27 апреля в нашем государстве отмечается молодой праздник – День российского парламентаризма.
Если говорить точнее, то это памятная дата, установленная указом Президента России совсем недавно – в 2012 году. 27 апреля (по старому стилю) 1906 года в Российской империи начала свою работу первая Государственная Дума. Считается, что именно этот демократический институт заложил основы парламентаризма в нашей стране. Конечно, у него были и предшественники, о чем и попытаемся порассуждать.
Официальная памятная дата
По официальной трактовке, День российского парламентаризма призван способствовать привлечению внимания широких слоев населения к работе Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов страны, а также популяризации этой деятельности. Памятная дата призвана напомнить о значимости участия россиян в формировании государственной политики, необходимости сохранения и развития демократии и гражданского общества. По мнению учредителей, День российского парламентаризма напоминает о праве каждого гражданина влиять на политику своей страны и привлекает внимание к работе Федерального Собрания как законодательного органа власти, а также к важной теме разнообразия политических партий и возможности свободно выражать свои взгляды. Сначала несколько слов о том, как отмечают этот праздник в нашем государстве и какие у него уже появились традиции, а также о связанных с событием интересных фактах.
День российского парламентаризма могли бы отмечать в мае. Дело в том, что дата начала работы первой Государственной Думы страны, 10 мая, это 27 апреля по-старому стилю. Памятная дата, которая учреждена всего 13 лет назад, отталкивается именно от старого юлианского календаря.
Есть мнение, что Государственная Дума 1906 года не была первым парламентом в России. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II Великой было сформировано Законодательное собрание. Однако оно не было в полном смысле демократическим органом, так как депутатов назначал монарх. Вспоминают и более ранние формы народного представительства, о чем тоже пойдет речь.
В День российского парламентаризма в России проводятся официальные приемы и награждения. Праздничную программу составляют выставки, конкурсы, конференции и концерты. Традиционно мероприятия проходят на высоком уровне и привлекают к себе внимание разных слоев населения. Организаторы стараются вовлекать людей разного возраста. Например, в Ставропольском крае в некоторых школах проводят уроки парламентаризма с целью формирования у ребят активной собственной гражданской позиции и умения отстаивать свое мнение. Во всех субъектах страны организуют лекции о структуре государственной власти, конкурсы на лучший рисунок на тему «Парламент Российской Федерации», дебаты, игры на знание политических партий и истории создания Конституции страны.
Российский парламент и его место в системе власти
Федеральное Собрание Российской Федерации, так официально называется отечественный парламент, представляет одну из ветвей власти в стране – законодательную. Все новые законы принимаются сначала в Государственной Думе, а затем получают одобрение Совета Федерации. В финале акты подписывает Президент, занимающий особое положение во властной структуре.
Российский парламент является двухступенчатой структурой, в чем состоит его отличие от аналогичных органов власти во многих других странах. Нижней палатой является Государственная Дума, верхней – Совет Федерации. В качестве еще одной важной особенности можно выделить действующую в нашей стране пропорциональную систему выборов в парламент, которая позволяет представлять в нем интересы различных политических партий и общественных групп.
Средневековые республики
Теперь чуть поглубже «окунемся» в историю. На самом деле парламентская форма правления исторически не сильно приживалась в России. Конечно, у нее всегда были сторонники, особенно среди просвещенного сословия, голос которого всегда был слышен и влиятелен. В качестве яркого примера нередко приводится Новгородское вече – своеобразная форма народовластия в этой «боярской республике», которая, по данным официальных источников, просуществовала добрых четыре с половиной столетия. Таким же представительным органом власти было и существовавшее по соседству Псковское вече. Те читатели, которые неплохо знают историю, могут вспомнить, что знаменитый князь Александр Невский, одержавший легендарные победы над шведами и тевтонцами, был лишь приглашенным новгородцами военачальником, а не правителем тамошних земель.
Однако в самом начале 1478 года самостоятельное существование Новгородского государства закончилось. В город въехали московские бояре и дьяки великого князя Ивана III – по сути, первого русского царя. Вечевой колокол Новгорода, удары которого созывали горожан на собрания для принятия государственных решений, был снят и отвезен в Москву. Это было весьма символично, так как самоуправление здесь было ликвидировано полностью, и Новгородское вече с тех пор перестало существовать. Через 22 года то же самое случилось и в Псковской республике, только главным героем этих событий был уже следующий великий московский князь Василий III.
Земские соборы
Есть и еще одна историческая отсылка, которую приводят те, кто считает парламентаризм в той или иной форме исконной отечественной формой правления. Речь идет о Земских соборах – высшем сословно-представительном учреждении Русского царства с середины XVI до конца XVII века. Именно так назывались собрания представителей дворянства и духовенства, где обсуждались важнейшие политические, экономические, военные и административные вопросы.
В работе соборов выделяют несколько периодов, о которых стоит напомнить. Их история начинается во время правления Ивана IV Грозного, а первый состоялся в 1549 году. И это продолжалось еще 35 лет, вплоть до кончины сурового монарха. Соборы выполняли функцию избрания правителей на царство, а затем на короткий период с 1610 по 1613 год во времена Смуты превратились в орган верховной власти при ополчениях, причем не только законодательной, но и исполнительной. Именно в эти три года Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России, решая вопросы внутренней и внешней политики. В 1613 году состоялось наиболее известное в истории собрание представителей различных земель и сословий Руси. Тогда был избран на престол Михаил Романов и положено начало новой и последней царской династии.
