Сегодня поздравления с профессиональным праздником принимают стражи дорожного порядка.
Ежегодно 3 июля в России отмечается День Госавтоинспекции. В преддверии праздника нам удалось пообщаться с начальником Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковником полиции Александром Королевым.
– Александр Валентинович, давайте начнем со статистики. Расскажите, пожалуйста, о ситуации с безопасностью на дорогах нашего региона. Какова динамика ДТП с пострадавшими и погибшими? Какие участки или автодороги считаются самыми опасными?
– По итогам I полугодия 2025 года на дорогах края произошло 1078 автоаварий с пострадавшими, в которых 135 человек погибли, 1 369 были ранены. В Ставропольском крае достигнуты промежуточные цели национального проекта «Инфраструктура для жизни». Фактический уровень смертности не превысил прогнозный порог в 153 летальных случая.
Если сравнивать с показателями прошлого года, то уверенно можно сказать, что количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 10%, число погибших уменьшилось на 21%, раненых – на 8%.
Для того чтобы оценить, насколько изменилась ситуация, предлагаю взять статистику показателей аварийности за последние 10 лет. За анализируемый период уровень смертности на дорогах края сократился на 32%: с 199 погибших за I полугодие 2015 года до 135 за аналогичный период текущего года. Прогресс есть. Число погибших из-за выезда на полосу встречного движения сократилось на 41% (с 34 до 20 человек). Смертность по вине нетрезвых водителей снизилась на 56% (с 34 до 15 человек). Количество случаев гибели пешеходов уменьшилось на 33% (с 45 до 30 человек).
Необходимо отметить, что обозначенные результаты достигнуты, несмотря на значительное увеличение транзитной роли, а также туристической привлекательности нашего региона.
– Какие меры принимаются ведомством для обеспечения безопасности на дорогах. Какие акции проводятся и насколько часто, есть ли новые профилактические мероприятия в планах?
– Для обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекцией осуществляется многовекторная деятельность. Она включает в себя взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, иными ведомствами, владельцами дорог и представителями общественности.
Планирование профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий для движения, в обязательном порядке строится на детальном анализе причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Госавтоинспекцией Ставропольского края на регулярной основе проводится работа, направленная на снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с нетрезвым вождением, выездами на полосу встречного движения, нарушениями правил перевозки детей, проезда пешеходных переходов и железнодорожных переездов.
Все чаще приходится уделять внимание профилактике аварийности с участием средств индивидуальной мобильности, велосипедистов, мототранспортных средств, использование которых набирает большую популярность среди населения, особенно у несовершеннолетних.
– Какие нарушения чаще всего фиксируют камеры или автоинспекторы на дорогах края – в населенных пунктах, на трассах?
– Развитие системы фотовидеофиксации административных правонарушений является одним из наиболее перспективных направлений деятельности Госавтоинспекции. В настоящее время на дорогах региона функционируют 263 рубежа контроля, которые работают в автоматизированном режиме. В 2024 году с использованием указанной системы было выявлено более 3,5 млн нарушений.
Каждый комплекс способен фиксировать несколько видов нарушений. Однако по-прежнему более 80% от их общего массива занимают факты несоблюдения установленного скоростного режима. Подобные нарушения лидируют среди наиболее распространенных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, на долю которых приходится до трети от общего количества погибших.
Как я уже отметил, система фотовидеофиксации Ставропольского края постоянно развивается и модернизируется. Применяется новое программное обеспечение, позволяющее фиксировать широкий спектр правонарушений. В их список сейчас входят несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, стоянка в запрещенных местах, игнорирование требований дорожных знаков и разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора.

Тем не менее комплексы фотовидео-фиксации не имеют возможности извлечь из транспортного потока нетрезвого водителя, остановить преступника, поэтому заменить полностью работу инспектора дорожно-патрульной службы не в состоянии.
– Александр Валентинович, а каким образом налажена обратная связь с гражданами? К примеру, заметил я на дороге нарушителя или неадекватного автомобилиста, каким образом, через какие каналы максимально быстро могу проинформировать Госавтоинспекцию? Какие данные желательно привести?
