Сергей Паршин: «Потенциал художников мог бы использоваться государством лучше» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ
Сергей Паршин: «Потенциал художников мог бы использоваться государством лучше»

Сергей Паршин: «Потенциал художников мог бы использоваться государством лучше»

24 мая
16:50

22 мая 60-летний юбилей отметил один из самых известных художников нашего региона Сергей Паршин

Весь жизненный и творческий путь основателя первой негосударственной картинной галереи в краевой столице неразрывно связан со Ставропольем. В эксклюзивном интервью газете «Вечерний Ставрополь» живописец коснулся ключевых этапов своей судьбы и становления в профессии, а также поделился собственной жизненной философией – глубокой, доброй и мудрой.

 

Начало

Путь Сергея Паршина в профессию начался с поступления в художественную школу, находившуюся тогда на нынешней территории музея изобразительных искусств в Ставрополе. По его собственному признанию, именно тогда он понял, что можно жить очень содержательно, создавая и творя. Это была, образно выражаясь, открытая дверь в новое и неизведанное. Там юноша определился с будущей профессией.

Этот выбор был закреплен в Ставропольском художественном училище, которое молодой человек окончил в 1983 году.

– Четыре года художественной школы и четыре года училища дали понимание того, чем я буду заниматься в жизни, – говорит Сергей Паршин. – Хотя в училище мне очень нравилось пробовать себя не только в живописи, но и в скульптуре, работая с глиной. Любовь к этому, по моему мнению, очень мощному и технологичному искусству мне еще на первом курсе привил наш директор Воронцов – замечательный скульптор, который, к сожалению, уже ушел из жизни. Но дальше как-то не сложилось. Оценивая свою жизнь сегодня, я очень грущу о том, что не занимался скульптурой долгие 35 лет и вернулся к ней только в зрелом возрасте.

 

Служба в армии

Срочная служба в рядах Советской армии в 1983-1985 годах в суровых условиях Иркутской области только закалила молодого человека и стала очень важным моментом становления. Автор этой статьи не понаслышке знает о том, какие трудности приходится пережить парням из южных регионов, когда отдавать долг Родине приходится в зимних условиях Сибири или Дальнего Востока.

Сергей Паршин с гордостью вспоминает, что, несмотря на достаточно жесткие взаимоотношения внутри воинского коллектива, он ни разу не участвовал в драках и не применял физическую силу. Может быть, именно тогда у него сформировались навыки убеждения людей и дипломатичного общения с ними, которые очень пригодились в будущем.

А вот на грани жизни и смерти побывать пришлось, когда в результате полученной на службе тяжелой травмы парень потерял три литра крови. Молодой организм с помощью земляка-доктора из Пятигорска справился, но смерть, как говорится, прошла рядом.

– В армии у меня появился настоящий друг Альгис Кяберис из Литвы, – рассказывает Сергей Николаевич. – Он стал архитектором и сейчас живет в США. Этот человек с удивительным менталитетом сильно перевернул мое представление о жизни, о свободе выражения чувств и эмоций, что до сих пор очень помогает мне в творчестве.

 

Становление в профессии

После демобилизации Сергей Паршин не изменил избранной стезе, начав работать профессиональным художником. Сил и энергии хватало и на очень трудоемкую оформительскую работу, в частности на площади Ленина к советским праздникам, и на создание собственных произведений. Внезапно случилось горе, и первая зарплата полностью ушла на оплату похорон безвременно ушедшего из жизни отца в 1986 году. Николай Васильевич Паршин всю жизнь трудился в транспортной сфере, он скоропостижно скончался от инсульта. В двадцать с небольшим лет Сергей стал главной опорой всей семьи:  мамы Таисии Прокопьевны и старших сестер – Галины и Татьяны.

Важным этапом в жизни художника стали поездки в Дом творчества в Горячем Ключе, первая из которых состоялась в 1989 году. В позднее советское время существовала очень полезная практика, когда молодых живописцев собирали в группы и отправляли в своеобразную командировку, где можно было постараться реализовать свой талант и набраться опыта. Попасть в такую поездку было непросто, и Сергею Паршину, по его собственному признанию, это удалось с трудом. Именно тогда у него появились первые крепкие друзья среди ставропольских коллег по цеху – Евгений Кузнецов и, к сожалению, уже ушедший из жизни Александр Сараткин. Позже они втроем организовали очень много выставок, в том числе за рубежом. А тогда в более чем скромных условиях, не обращая внимания на летнюю жару, молодые живописцы творили буквально в круглосуточном режиме.

Полезную практику таких творческих командировок группа художников под названием «Солнечный квадрат», в которую вошел Сергей Паршин, попыталась воплотить в жизнь уже в 1990-е годы. Это случилось, когда поддержка и внимание к живописцам со стороны государства полностью сошли на нет.

Несомненный творческий рост и накопленный опыт позволили Сергею Паршину в 1991 году вступить в Союз художников России. В советские годы это давало определенный статус, в частности возможность писать портреты и принимать заказы на живописные работы. Хотя свежеиспеченный член творческого союза получить этих привилегий практически не успел – в конце того же года СССР прекратил свое существование.