В последующие годы Земский собор действовал почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при правителях, решая текущие административные и финансовые вопросы. Так, на это собрание государи старались опираться при проведении финансовых мероприятий. Далее после десятилетнего перерыва соборы стали собирать сравнительно редко, но поднимались на них весьма важные вопросы. Именно там были приняты решения о включении в состав государства Запорожского войска и заключении «Вечного мира» с Речью Посполитой, так называлась тогда Польша. В конце концов, Петр I после начала реформ государственной власти, целью которых было превращение царства в империю, окончательно ликвидировал соборы.
Последний раз официально название «Земский собор» упоминается в истории летом 1922 года. Именно так назывался проходивший тогда во Владивостоке съезд белых монархистов.
Уложенная комиссия
Теперь вернемся к тому самому Законодательному собранию времен Екатерины Великой, официально называвшемуся Уложенной комиссией. Этот период относится к началу царствования императрицы, а идея стала следствием ее увлечения западноевропейскими философами, в особенности классиком эпохи Просвещения французом Шарлем Луи де Монтескье. Но были тому и иные причины. В первую очередь правящий класс не мог не осознавать, что свод законов, принятый еще во времена Земских соборов за век до того времени, безнадежно устарел. Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 года представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».
Комиссия состояла из 564 «депутатов», из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. «Избиратели», если их можно так назвать, должны были заявить через «депутатов» о своих нуждах с помощью наказов. Последние издавались в «Сборнике Императорского Исторического Общества», и их содержание показывает, что население по большей части отнеслось к ним очень серьезно.
31 июля 1767 года состоялось открытие комиссии, где был избран маршал. Так официально именовался тогда председатель комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина II утвердила генерал-аншефа Александра Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании, где он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование.
Стоит отметить, что никакого голосования на комиссии не происходило, и вследствие этого ее заседания отличались почти полной бесплодностью. Это не укрылось от императрицы, которая была явно разочарована. Наконец, 18 декабря 1768 года маршал объявил, ввиду того что немалое число членов комиссии должно отправиться к действующим армиям по случаю объявления войны с Османской империей, орган распускается впредь до созыва вновь. Это на самом деле было только лишь предлогом. Многие «депутаты» принадлежали к военному сословию и еще раньше просились к местам службы. Во время Русско-Турецкой войны созданная с такой помпой комиссия все еще считалась существующей, а затем так и не была распущена и просто забыта. Пожалуй, самым важным итогом ее работы стало «Учреждение о губерниях». Данный законодательный акт, составленный лично Екатериной II и изданный в ноябре 1775 года, предусматривал изменение административно-территориального деления империи.
Первая Дума, Учредительное собрание и резюме
Исходной точкой для современной памятной даты является учреждение первой Государственной Думы в Российской империи 27 апреля 1906 года. Именно она стала практически полноценным парламентом и представительным органом власти в истории страны. Депутатов избирали на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права. Председателем Госдумы первого созыва стал профессор Московского университета Сергей Муромцев.
Несмотря на короткий период существования, первая Дума смогла облечь в форму законов весьма важные решения, в числе которых отмена смертной казни, принятие фабричного законодательства и подвижки в народном просвещении. Тот представительный орган сделал серьезный шаг вперед в развитии гражданского общества и парламентаризма в стране. Однако император Николай II распустил Думу. Он никогда и не созвал бы ее, не случись кровавые беспорядки 1905 года, чуть не обрушившие государство в пропасть. Всего в дореволюционной России Государственную Думу созывали четырежды – в 1906-м, дважды в 1907-м и в 1912 году. Потом случились Первая мировая война и две смены власти – в феврале и октябре 1917 года.
Последним парламентом начала ХХ века почти стало Всероссийское учредительное собрание. Но «почти», как известно, не считается. Данный представительный орган был избран в ноябре 1917 года и созван в январе следующего для определения страны. Все случилось уже после октябрьского переворота, организаторы которого – большевики, проигравшие выборы в собрание, без всяких сомнений его и распустили. Это и стало толчком к началу кровавой Гражданской войны.
8 июня 1918 года в Самаре эсерами, к слову, получившими во время ноябрьских выборов абсолютное большинство голосов, верховной властью был объявлен КОМУЧ – Комитет членов Учредительного собрания. Именно его боевые формирования в союзе со сдавшимся в плен во время Первой мировой войны, а затем восставшим против комиссаров чехословацким корпусом начали воевать против узурпаторов-большевиков. Тогда нередко обе стороны сражались под одинаковыми красными знаменами. Все закончилось 18 ноября 1918 года в результате военного переворота и прихода к власти адмирала Александра Колчака, когда правительство КОМУЧа было свергнуто, а собиравшийся в Екатеринбурге съезд сторонников Учредительного собрания разогнан. Далее история известна, и нет смысла ее напоминать.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, стоит отметить, что воссозданная в конце прошлого века парламентская система в России продолжает успешно функционировать и сейчас. Официально в структуре власти она носит первый номер, хотя, по мнению автора, в большей степени это номинально. Любому хоть сколько-нибудь знакомому с сегодняшними реалиями отечественной политики и управления очевидно, что по своему значению и по всей существующей на данный момент вертикали в стране лидирующее положение все-таки занимает власть исполнительная.
Подготовил Владислав СЕКАЧЕВ