Пришло время сыграть! | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Пришло время сыграть!

Пришло время сыграть!

1 июля
19:09

 Ставрополе впервые прошел увлекательный праздник активного отдыха, посвящённый народным, подвижным и этническим играм разных эпох и культур

 

Более 10 тысяч гостей на гостеприимной и уже полюбившейся всем поляне археологического памятника-заповедника «Татарское городище» посетили новое крупное мероприятие – фестиваль игр «Классики-пятнашки». Его организаторы – администрация города и Ставропольский краевой музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в минувшую субботу, 28 июня,  предложили окунуться в детство, где всё решали ловкость, смекалка и дружная команда.

Это вам и есть бирюльки!

Фестиваль провели в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство». Глава Ставрополя Иван Ульянченко прокомментировал: «Мы подготовили обширную программу мероприятий. Работали пять тематических игровых площадок, на которых каждый мог испытать свою ловкость, силу и смекалку в более 20 подвижных и народных играх разных эпох и культур».

Ремесленные мастер-классы, развлекательные мероприятия, командное прохождение препятствий и головоломок, захватывающие соревнования в духе телепроекта «Форт Боярд», столярный мастер-класс, логическая игра, викторины – как же было весело знакомиться с традиционными развлечениями народов России, пробовать себя в старинных русских и этнических играх, участвовать в интерактивных образовательных проектах. Кто-то пытался удержать равновесие в русской игре «Малечина-калечина», другие проявляли терпение и точность в «Бирюльках», за столом при входе на поляну детвора создавала тряпичную куклу-кувадку – оберег домашнего очага. Другие в это время проверяли свою внимательность и логику в калмыцкой головоломке «Нярн Шинж». А у самых ловких получалось под национальную музыку не только станцевать лезгинку, но и успевать забежать в круг в дагестанской командной забаве «Достань папаху», равновесие же проверили в игре «Подними папаху».

Забавы на фестивале распределили по зонам: игры народов Юга России, казачьи, дворик с деревянными игрушками и головоломками, молодецкие забавы, игры народов Северного Кавказа. На одной из таких площадок, осетинской, я пообщалась с волонтерами.

Студент Северо-Кавказского медицинского колледжа Заурбек поделился: «У нас здесь три национальные игры: «Жмурки-носильщики», где  с завязанными глазами нужно переносить предметы, не сталкиваясь друг с другом», а также «Мас-рестлинг» и «Перетягивание». В нашей республике популярны любые спортивные игры на выносливость. Сегодня с утра было столько желающих поиграть, что мы даже устали! Например, перетягивают канат не руками, его оборачивают вокруг тела, и в работу полностью включаются все мышцы. Участвовали и маленькие девочки, и взрослые мужчины».

Парень живет в Ставрополе третий год, он отмечает, что на таких фестивалях очень интересно. Сожалеет, что из-за экзаменов не попал на «Зов предков» в конце мая. 16-летняя осетинка Валерия, тоже будущий медик, поделилась: «Живу в Ставрополе чуть больше года, здесь всё очень красиво и аккуратно. На фестивале я впервые, очень понравилось».

 

Чеканили рубль, угадывали рубель

На площадке «Молодецкие забавы» в проверенных временем играх, требующих ловкости, силы и задора, проверяли меткость в старинной игре «Свайка», смекалку – в увлекательной игре «Пекарь», а ловкость – в подвижной «Лапте». На площадке «Ставропольская станица» были свои забавы – девчонки на скорость носили на коромыслах вёдра с пятью литрами воды в каждом. Командир северной сотни Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО Михаил рассказал о возрождении интереса к казачьей культуре и пояснил: «Чтобы сильно не нагружать руки, предки придумали коромысло. Но нужны сноровка, определенные навыки, чтобы не споткнуться, обойти препятствия. Мы поставили палочки, их имитирующие. А в природе это может быть дерево, кустарник. И воду нужно было женщинам донести домой не расплескав. Очередь сегодня у нас стояла, не протолкнуться. Также все желающие кидали кольца на шашку, мололи муку на ручной мельнице. Сейчас мужчины участвуют в чеканке монет, дети им помогают. Других захватила фланкировка шашкой». Нашли занятие по душе и эрудиты. Помимо интерактивных, на фестивале были познавательно-образовательные развлечения. В одной из палаток музей-заповедник организовал конкурс «Этнографическая загадка», где нужно было найти ответ среди предметов старинного быта из фондов музея: коромысла, корзины, чугунка, веника, рушника, маслобойки, прялки, скалки для разглаживания ткани.

