Преодолеть себя ради мечты | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
После победы над Канадой игроки звонят Тарасову
Преодолеть себя ради мечты

Преодолеть себя ради мечты

26 июля
18:43

В нашей традиционной рубрике про кино сегодня мы предлагаем вам прочитать материал о фильме «Легенда №17», а потом, если появится желание, и посмотреть эту одну из лучших картин российского кинематографа.

 

Спорт – из жизни на экран

Художественные фильмы о спорте популярны, ведь в них рассказывается, как человек проделывает невероятные усилия, чтобы осуществить свою мечту. Причем не всегда сюжет должен быть основан на реальных событиях. К примеру, великий «Рокки», заставивший пойти заниматься боксом миллионы мальчишек, является выдумкой. Но картина мотивирует к занятиям спортом многих. Даже тех, кто постоянно откладывал первую пробежку на завтра или на понедельник.

Я неслучайно упомянул легендарный фильм по сценарию Сталлоне и с ним же в главной роли. Дело в том, что в отечественном кинематографе не принято было снимать спортивные драмы. Хотя российские атлеты на каждых Олимпийских играх совершают настоящие подвиги. Непобедимая Елена Вяльбе, покоривший греческую публику Алексей Немов, невероятное спасение российских волейболистов в Лондоне. А на последних играх в Токио в 2021 году случился просто настоящий подвиг. Гимнаст Артур Далалоян, без которого трудно представить отечественную сборную, в апреле того года порвал ахиллово сухожилие. Для тех, кто не знает, объясняю по-простому характер травмы – стопа просто болтается, такой процесс, как ходьба, превращается в мучение. Когда спортсмену сделали операцию, он увидел, что на ноге просто нет мышц. Буквально на следующий день после медицинского вмешательства Артур стал качаться. Он сумел совершить невероятное – уже в июле Далалоян снова был в строю, в составе сборной на Олимпиаде в Токио. Выступать в командных соревнованиях гимнаст должен везде, кроме опорного прыжка и вольных упражнений. На этих дисциплинах идет невероятная нагрузка на ноги. Начинается квалификация. И Артур идет сначала на опорный прыжок, а затем на вольные упражнения! Причем вольные он не тренировал три месяца, атлет делает их, конечно, «грязно», проходит в финал, но плачет, ибо допустил ошибки. Врачи говорили, что только осенью Далалоян сможет нормально ходить. Однако он уже через три месяца не просто соревнуется с лучшими гимнастами мира, а становится олимпийским чемпионом. Даже спустя три года после этого события у меня бегут мурашки по коже и наворачиваются слезы…

Надеюсь, что когда-нибудь историю Артура перенесут на киноэкран, его подвиг и меня смотивировал выступить на соревнованиях спустя две недели после стрессового перелома ноги. Подобный эффект подъема эмоциональных сил я испытывал только при просмотре картины «Легенда №17».

 

История создания фильма

Своему появлению «Легенда №17» обязана американской картине «Чудо». В этом фильме рассказывается, как сборная США по хоккею обыграла на Олимпиаде команду СССР, которая не проигрывала на главном старте четырехлетия очень давно. В 2004 году западное кино увидел продюсер Леонид Верещагин. Он вдохновился картиной, сразу сказав своим родным: «Хочу снять что-то подобное, но уже про наших спортсменов».

Конечно же, у Верещагина появились мысли о Суперсерии «СССР – Канада». Эти матчи до сих пор находят отклик у болельщиков по обе стороны океана. А встреча, в которой советские хоккеисты обыграли соперников на их поле со счетом 7:3, объединила всех жителей большой страны. Причем даже тех, кто никогда не интересовался спортом. Писать сценарий поручили режиссеру Николаю Лебедеву. Сразу стало понятно, что ключевыми персонажами картины будут Валерий Харламов и Анатолий Тарасов. Во-первых, они настоящие легенды отечественного хоккея. Более того, один не может существовать без другого. Во-вторых, Харламов и Тарасов внесли огромный вклад в успех сборной во время первого матча Суперсерии.

