Ребенок  войны – прабабушка погибшего солдата | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Галина Максимовна Бабенко — дитя войны, ветеран труда, мама и бабушка (дата рождения: 17 января 1938 года)
Ребенок  войны – прабабушка погибшего солдата

Ребенок  войны – прабабушка погибшего солдата

7 апреля
16:49

9 мая 2025 года Галина Максимовна Бабенко с особой радостью отметит 80-летие Великой Победы.

В войну она была совсем ребенком, но на всю жизнь сохранила в памяти военное лихолетье - голодное,  холодное, в котором было все: страх и отчаяние, надежда и вера. Запечатлела детская цепкая фотографическая память и яркие краски мая 1945 года.

«Поместье» в Пелагиаде

Героиня сегодняшнего рассказа Галина Бабенко — дальняя родственница знаменитой ставропольчанки, полного кавалера ордена Славы Матрёны Семёновны Наздрачёвой.

Мама Галины Максимовны — Анна Григорьевна — до революции жила в Ставрополе, а когда началась Гражданская война, переехала к родителям в Пелагиаду. Там и встретила свою судьбу — Максима Наздрачёва. Свой большой дом в Пелагиаде бабушка называет не иначе, как «поместьем».

– У нас  двор большой был, а  ворот никаких не было. Заходи и всё, - рассказывает Галина Максимовна. - Раньше жили большими семьями. Дед мой, когда его дети подросли, разделил дом на две части: с одной стороны жили мы – отец, мать и нас, детей, пятеро,  а с другой – дядя Лёва и бабуля наша...

В войну семья проводила на фронт всех мужчин, вернулся только Максим (отец маленькой Гали)...

Семья Наздрачёвых в начале 1950-х. В центре — Максим Григорьевич и Анна Григорьевна (папа и мама Галины Бабенко), слева от отца — тётя Настя (сестра мамы)

– Брат мой  Иван погиб, когда уже война закончилась, на реке Буг, - вздыхает Галина Максимовна. - А брат Василий и дядя Лёва без вести пропали, искали мы с моим братом их, подавали в розыск, письма в архивы писали. Не нашли никого...

Максим Наздрачёв воевал недалеко от дома – в партизанском отряде. Навестил родных только один раз – перед самой оккупацией. И чуть на немцев не наткнулся – они как раз в село вошли. Благо фашисты еще на местности плохо ориентировались. Так что отцу удалось уйти незаметно – через огороды и лесополосу и добраться до своих... В следующий раз Галя увидела своего папку уже только после войны.

«Mamka, net! Puf-puf!»:  полгода в оккупации

А еще раньше, когда стало ясно, что немцы могут прорваться, мама вместе со старшими детьми спрятали все фотографии и документы отца. Понимали: с семьей коммуниста фашисты церемониться не будут. А чтобы не нашли немцы эти самые документы, завернули бумаги и фото в тряпицы и закопали в курятнике, поверх земли помету куриного насыпали – чтоб точно не возникло у немцев желания там ковыряться...

Успели вовремя всё спрятать.

И вот в их дом пришли немцы. Это тоже, как на кинопленке, сохранилось в памяти:

– Пришли двое, прошли в комнату, - рассказывает Галина Максимовна. - У них каски, шарфы такие серые. У одного был бинокль и автомат. Ну а бабушка у меня старая была. Встретила она незваных гостей неприветливо. Один прошёл в её комнату, всё рассматривает. А бабушка аккуратненько его под локоток взяла и говорит: «Иди отсюдова, как пришёл. Иди, иди отсюдова». Ну он ничего не сказал... Скорее всего – просто не понял, что ему говорит безобидная старушка.

А вот Настену, тетку маленькой Галины, немцы чуть не застрелили за клочок сена, который женщина взяла для своей коровы из большого сарая, куда фашисты своих коней определили. Совсем нечем было буренку кормить... Вот и попалась с этим сеном.

–  Так немцы её прямо у двери этого сарая остановили, давай топотать и кричать на ломаном русском: «Mamka, net! Puf-puf!», автомат наставляли, говорили, чтобы не приходила сюда больше. Она, бедная тётка, затряслась и сено бросила. Но обошлось, — рассказывает Галина Бабенко.