«Все эти предметы у нас из так называемого вспомогательного фонда, то есть их можно потрогать руками, – рассказывает заместитель главного хранителя фондов музея Ольга Нафталиева. – Сегодня некоторые гости сначала подходили скептически, а потом увлекались. Было интересно, когда рубель папа не угадал, а сын сказал: «У нас в школе есть такой, я запомнил». На фестивалях, несколько лет организуемых вместе с администрацией города, мы про гастрономию и кулинарию рассказываем, археология у нас затронута, музыка и песни есть. А сейчас как раз время каникул, игр. Поэтому мы и решили, что неплохо было бы вспомнить старинные забавы. Для детей младшего возраста проведем интерактив по традиционной русской народной богородицкой игрушке. Название нового фестиваля «Классики-пятнашки» детское, но и родители активно во всем участвуют».

Рядом были расчерчены мелом те самые цифры в клеточках, и современные дети сразу понимали, как в них прыгать, признавались, что и сейчас играют в классики в школах.

«На самом деле не все дети сидят в телефонах. На такие фестивали приходят заинтересованные в развитии сыновей и дочерей родители, которые хотят, чтобы те познавали культуру», – подчеркнула Ольга Михайловна.

А рядом развернулась тематическая зона «Теремок-затейник», где можно было постичь искусство движения с помощью русской динамической игрушки, пройти мастер-класс «Круг времени» по созданию волчка из глины.

 

Желаем добра через этнофольклор

В рамках работы студии «Русские традиции» её руководитель Лада Назаренко  представила мастер-класс игры на ложках. Возрастная категория участников – от 4 до 15 лет. На нем показали детям, как через русский уклад приходят к русскому фольклору. Деревянная ложка создана для еды, но она еще шумовой и ударный инструмент. У нее хоть и приглушенный, но стойкий звук. Дети получают пользу от этой игры. По словам собеседницы, у них развивается чувство ритма, мелкая моторика. Дети на фестивале проявили к этому мастер-классу большой интерес. Первый раз его запустили 31 мая на гастрофесте «Зов предков» на этой же поляне.

«Надеюсь, что к следующему фестивалю в начале осени «Наследие степей и гор» мы расширимся, и будет не только игра на ложках, но и на других народных инструментах – трещотках, бубнах, свистульках. Будем комплексно создавать живую музыку. Если погода не подведет, поучаствуем и в этнофестивале «Музыка ветра», – отметила Лада Александровна.

На мой вопрос о нужности подобных фестивалей, молодая женщина ответила, что они  не то что нужны, а важны. Ведь это отнесение к национальной принадлежности.

«Мы – русские, мы свою культуру ценим и продвигаем. Но русские – во всеобъемлющем понятии, – пояснила участница фестивая «Классики-пятнашки». – Мы живем на Кавказе и показываем другим народам свою доброжелательность, то есть желаем всем добра. Это можно проявить через музыку, культуру, стихи, танцы, песни, игры, весь этнофольклор, объединяющий все национальности страны в одной точке. И для детей это важно. Потому что сейчас у нас поколение инновационное, воспитанное на гаджетах. А такие живые фестивали, где ребенок действует именно через прикосновение, тактильность, через все свои пять чувств видит, слышит, трогает, нюхает, осязает,  в нем развивают 3D-ощущение того, что он имеет свою нацию, свой род, принадлежность к культуре. Может, грубое сравнение: росточек поливают той живительной водой, которая правильно взращивает селекционное растение. Такие фестивали позволяют четко видеть то, что детям важно и полезно».

Вновь удивила и ярмарка мастеров, где можно было приобрести различные украшения и посуду ручной работы, поучаствовать в мастер-классе по раскрашиванию бомбочек для ванн. Их, а также  мыло ручной работы делает Елена Марченко только с натуральным составом.