Николай Лебедев планировал сделать так, чтобы хоккейный матч не стал главным событием фильма. Ему было максимально важно продемонстрировать судьбы героев, показать, через что они прошли, чтобы оказаться в Канаде. Поэтому картину назвали в честь Валерия Харламова. Его №17 действительно является легендарным. Этот номер не присваивают новым игрокам, он навечно занят Харламовым. На эту роль актера нашли достаточно быстро. Выбор пал на Данилу Козловского, который приобрел популярность после выхода в 2008 году картины «Мы из будущего». Но на звездность актера тогда никто не смотрел. Просто Данила был очень похож на молодого Валерия, это заметили и родственники Харламова. Играть же Анатолия Тарасова доверили Олегу Меньшикову. Эти решения кастинг-группы впоследствии вошли в число главных достоинств фильма.

 

Данила Козловский и Олег Меньшиков великолепно взаимодействовали между собой

Съемки проходили вживую на реальных площадках. Сцену с быками действительно снимали в Испании. Для этого задействовали 18 животных, одно из которых разносило буквально все. Рядом дежурили врачи, полицейские и пожарные. Хоккейные матчи снимали на ледовых аренах. Любители спорта знают, что сейчас на спортивный лед наносится много рекламы. Чтобы ее убрать, создатели «Легенды №17» растапливали лед, после чего заливали его заново. Только так можно было создать атмосферу игр в хоккей 60 – 70-х годов ХХ века.

Теперь, когда мы познакомились с историей создания картины, самое время перейти к главным достоинствам фильма.

 

Актерская игра и компьютерная графика

Напомню, что в кинорубрике все достоинства и минусы фильмов носят абсолютно субъективный характер. Они могут не совпадать с вашими мыслями.

Главным плюсом «Легенды №17» для меня является сюжет картины. Авторы не стали выдумывать каких-то красивых и «вылизанных» до блеска сцен. Они показали настоящий мир спорта изнутри. Как спортсмен, я смело могу заявить, что все приемы и способы, которые использует Анатолий Тарасов в фильме, применяются до сих пор. Тренеры воспитывают своих атлетов в том числе и трудотерапией. Здесь важен принцип «кнута и пряника»: нужно, чтобы подопечные боялись наставника, но в то же время уважали, хотели пойти за ним в огонь и в воду. По такой системе и происходит взаимодействие Харламова с Тарасовым. Анатолий Владимирович становится настоящим спортивным отцом для Валерия. Опытный тренер изначально понимает, что перед ним мегаталантливый спортсмен. У таких атлетов есть один главный минус – они почти всегда эгоисты. Чтобы искоренить эту черту характера, Тарасов отправляет Харламова в команду, в которой никто не хочет добиваться успеха. Пройдя эти трудности и став настоящим лидером, Валерий возвращается в ЦСКА к Анатолию Владимировичу, но сидит на скамейке запасных. Тренеру важно теперь показать хоккеисту, что он не звезда, а молодой игрок, который лишь недавно перешел в именитую команду.

Только когда Харламов созрел, Тарасов позволяет Валерию выходить на лед. Причем он сразу становится лидером, потому что успел пройти тернистый путь. Теперь тренер максимально оберегает талантливого хоккеиста от дурного окружения, которое может помешать игроку стать лучшим в мире. Причем использует он для этого свои излюбленные методы. А когда Харламов получает тяжелую травму, Тарасов приходит на помощь и возвращает своего воспитанника, по сути, к жизни. Более того, он договаривается, чтобы Валерий поехал на Суперсерию, хотя тренера отстранили от сборной.

Безусловно, подобный сюжет стал бы второсортным, если бы не великолепная актерская игра. Я не очень люблю работы Данилы Козловского. Нравится он мне только в двух фильмах – «Легенда №17» и «Экипаж». Удивительно, но режиссером обеих картин выступил Николай Лебедев. Он сумел найти ключики к непростому актеру, чтобы раскрыть его лучшие качества. Козловский великолепно показывает персонажей, у которых есть определенная суперсила и сложный характер. Однако в «Легенде №17» Данилу, хоть он и является главным героем, на мой взгляд, затмил Олег Меньшиков. Именитый артист одним взглядом исподлобья сумел передать всю суровость Тарасова. Его мотивационные речи действительно заряжают. Более того, им веришь, ибо после них хочется совершать великие дела. Единственный раз, когда персонаж Меньшикова меняет свое выражение лица, – это во время матча СССР против Канады. Он со слезами на глазах смотрит, как его мечта осуществляется. Да, Тарасов не находится у руля сборной, но это его игроки громят канадцев.