 

Творчество в 1990-е годы

После распада Советского Союза государство абсолютно отвернулось от художников, и они, как говорится, «ушли в свободное плавание». Сергею Паршину с коллегами помогли налаженные к тому времени связи с галереями в Москве и Краснодаре, что дало возможность выставлять свои работы и продавать их. Это позволило Сергею Николаевичу войти в число тех немногих живописцев, которые зарабатывали собственным творчеством.

В 1996 году делегация ставропольских художников при поддержке администрации краевой столицы поехала в город – побратим Ставрополя Безье во Франции. Это был первый выезд Сергея Паршина за рубеж, и запомнился он тем, что какое-то время его картины находились в одном зале с произведениями великих Эдуарда Мане, Винсента ван Гога и Пабло Пикассо.

Наверное, поездка во Францию стала своего рода прорывом и дала толчок сотрудничеству с появившимися в то время многочисленными галереями, как  отечественными, так и принадлежащими иностранцам или финансируемыми из-за границы.

– В этом были как свои плюсы, так и минусы, – подчеркивает Сергей Паршин. – В частности, те галереи, которые работали с зарубежными благотворительными фондами, подталкивали, в том числе и финансово, ряд художников к созданию работ, мягко говоря, спорной творческой направленности. Но большинство живописцев, в том числе среди моих друзей и знакомых, остались верными своему стилю.

Конечно, в те годы Сергей Паршин открыл для себя очень много нового и по-настоящему узнал мир. Этому помогла и запомнившаяся поездка в Аргентину, организовать которую помог тогдашний торговый представитель нашей страны в этом латиноамериканском государстве экс-губернатор Ставропольского края Евгений Кузнецов. Посетил художник и Южно-Африканскую Республику. В Люксембурге прошло несколько выставок его работ, которые помог провести местный Дом дружбы имени Пушкина. В галереях работы живописца нередко приобретали граждане тех государств, где художник ни разу не был, например Южной Кореи и Японии.

Объездивший почти весь мир, Сергей Паршин признается: «Сейчас страсть к путешествиям во мне приутихла. Уже много где побывал, может, только Мальдивы хотел бы увидеть, да и то необязательно. Если честно, жалко денег, потому что есть гораздо более важные цели, на которые их можно потратить».

 

Краевой Союз художников и галерея

В 2005 году Сергей Паршин возглавил краевое отделение Союза художников России. Тогда в его жизни появились и другой ритм работы, и иной, очень высокий уровень ответственности. Это касалось не только поддержки коллег, заботы о состоянии мастерских, но и взаимоотношений с органами власти.

– Было непросто, и всегда находились обладавшие определенными полномочиями деятели, которые хотели у нас что-то «отщипнуть», – отмечает Сергей Николаевич. – И порой, к сожалению, у них получалось. Но это осталось позади, и сегодня региональный Союз художников существует и успешно работает. Когда молодые ребята, получая профессиональное образование, продолжают заниматься творчеством на Ставрополье – для меня это один из самых главных критериев успеха!

23 сентября 2011 года Сергей Паршин открыл первую негосударственную картинную галерею современного изобразительного искусства в краевой столице. Вспоминая это, живописец был окровенен: «Помогло в том числе и удачное стечение обстоятельств. В том же 2011 году я стал членом-корреспондентом Российской академии художеств, а через пару лет – академиком. Возможно, назвать галерею собственным именем было не самой скромной идеей, но потом я подумал: ведь это же мое детище и ответственность за него мне и нести. Знаете, для себя я образно называл закрытие каждой выставки, где были представлены мои картины, «маленькой смертью». Грустный момент упаковки полотен и отъезда был очень эмоциональным. А теперь в любовно обустроенном вместе с моими единомышленниками пространстве произведения искусства, мои и не только, как будто «продлевают свою жизнь» и обретают новых зрителей».

В настоящее время галерея Паршина, без преувеличения, уникальное творческое пространство, которое каждый месяц радует жителей и гостей Ставрополя новыми, часто эксклюзивными выставками. Здесь всегда царит неповторимая атмосфера, позволяющая почувствовать частицу души настоящих создателей искусства и являющаяся местом свободы для воплощения в жизнь самых креативных проектов. В их числе не только прекрасные экспозиции, но и мастер-классы художников, камерные спектакли и концерты, а также работа творческой студии «Старт» под руководством Александры Тарасовой, где изобразительному искусству учатся дети и даже взрослые.

 

Символический реализм, творческие планы и философия

Отвечая на вопрос, к какому течению в изобразительном искусстве художник себя относит, Сергей Николаевич, подумав, сказал: «Однозначно определить это сложно. Ведь дело в том, что в разные периоды моей жизни и творчество тоже складывалось по-разному. Все, что мы с коллегами делали и делаем, в той или иной степени относится к постмодернизму. В моих работах, конечно, присутствовал неоромантизм, а в портретах есть отголоски соцреализма. Когда я пишу цветы, то там, безусловно, можно увидеть элементы импрессионизма. Для себя я избрал, а может, даже изобрел такое понятие, как символический реализм. Когда через реальные вещи получается передать некие символы».