 

Не всё холсту масло!

Какое же удовольствие общаться с людьми творческими, увлеченными. Один участник выставил свои гончарные, керамические, музыкальные изделия. На мой вопрос, это хобби или профессия, талантливый, одаренный собеседник Григорий Бубнов философски ответил: «Сначала я думал, что это диагноз, а сейчас понимаю, что религия. Занимаюсь этим делом 32 года. Лепил  из глины с самого детства, потом добавился процесс создания кружек, керамики. Мы учимся всю жизнь. Я много общался с музыкантами и слушал музыку, и вдруг решил освоить какой-нибудь инструмент. У меня в руках керамическая свистковая флейта. Окарина была во всех культурах – и у славян, и у индейцев, ацтеков».

Как поведал мастер, домашние обереги «птица-флейта» находят в разных местах при раскопках. Сам он с детства изучал историю искусства сначала в художественной школе, а затем в государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге учился работе с эмалью и керамикой. Но самые первые его работы были созданы из пластилина дома на подоконнике в украинском городке. Потом были Сибирь (художественное училище в Кемерово), Питер и уже почти 20 лет в его биографии – Ставрополь. Флейты здесь начал делать по наитию. Мастер любит повторять фразу: «Не всё холсту масло». То есть художнику необязательно только писать картины, ему было интересно проявить себя и в других материалах – керамике, гипсе, батике (росписи по шёлку), фактурной штукатурке (росписи на стенах).

«Это всё приносит творческую радость. Например, сейчас я тружусь над копией очень привычной, но такой сложной самой известной картины Ивана Шишкина. А этот кувшин я сделал на гончарном круге из московской глины сам и, как у Высоцкого, «и голове своей руками помогал». Эти тарелки – как декоративное панно, где можно увидеть разные образы».

Среди предметов художника – и копия топора кобанской культуры, он стремился внешне передать бронзовый старинный материал в керамике. На Татарском городище мой собеседник – частый посетитель, впервые приехал в 2006 году, когда музей здесь организовывал первые мероприятия.

«Мне очень нравится это историческое пространство, – говорит мужчина, – приятно, что здесь сделали музыкальную площадку и проводят разного формата игры. Был на всех фестивалях, в совокупности уже раз десять».

В жаркий июньский день одним из наследий прошедшего недавно гастрофестиваля «Зов предков» стали мастер-классы по приготовлению прохладительных напитков. На них в течение всей субботы можно было самим создавать и дегустировать вкусные лимонады и морсы. В итоге всех посетителей угостили  свежеприготовленными 500 литрами напитков.

В этот день стартовал и фотоконкурс. Снимки гостей, сделанные на первом в крае подобном фестивале, получились фантастическими. Поэтому в мэрии краевой столицы решили объявить награду за самую лучшую из них в состязании «Задорный Ставрополь». Их выкладывают в социальной сети ВКонтакте с хештегом #КлассикиПятнашки2025, аккаунт нужно держать открытым до окончания фотоконкурса. Главный критерий отбора – фотография должна передавать атмосферу и задор фестиваля, эмоции и его энергетику. Результаты объявят до 10 июля.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

 

Автор: Ольга Богатеева
Поделиться:

Читайте также

Увеличение выплат военнослужащим, корректировки бюджета, учреждение комитета транспортного обслуживания

Под председательством Георгия Колягина состоялось очередное заседание Ставропольской городской Думы

24 октября

Электрическая тяга судьбы

Валерий Михальченко 39 лет работает водителем троллейбуса

24 октября

Ставропольская «Вольница» отметила юбилей

В минувший вторник в детской школе искусств краевого центра отметила своё 25-летие Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница».

24 октября

Том Сойеры советского разлива

Сегодня в нашей ежемесячной кинорубрике мы обратимся к классике отечественного искусства. Хочется вспомнить и обсудить фильмы, снятые в 70-х годах по мотивам повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Эти шедевральные работы стали своеобразным советским ответом на экранизацию известного романа Марка Твена.

24 октября