Максим Есаулов, который вроде как собирался основательно вернуться к Роману Шилову.
Однако сначала в дело вмешался коронавирус, а затем началась спецоперация. Экономическая ситуация в стране изменилась, да и политическая тоже. Создатели сериала и Александр Устюгов как будто сейчас не планируют ничего, что было бы так или иначе связано с «Ментовскими войнами». Но кто знает, что будет дальше…
Пока же можно сказать, что «Ментовские войны» действительно если не лучший, то один из лучших детективных сериалов в России, имеющий интересный и честный сюжет, связывающий деталями и персонажами все сезоны. Да, последние серии заметно уступают старым, но по сравнению с другими подобными долгоиграющими проектами они являются в целом смотрибельными.