Среди своих полотен, которые стали знаковыми этапами в творчестве, Сергей Паршин выделяет «Человека с птицей». В 1990 году на всесоюзную выставку попала картина «Портрет Владимира», на которой изображен его коллега из Нальчика. В канун юбилея художник  вспоминает свой квадриптих «Оглянувшись» как символ созданного, свершенного и прожитого. Сергей Паршин думает о том, что когда-то не успел или сделал не так, как хотелось бы. Всего он написал около двух тысяч картин и останавливаться на этом не собирается.

И речь идет не только о личных планах, которые, безусловно, присутствуют. Сергей Паршин в настоящее время работает над созданием уникального творческого пространства в живописном хуторе Грушевом в окрестностях Ставрополя. Там уже закончено строительство и идут отделочные работы в большой мастерской, где будут представлены все возможные виды художественного творчества – живопись, скульптура, эмаль, стекло, витражи, керамика. Он создает на собственные средства некий, пусть и небольшой, аналог тех самых домов творчества, которые когда-то дали путевку в жизнь самому художнику. И для себя, и для своих коллег, и для начинающих свой путь в искусстве. Хочется пожелать талантливому человеку скорейшего воплощения в жизнь этой замечательной идеи. Пример блестящего сербского режиссера и музыканта Эмира Кустурицы только вдохновляет.

Сергей Паршин, по собственному признанию, успешный человек, объездивший весь мир, выставлявший и продававший свои картины в разных странах. Но он переживает за своих собратьев по цеху, поддержка которых со стороны государства, мягко говоря, находится не на самом должном уровне. Это тем более обидно, что в другие виды деятельности сегодня вкладываются очень большие средства.

– Художники, по моему глубокому убеждению, должны и могут давать нашей стране гораздо больше, – резюмирует нашу беседу Сергей Паршин. – Уверен, что большой потенциал этих неординарных людей в нашем государстве используется не полностью. Надеюсь, что это когда-нибудь изменится.

Талантливый художник счастлив в браке с супругой Натальей. Их дочка Мария, хоть и живет теперь далеко, прочно связана со Ставропольем. Ее сын Миша крещен в Казанском соборе Ставрополя. И, к счастью, с семьей удается  видится нередко. Сергей Паршин каждый день думает о творчестве и о создании уникального пространства для воплощения замыслов – собственных и своих коллег. Хочется от всей души пожелать блестящему живописцу удачи!

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

День рождения друга

Конечно, в «День рождения друга» мы слушали стихи в его исполнении в видеозаписи творческих встреч, когда наш главный редактор представлял поэтический сборник «Годы-скороходы», и в уникальной архивной видеозаписи 1997 года, когда мы отмечали 8-летие «Вечернего Ставрополя» в академическом театре драмы при аншлаге. Ох, как молоды мы были! Но лучше всех был главный редактор, ставший на время праздника добрым волшебником и спустившийся на сцену в корзине воздушного шара. Он исполнял желания, а мы кружились по сцене в новогоднем хороводе и исполняли известную песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам!». А зал аплодировал стоя...

1 июля

Тепло его неуемной души

В 2014 году Михаил Василенко выпустил свой первый поэтический сборник «Годы-скороходы», который сразу же охарактеризовал его как незаурядного, интересного и большого, не побоюсь этого слова, поэта. Его стихи доходят до сердца каждого читателя. И хочется, чтобы те теплые, душевные, поэтические, иногда с юмором, поздравления, которые я сегодня представляю, тоже не остались незамеченными. В конце каждого послания стояла подпись – Михаил Василенко.

1 июля

И встанет над нами победное Русское солнце

Родители Николая Викторовича, кстати, тоже этот важный предмет в школе преподавали. И всегда гордились личной своей сопричастностью к истории своей страны. У нас ведь, если разобраться, каждая семья к ней сопричастна. История России соткана из людских судеб. Только вот не все ею гордятся... А Николай Клименко всегда гордился и прапрадедом своим – терским казаком, что служил в императорском конвое Александра III, и дедами-фронтовиками. Дед по отцу геройски погиб под городом Великие Луки... А второй участвовал в Ельнинской операции, брал Будапешт, дошел до Праги.

1 июля

Геннадий Тищенко: «Наше добрососедство уходит корнями в старину»

Многие не осознают истинную ценность празднования Международного дня соседей. Это повод! Повод объединяться. Повод чужим людям стать ближе друг к другу, людям, иногда не имеющим ничего общего, иногда принадлежащим к разным социальным слоям, религиям, национальностям, но объединенным одним домом – будь то улица, многоквартирный дом или хутор. Все мы, соседи, живущие в нашем уютном, любимом сердцу доме – в нашей России! И сейчас мы должны взять пример с древних народов, объединиться, проявить заботу друг о друге, вспомнить о взаимопомощи и выстоять вместе перед внешними угрозами.

1 июля