Ставропольский краевой театр кукол показал очередную премьеру сказки-притчи «День, когда я встретил ангела» для зрителей 6+ на своей малой сцене по пьесе Николая Щебенькова, в режиссуре Владимира Литвинова, сценографии Маргариты Литвиновой с тремя актерами: Русланом Догбаевым, Андреем Васильевым и Марией Махалиной.
Постановка для детей с особенностями развития предлагает зрителям один из многочисленных вариантов кукольной арт-терапии в преодолении ребенком и его семьей болезненных проблем социального одиночества со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Действие разворачивается в приметах обычной русской семьи, где героя почему-то зовут Жан (актер Андрей Васильев) и маму в своем внутреннем монологе он почему-то называет: «госпожа мама». Всё остальное в тексте и спектакле находится вполне в рамках русских примет быта.
Герой лишен возможности говорить и двигаться, воспитывается одной мамой. Видимо, папа, как бывает в жизни, исчез, оставив ее одну с кучей проблем обездвиженного ребенка, не отданного по безмерной любви в детский интернат поселка Тоннельного на умирание.
В своих болезненных снах Жан свободно передвигается в пространстве и времени, от Мастера-коллекционера звезд узнает, что у него есть ангел-хранитель, с которым он хочет воочию познакомиться. Он уходит в фантазиях из родного дома, проходя искушения, преодоления моральных и физических препятствий, «возвращаясь блудным сыном» домой, воссоединяясь со своими родительскими корнями. В сказочном мире Жан встречает удивительных персонажей, ангелами-хранителями оказываются рыба Лаванда, Мастер, собирающий звезды в колодце, Привратник Рая и даже погрязший в вещах двуглавый Червь-Барахольщик. Автор сильно перемудрил, приближая сюжет к библейскому «архетипу сказки», театр добавил своих постановочных мудреностей.

Действие разворачивается на фоне часов-трансформеров, как метафоры странствий души в бесконечном времени, без излишнего сопротивления в сюжете героев-антогонистов, с приятием всеми того, что от болезни, увы, невозможно исцелить, с ней надо научиться жить. В спектакле сохранили принцип «четвертой стены» для достижения воспитательного эффекта, отдаляя маленького зрителя на расстояние.
Спектакль учит ребенка самостоятельному преодолению препятствий в игровых моделях жизненных ситуаций, о которых он получает дополнительную информацию с использованием автором библейских знаковых обозначений, вплоть до лестницы Иакова.
В этой правильной авторской логике развития сюжета следовало бы последовательно завершить спектакль христианской канонической моралью, убеждением, что встреча с ангелом-хранителем - итог постоянного молитвенного труда верующего человека, живущего духовными традициями, а не получающего помощь по воле сказочного случая. Ребенок с проблемами здоровья и его родители уходили бы домой после просмотра спектакля укрепленными в сознании возможности получить поддержку «ангела-хранителя», прилагая необходимые молитвенные усилия, дабы важные их просьбы душевной поддержки были услышаны Богом.
Зритель может принимать или не принимать содержание, смысл, урок этого спектакля. Кому-то стало легче, кому нет в поисках истины, которая на поверхности не лежит, но её надо обязательно отыскать.Повод для поиска истины спектакль дает.
Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог.
Фото Ставропольского краевого театра кукол