Интересно, всех кур и уток в округе немцы съели чуть не в первый месяц оккупации. А вот корову не трогали. Молочко уж больно уважали. Галина Максимовна помнит, что, пока шла дойка, рядом обязательно какой-нибудь «паразит» с котелком толокся.

Максим Григорьевич Наздрачёв (отец Галины Максимовны) — участник штурма Берлина в 1945 году

Еще была одна беда: холодно стало с наступлением осени. А топить нечем. Наздрачёвы пытались топить печку кукурузными кочерыжками, а немцы, недолго думая, разорили  местную школу, разломали  и отправили  на растопку все парты.

Было голодно. В 1942 году картошка вообще не уродилась,  выручала свёкла.

– Чугунки у нас тогда эмалированные были, вот мама свёклы настругает туда побольше и картошку одну. И это мы ели. А ещё на нашей улице у одной семьи была ручная мельница. Люди туда в очередь стояли. Мы тоже ходили и мололи кукурузу. Потом мама кинет горсть этой муки в воду, добавит всякой травы, и что получится — то мы и ели. Так до лета, бывало, и дотянем. А хлеба я не помню, хлеба у нас не было. Только эта бурда, что мама варила, — рассказывает женщина.

Ещё мама Галины Максимовны готовила оладьи из кукурузной муки с травами:

– Вот она такой оладий испечёт на сковородке, а он даже не клеится. Это вместо хлеба было. Или кукурузу парили, а ещё ели акацию, борщевик, щавель конский. Всё, что было на огороде, мама в еду добавляла», — говорит Галина Максимовна.

Галина Максимовна в свадебном платье

В середине января 1943 года незваные гости потеряли былую беспечность. «Рус напирает», - говорил один из фашистов, добавляя крепкое словцо по-русски. Освоил наш язык оккупант... А потом немцы быстро бежали из села... Правда, последнего гуся, которого тетка от глаз вражьих, как могла, прятала, углядели-таки «паразиты» и с собой унесли...

Конец войне

До победного мая оставалось ещё два с лишним года. Галина Максимовна помнит, как в 1943 году над Пелагиадой сбили советский самолёт. Женщины наших летчиков похоронили, поплакали над могилкой. После войны и памятник там поставили...

А как сами жили?.. Как по-писаному: «Все для фронта, все для Победы»... Это для людей были не просто слова на плакате. В эти слова тогда укладывались жизни и взрослых, и детей. В тылу работали все: и стар и млад. Старшие сёстры Галины Максимовны рыли окопы, мама шила форму для  красноармейцев. И односельчанам помогала, и своим детям.

– Одеваться было не во что, мама сама и шила, - вспоминает Галина Максимовна. – Мешок распорет, покрасит и юбки пошьет. Когда денежка появлялась, она ходила и покупала нитки. Тут порвалось, там порвалось, она оттуда клочок вырвала, оттуда вырвала и соединяла. И кому-то юбочку какую-то сшила. Ей когда-то сестра, уезжая с мужем, подарила немецкую машинку Zinger, вот на этой машинке она нас всех и обшивала. И всё село к ней приходило», — вспоминает Галина Максимовна.

Это ремесло и помогло многодетной маме выжить в годы войны, односельчане расплачивались с ней за работу кто чем мог, а Анна Григорьевна покупала еду, керосин для освещения, шила и растила детей.

Галина Максимовна помнит, как после Победы ждала возвращения отца и как он вернулся. В село въехала полуторка с солдатами. А Галя с соседкой сидели на пороге дома.

– Я сижу и говорю: «Вот если бы это мой папа приехал». И правда, машина останавливается, и к дому подходит мой отец, у нас же ни калитки, ни ворот, ничего не было. Сразу сбежалось много народу, и все женщины начали кричать: «Максим, ты моего там не видал? А моего там не видал?». И обнимались, и плакали, и кричали»...

героически погиб в зоне СВО, защищая интересы России

Максим Григорьевич привез большие по тем временам ценности: кусок мыла и полтора килограмма муки. А потом мама пекла оладьи, а дети бегали вокруг стола и кричали «Ура!». В этот счастливый день Галя поняла, что война на самом деле

закончилась...