Режиссер фильма Николай Лебедев сыграл в картине роль ведущего пресс-конференции

Отдельного внимания заслуживает сцена прощания Харламова с Тарасовым перед отлетом в Канаду. Между Козловским и Меньшиковым в этот момент возникает особая химия – стирается грань между игроком и тренером. Видно, что оба уважают друг друга настолько сильно, что становятся единым целым. Поэтому Харламов в Канаде начинает говорить фразами Тарасова, проецируя его в сборной.

Также плюсом картины является режиссерская работа. Оператор-постановщик Ирек Хартович и Николай Лебедев решили с помощью визуализации разделить периоды жизни Харламова. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета – на 35-миллиметровую, а в матче против Канады, который резко отличался от других сцен, использовали цифровые камеры, включая компактные GoPro. Чтобы динамично показать хоккейные игры, была использована компьютерная графика, которая подстраивалась под снятый материал, а не наоборот, как это зачастую бывает. В этом направлении цифровым художникам помогал Джоди Стейсек, который занимался постановкой хоккейных сцен. Американец успел поработать над фильмами «2012» и «Начало». При такой мощной поддержке компьютерная графика стала одной из лучших в российском кинематографе. Ее практически не видно, настолько прекрасно художники и режиссер вписали спецэффекты в картину.

 

А как же минусы?

Обычно я рассказываю и о минусах фильма. Однако «Легенда №17» будет особенным материалом. Для меня эта картина – одна из самых любимых в истории кинематографа. Конечно же, у нее есть недочеты, но они уходят в тень, когда смотришь кино. Динамичный сюжет, мотивационные речи и великолепная актерская игра делают свое дело. Благодаря им два часа проходят незаметно.

Закончить же материал хочется рассказом о предпремьерном показе фильма. «Легенду №17» первыми увидели игроки юниорской сборной России перед чемпионатом мира. На мероприятие также пригласили легенд отечественного хоккея и Президента России Владимира Путина. Глава государства сказал, что посмотрел хорошее кино. По некоторым данным, строгая и великая Татьяна Тарасова, дочь Анатолия Владимировича, прилюдно отвесила поясной поклон съёмочной группе. Ей очень понравился образ отца, также она отметила, что все создатели фильма проделали грандиозную работу. По-моему, такие слова говорят о многом.

Кадры из фильма

Автор: Геннадий Криштофоров
Поделиться:

Читайте также

Две матери

Всей семьей, вшестером - свекровь, невестка и дети, около трех лет назад после трагических событий в их общей судьбе перебрались с востока края в Ставрополь и поселились в уютной квартире, о которой еще при жизни позаботился их родной Алексей. Молодой мужчина успел в своей жизни всё. Добротный дом в станице Курской мужчина достроил, деревья посадил, и очень много. Как говорит его супруга Алина, когда подросли младшие дети, задумывались даже о пятом малыше.

22 ноября

Для Победы нам нужно единство

Конечно, очень хотелось домой, поскорее обнять родных: мать, сестричек, отца, который тоже дожил, довоевал до Победы!.. Но встречи с семьей Ростиславу пришлось ждать еще долгих пять лет.  До 1950 года он служил в Австрии на военном аэродроме. А потом вернулся домой и поступил в фармацевтический институт. Самую мирную профессию выбрал фронтовик. Через пять лет Ростислав Горлов вместе с женой Светланой переехал в Ставрополь и в течение 30 лет работал заведующим аптекой № 102. Супруги вырастили дочь, двоих внуков. Правнуков у Ростислава Александровича тоже двое. Хорошая достойная жизнь.

22 ноября

Согрели душевным теплом

Василий Смоляков вручил Ульяне Григорьевне Почетную грамоту Центрального комитета Всероссийской организации и памятный шарф, а другие гости поздравили ее с наступающим праздником, подарив памятные открытки и значок «Дети войны Ставрополья».

22 ноября

Радость творчества на фестивалях и конкурсах

На фестиваль приехали участники из десяти местных организаций ВОИ Ставропольского края. Мероприятие прошло в теплой обстановке, в фойе кинотеатра разместили импровизированную сцену, партер для зрителей и столик для жюри. Были представлены выступления инвалидов в различных номинациях: «художественное слово», «вокал», «инструментальное исполнение» и «оригинальный жанр».

22 ноября