Шпионская сага в исторических реалиях | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Шпионская сага в исторических реалиях

Шпионская сага в исторических реалиях

20 февраля 2024
10:54

Эпические кадры погони на земле и в воздухе, пикирующие истребители и практически взлетающие автомобили, стрельба и чувство острой необходимости успеть – доехать, долететь, добежать… С первых же кадров сериал «ГДР» погружает зрителя в экшен и заставляет сопереживать героям, которых еще не знаешь.

 

Предпремьерный показ первых двух серий широко разрекламированного сериала состоялся в Ставрополе в кинотеатре «Этажи» для партнеров и клиентов компании «Ростелеком». На сеанс пришли известные ставропольцы, в том числе Юрий Скворцов, депутат Думы Ставрополья. В то время, события которого разворачиваются на экране – 1989 год,  он как раз служил в Германии, как и сотни других чекистов Советского Союза. Перед премьерой Юрий Алексеевич поделился со зрителями своими воспоминаниями:

«Удивительное время, когда ломаются судьбы людей и целых государств, меняется вся система, вся машина Красной Армии. Увы, начинают растаскивать технику, вооружение, даже ракеты. Личный состав был многонационален, и в этом в тот момент тоже были свои сложности…»

Он говорил о социально-политической обстановке, сложившейся в СССР и ГДР к периоду падения Берлинской стены. К сожалению, были и трагические случаи…

Пришел на предпремьерный показ и депутат Думы Ставропольского края Олег Петровский, еще недавно  с оружием в руках сражавшийся в зоне СВО. По его мнению, такие фильмы очень важны в настоящий момент, особенно для молодежи, которая должна знать настоящую историю.

 

Депутаты Думы Ставропольского края Роман Завязкин и Олег Петровский

В съемках было задействовано:

  • 363 каскадера;
  • 10 самолетов (МиГ-23, Ил-76, Ту-154, Cessna);
  • 816 ретроавтомобилей, из них 40 — в трюковых сценах;
  • уникальный спецтранспорт — бронеавтомобиль Михаила Сергеевича Горбачева;
  • 9 мотоциклов, включая транспорт образца 1939 года.

Основное действие разворачивается в Берлине в 1989 году. Но начинается фильм с событий, которые произошли двумя годами ранее и известны всему миру: посадка на Красной площади в Москве легкомоторного самолета под управлением юного немецкого пилота. Как получилось, что он пролетел полстраны и все силы ПВО Советского Союза не отреагировали на нарушителя воздушного пространства? Фильм дает свою версию событий: пилота использовали «втемную», а на борту у него находилась бомба с биологическим оружием. Именно об этом и должен был успеть сообщить разведчик Александр Нечаев (актер Александр Горбатов), уходивший от погони на земле, в то время как советские истребители загоняли «Цесну» в воздухе. Сбивать самолет было никак нельзя…

 

Зачем эта перестройка…

Весь мир уже понимает, что рушится устоявшийся миропорядок, империя под названием «Советский Союз» вот-вот развалится, а Берлинская стена - рухнет, стоит острый вопрос объединения двух Германий – ГДР и ФРГ. И кто станет диктовать свои условия новому государству? Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев (актер Виталий Коваленко) выглядит на этом фоне слабым и неуверенным в себе политиком. Его супруга Раиса Максимовна (Мадлен Джабраилова) исподволь направляет мужа в правильную, как ей кажется, сторону, считая, что руководить объединенной Европой должен именно он. Впрочем, какую кашу есть на завтрак, тоже диктует ему она.

Многим из нас, рожденным в той великой огромной стране, не чужды имперские замашки, и кто знает, как сложилась бы история, будь в тот момент у руля другой человек, не стремившийся к разоружению в угоду Западу и не веривший каждому слову со стороны США… Но история не имеет сослагательного наклонения. Голосом совершенно очаровательной мамы главного героя (Татьяна Лютаева) говорит целое поколение: «Как хорошо жили, зачем эта перестройка…»

Если же оценивать фактическое сходство персонажей, то, на мой взгляд, Горбачев все же не был таким уж «нюней», по крайней мере, в официальной обстановке, а Раиса Максимовна, запомнившаяся мне хорошим вкусом и чувством стиля, в фильме выглядит простовато.

Совсем иная – яркая, самоуверенная, ведущая себя весьма раскованно и даже вызывающе – немка Ингрид (Линда Лапиньш), приехавшая в Москву с труппой на гастроли. Впрочем, песни на немецком, на мой взгляд, в очередной раз подтверждают, что это не самый мелодичный язык в мире.

На фоне Ингрид немного блекло смотрится жена Нечаева Светлана (Дарья Урсуляк) – обычная советская женщина в невыразительном наряде и почти без макияжа. Но только внешне. Потому что внутренние страсти, чувства и эмоции уже через несколько минут после начала сериала дают понять, что она здесь – одна из главных героинь.

В разворачивающуюся вокруг этих людей детективную историю оказались втянуты едва ли не все разведки мира. Интересовали их в первую очередь секретные архивы ГДР. Очень сложно понять, кто тебе друг, кто враг даже, казалось бы, среди давно знакомых людей. Руководство КГБ не доверяет Нечаеву, хотя и отправляет его в Берлин с очередным заданием после двух лет безвылазной работы в Москве, а тот, в свою очередь, не доверяет вообще никому, даже собственной жене.