Рядом был отец, который прошёл всю войну: освобождал Польшу и Чехословакию, штурмовал Берлин, награждён боевыми орденами и медалями. Максиму Наздрачёву предстояло дожить до 96 лет...

Пленные немцы и хлебные зёрна

После войны Галя пошла в первый класс. Ручек не было. Пёрышко привязывали к палочке и писали на каких-то клочках бумаги. Но учились, получали знания.

А рядом со школой, за забором, находились пленные немцы. Иногда просили поесть, но учителя строго-настрого запрещали детям общаться с ними.

– После Победы пленные работали у нас. Их в колхоз отправляли, они тогда кукурузу ломали, початки. А потом постепенно их вывезли куда-то», — говорит Галина Максимовна.

Голодные дети по утрам выходили на поля в поисках упавших во время уборки колосков или зёрен. При этом нужно было ещё не попасться на глаза объездчику. Нехитрый сбор ребятишки несли домой, а родители мололи, варили что-то типа «болтушки»...

После окончания средней школы Галина Максимовна по совету мамы пошла учиться кроить и шить к частному мастеру. Так и связала всю свою трудовую жизнь с этим незаметным, но очень важным делом. Галина устроилась в Ставрополе работать на фабрику и трудилась на одном месте до пенсии. Шила военную форму, как и ее мама.

За свою работу Галина Максимовна не раз получала почётные грамоты и благодарности, она удостоена звания «Ветеран труда».

Родила и воспитала двух сыновей — Владимира и Алексея. Воспитывает внуков и правнуков. Не думала, конечно, что вновь придется ждать своих родных с войны... Но пришлось. И хоронить пришлось. Правнук Галины  Максимовны, Владимир, был морским пехотинцем. Пал смертью храбрых на СВО в ноябре 2024 года.

С самого начала СВО  Галина Максимовна чем могла помогала фронту. Деньги передавала через волонтеров, продукты...

Сама видевшая ужасы войны, она хорошо знает, как важна бойцам такая поддержка от родных, земляков, знакомых и незнакомых, что значат для них наше  внимание и забота, надежда и вера в победу.

Андрей ЛЬВОВ.

Ставропольское  региональное отделение Общероссийской  общественной организации «Дети войны»

Материал подготовлен в рамках  социального проекта «Помогать просто» при поддержке правительства Ставропольского края и Фонда  президентских грантов

Фотографии из семейного архива  Галины Максимовны Бабенко

 

 

 

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Строитель, горожанин, гражданин

Единогласным решением городских парламентариев этот внушительный список пополнился медалью Ставропольской городской Думы. Так муниципальные депутаты отметили особый вклад Владимира Ткаченко в социально-экономическое развитие города Ставрополя и его выдающиеся заслуги в области развития и совершенствования строительного комплекса краевой столицы, архитектуры и градостроительства.

7 апреля

Успех на «Абилимпиксе»

Организаторами регионального чемпионата «Абилимпикс» выступили министерство образования Ставропольского края, центр развития движения «Абилимпикс» при поддержке одноименного национального центра и Президентская платформа «Россия - страна возможностей».

7 апреля

Ставропольский музей-заповедник: события юбилейного года

Как было подчеркнуто на брифинге, музей хранит большое количество вещей наших знаменитых земляков. В том числе и таких спорных фигур, как первый и единственный президент Советского Союза Михаил Горбачев и первый в новейшей истории России избранный губернатор Ставропольского края Александр Черногоров. В минувшем году музей установил свой личный рекорд. За 2024-й его посетило более 120 тысяч человек.

7 апреля

«Трешка» от «Динамо»  в центре Ставрополя

Ближе к 80-й минуте встречи гости смогли создать некую осаду воротам соперника. Но нанести опасный удар им не позволили оборонцы «сине-бело-золотых». В результате финальный свисток зафиксировал уверенную победу хозяев поля со счетом 3:0. Можно сказать, что «динамовцы» реабилитировались за свое поражение с таким же счетом в Махачкале, как и в прошлом сезоне, играя больше вторым номером. Следующий матч «сине-бело-золотые» проведут уже 9 апреля в гостях. Они отправятся в Астрахань к одноименному клубу. А 13-го числа на своем поле ставропольские футболисты примут ялтинский «Рубин». Начало встречи в 15:00.

7 апреля