– В случае если вы стали очевидцем дорожно-транспортного происшествия или столкнулись с участником дорожного движения, поведение которого показалось подозрительным, есть возможность сообщить информацию по номеру 02 либо 102, если звоните с мобильного телефона. Обращение можно оставить также в электронном виде в специальном разделе официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации mvd.ru, а также воспользоваться порталом Государственных услуг Российской Федерации. Письменные обращения принимаются круглосуточно в дежурных частях территориальных органов МВД России либо направляются почтовыми отправлениями.
– Никому не пожелаем, но вдруг случится попасть в автоаварию. Опишите, пожалуйста, алгоритм действий в этой психологически непростой ситуации. Куда лучше сразу обратиться: к аварийным комиссарам или все-таки в Гос-автоинспекцию?
– В любом случае нужно оставаться на месте аварии. Не перемещать поврежденные транспортные средства. При необходимости оказать пострадавшим первую помощь и вызвать аварийно-спасательные службы.
Использование юридических услуг, оказываемых «аварийными комиссарами», является правом участников дорожного движения. Законодательством не установлен обязательный их вызов в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В случае отсутствия пострадавших и разногласий участники автоаварии могут самостоятельно составить документы, заполнить форму «Извещение о ДТП», прилагаемую к полису ОСАГО.
– Вернемся непосредственно к работе Госавтоинспекции. Александр Валентинович, как бы Вы сформулировали основные задачи ведомства на сегодняшний день. Какие ресурсы направлены на их выполнение, достаточно ли их?
– Главная задача деятельности Госавтоинспекции – защита жизни и здоровья участников дорожного движения. Основные цели в области безопасности дорожного движения сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Уровень смертности на дорогах в сравнении с 2023 годом должен снизиться к 2030 году в полтора раза и к 2036-му – в два раза.
Для достижения указанных целей и задач реализуется национальный проект «Инфраструктура для жизни». Его ресурсы направляются на строительство дорог и повышение уровня их инженерно-технического обустройства, развитие систем фотовидеофиксации и оказания помощи пострадавшим участникам ДТП, пропаганду законопослушного поведения на дорогах и обучение населения навыкам безопасного участия в дорожном движении, работу с детьми. Инструментов достаточно. Важно правильно ими воспользоваться.
– Существуют ли планы по развитию ведомства? Какой может стать служба Госавтоинспекции в ближайшие годы, спустя десятилетия?
– Планы развития службы напрямую связаны с первоочередными задачами, которые стоят перед Госавтоинспекцией. Как и во многих других отраслях, наше ведомство пошло по пути цифровизации своей деятельности. Все уже привыкли к тому, что на сайте Госавтоинспекции или портале Госуслуг можно быстро проверить штрафы, подать в электронном виде заявление на получение или замену водительского удостоверения, поставить на учет автомобиль. Появилась возможность использования QR-кодов для проверки документов на право управления. Развиваются системы контроля за дорожным движением. Внедряются системы дистанционного взаимодействия с контролируемыми лицами, которые осуществляют деятельность в сфере безопасности дорожного движения. Постоянно совершенствуется техническая оснащенность подразделений Госавтоинспекции.
– Служба в Госавтоинспекции традиционно считается мужской. Есть ли у вас девушки, в частности в составе ДПС?
– В Госавтоинспекции Ставропольского края служит более ста сотрудниц, преимущественно они трудятся в отделах по направлению пропаганды безопасности дорожного движения, административной практики, регистрационно-экзаменационной работы, но есть девушки и в дорожном, и в техническом надзоре, и даже в дорожно-патрульной службе.
– Ну и заключительный вопрос в преддверии праздника. Есть ли у сотрудников Госавтоинспекции добрые традиции его празднования?
– Конечно, в этот торжественный день мы отмечаем наиболее отличившихся сотрудников, которые внесли существенный вклад в сохранение жизни и здоровья граждан на дорогах региона, отличились при задержании преступников и правонарушителей. В этот день у нас принято говорить слова благодарности ветеранам службы и семьям, родным и близким, которые ждут нас дома.
Этот праздник мы традиционно встретим на службе, выполняя задачи по обеспечению безопасности и правопорядка на дорогах региона.
По материалам пресс-службы Госавтоинспекции СК