 

До выстрела не падаем!

Сцены из Германии снимались в основном в Калининграде, в том числе на охраняемой территории гидроэлектростанции №3, где для фильма утопили автомобиль. Впрочем, не переживайте, его затем достали – тоже по сценарию. Здесь появляется еще один колоритный персонаж – следователь, этакий немецкий Пуаро, который после первого же взгляда на мертвое тело делает соответствующий вывод о том, что погиб юноша, вероятнее всего, много раньше, чем разбилась машина. Становится понятно, что крови и нервов этот сыщик попортит советским разведчикам изрядно. Но – до выстрела не падаем! – любимая присказка главного героя.

Большинство сцен на старых немецких дорогах, выложенных брусчаткой, также сняты в Калининграде. Местами они там просто хорошо сохранились, а где-то качественно отреставрированы.

В фильме досконально передана общая атмосфера конца 80-х годов: в квартирах мебель, которая была в каждом доме, в рабочих кабинетах - массивные добротные столы с настольными лампами, конечно, под зелеными абажурами. Все это кажется незыблемым, вечным, но только до момента, когда в кадре появляется гостиница с остановившимися в ней немцами. Резкий контраст с немножко скучными советскими интерьерами бросается в глаза: шампанское льется рекой, звучит живая музыка, а гости вечеринки ведут себя весьма раскованно. Пожалуй, представительницу от немецких спецслужб здесь показали немного утрированно: уж слишком явно Хельга (Юлия Марченко) надзирает за вверенными ей людьми, в отличие от того же Нечаева, который вписывается в вечеринку весьма органично.

Производством сериала занималась кинокомпания «‎Всемирные Русские Студии»‎ совместно с «НМГ Студией». Фильм уже сейчас доступен в полном объеме в онлайн-кинотеатре Wink.ru, а с 26 февраля его начнет показывать телеканал НТВ. Кстати, предпремьерный показ сериала состоялся в наибольшем количестве кинотеатров страны, в связи с чем зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

Конечно, магия большого экрана и звука «вокруг» делает свое дело, сцены кажутся более эффектными, а события – более масштабными. Тем не менее, уверена, и дома, на диване под уютным пледом, с кружкой чая в руках сериал произведет впечатление как на молодых зрителей, так и на тех, кто сам хорошо помнит те годы.

Автор: Наталья Ардалина
Поделиться:

Читайте также

Серьезный отпор «обороту зла»

Сотрудники отдела по контролю за оборотом наркотиков полиции Ставрополя в прошлом году раскрыли 1196 наркопреступлений. То есть в среднем стражи порядка пресекали по три злодейских поступка в день. Результаты впечатляют и одновременно вызывают тревогу. «Это же сколько преступников бродит по нашему городу!» – должно быть, промелькнуло в голове. Но здесь можно вспомнить великую фразу Глеба Жеглова в исполнении неподражаемого Владимира Высоцкого: «Правопорядок в стране измеряется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Как можно видеть, в сфере по борьбе с наркотиками у полицейских Ставрополя опыта и профессионализма достаточно.

16 мая

Если мы войну забудем – вновь придёт война

Песни, посвящённые праздничной дате, еще долго звучали в этот памятный день. В исполнении члена Российского союза профессиональных литераторов Елены Демидовой прозвучала авторская песня на слова Виктора Шумилина «Да сбережёт Господь Россию». А руководитель патриотического центра «Поющие портреты» Марс Султанов исполнил сочинённый в военные годы «Марш мариупольцев». Автор его слов – В. Кудрин, участник боёв Мариупольской дивизии, которая в 1943 году героически сражалась в боях за этот город. Нам песни помогают не только «строить и жить», но и несут в себе героическую эстафету памяти от отцов и дедов к юным гражданам нашей Великой России.

16 мая

Положительные показатели по всем позициям

Министерство экономического развития Ставропольского края возглавило инвестиционную команду региона на образовательной программе в Москве. Участниками первого потока «Управленческое мастерство. Развитие региональных команд» стали все регионы России. Обучение направлено на повышение уровня управленческих и предметных компетенций. Участники проекта познакомились с национальной моделью целевых условий ведения бизнеса, узнали об инструментах в работе с инвесторами и мерах государственной поддержки по развитию проектов. В качестве экспертов образовательной программы выступили представители ВЭБ.РФ, ФРП, РЭЦ, Корпорации МСП, Туризм.РФ, Фонда содействия инновациям.

16 мая

Судьба «Барабанщицы»

Интересно, что в Ставропольском краевом драматическом театре пьеса «Барабанщица» уже шла. Впервые она была поставлена в 1959 году режиссером Григорием Сумкиным. Главную роль в спектакле тогда исполнила актриса Алла Бокова. Постановка имела огромный успех у местной публики. В течение двух сезонов она была показана с аншлагом 157 раз. На одном из этих спектаклей, совсем юной школьницей, побывала заместитель председателя Ставропольского отделения Союза театральных деятелей РФ Любовь Заводнова. По словам Любови Николаевны, это была очень яркая постановка. Вместе с Аллой Боковой в спектакле были заняты ведущие актеры труппы: Борис Дымченко, Зоя Каткова, Лидия Барташова, Алексей Бочков и другие артисты, пережившие войну.

16 мая