Нынешний год чрезвычайно богат на юбилейные литературные даты. Одну из самых ярких в нашей стране готовятся отметить 6 июня – 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
В краевом центре открылась выставка «Приют, сияньем муз одетый» совместного проекта Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве и Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». На презентацию в Ставрополь приехали сотрудники Пушкинского заповедника во главе с его директором. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал» за 2001 год, заслуженный работник культуры РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Георгий Василевич 30 лет назад стал руководителем этого великого во всех отношениях объекта культурного наследия. Выставку, привезенную в Ставрополь, он назвал «приглашением в Пушкинский заповедник».
Первую экскурсию по экспозиции провела начальник службы просветительной и выставочной работы Пушкинского заповедника Алена Бойцова. Она сразу же уточнила, что нынешний год отмечен не только юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича. 200 лет назад началась северная ссылка поэта. Осенью 1824 года он прибыл из Одессы в Псковскую губернию, в родительское имение Михайловское. Над поэтом был установлен двойной надзор: со стороны церковной власти за ним должен был следить настоятель Святогорского монастыря, со стороны светской — его собственный отец Сергей Львович. Тем не менее ни удаленность от столиц, ни ограничение свободы передвижения не стали препятствием для творчества. За два года михайловской ссылки Александр Сергеевич написал около ста произведений, среди них: трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», центральные главы романа «Евгений Онегин». Здесь была окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил», «Деревня», «Пророк» и многие другие.
Источником вдохновения для Пушкина стала сама псковская природа. Неудивительно, что в произведениях Александра Сергеевича мы встречаем описания сельских просторов, заливных лугов, окруженных лесами бескрайних полей. Живописные пейзажи так и просятся на полотно художника. В экспозиции выставки «Приют, сияньем муз одетый» представлены работы мастеров живописи и графики современных мастеров. На них — уголки заповедника, прекрасные и поэтичные в любое время года. Здесь можно увидеть знаменитый Домик няни (на самом деле это господская банька, восстановленная на своем историческом месте, пояснила Алена Бойцова).
В заповеднике фактически не осталось подлинных построек пушкинской поры, усадьбы в Михайловском, Тригорском, Петровском пострадали еще в период Октябрьской революции и Гражданской войны. Непоправимый урон заповеднику был нанесен в годы Великой Отечественной. Понадобилось много времени, сил и средств, чтобы воссоздать усадебные постройки и парковые территории.
В середине XX века дирекция заповедника заказала художникам, которые ежегодно приезжали на пленэр в пушкинские места, зарисовать мемориальные предметы. Эти работы представлены в художественной части экспозиции. На них - шкатулка Арины Родионовны, которая сейчас экспонируется в Домике няни, стол поэта, над ним - портрет Байрона, с которым Александр Сергеевич не расставался даже в путешествиях…
Если же говорить о подлинных предметах, то, как отметила Алена Бойцова, главный экспонат выставки — самовар пушкинской поры из Тригорского. В этой усадьбе жили близкие друзья Пушкина — Осиповы и Вульфы, которых поэт часто навещал. Судьба самовара могла оказаться плачевной. В годы Первой мировой войны усадьба Тригорское была разорена, самовар уцелел в одной из крестьянских изб. И когда уже в советское время был создан музей в Михайловском, этот самовар занял достойное место в его экспозиции. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе расположились офицеры армии вермахта. Вместе с другими музейными ценностями самовар был отправлен в Германию. Однако бойцы Красной Армии отбили раритетный груз в районе Лиепаи, и экспонаты вернулись в Пушкинский заповедник.
На выставке представлен быт дворянской усадьбы XIX века. Посетители могут в деталях рассмотреть предметы пушкинского времени, книги, столовые приборы, сохранившиеся образцы чайных и столовых сервизов, инструменты и материалы для рукоделия. Как известно, у барышень дворянского сословия было не так много достойных занятий, за которыми они коротали долгие зимние вечера в деревне: чтение да вышивание. Посетители выставки удивляются, с каким мастерством выполнены миниатюрные кошельки, сумочки, салфетки, иконы, вышитые не только нитками, но и мелким граненым бисером.
«Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушевлённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество… Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые в них письмена», - писал в своей книге «У Лукоморья» Семен Гейченко, который в 1945 году возрождал из руин Пушкинский заповедник и на протяжении 45 лет руководил им. Нынешний директор Георгий Василевич был знаком с Семеном Степановичем и сохранил о нем очень добрые воспоминания:
- Гейченко строил не музей, он строил живой мир, в который можно было бы войти и жить в нем полноценно. И в этом особое свойство нашего музея.
Сам Георгий Николаевич впервые попал в Михайловское полвека назад, он считает, что у каждого Пушкинский заповедник «случается» в свое время.
- Пушкин был счастлив в Михайловском, это место помогло ему стать великим русским поэтом с мировой славой, - отмечает Георгий Василевич. - По возвращении в 1826 году из Михайловского он был уже ярким зрелым поэтом, который создавал шедевры, один краше другого…
Следует отметить, что контакты между Ставропольским музеем-заповедником и Пушкинским заповедником установились еще 11 лет назад. В день открытия экспозиции «Приют, сияньем муз одетый» был подписан договор о творческом сотрудничестве между Государственным музеем-заповедником А.С. Пушкина «Михайловское» и Ставропольским государственным музеем-заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Документ заверили их руководители Георгий Василевич и Николай Охонько.
Таким образом, новая выставка открыла в нашем крае программу юбилейных мероприятий, посвященных 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, а также новый этап в содружестве музеев Псковщины и Ставрополья.
Фото автора