В Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась выставка «Журналист. Фронтовик», посвященная 100-летию со дня рождения Александра Маяцкого.
Его имя еще при жизни произносили с величайшим почтением и уважением. В журналистском сообществе Александра Иосифовича и сегодня вспоминают как легендарную личность. В юбилейную дату на страницах «Вечернего Ставрополя» вышел подробный очерк Татьяны Даниелян о жизни и творчестве Александра Маяцкого.
Одессит из поколения старшеклассников, чей выпускной совпал с началом Великой Отечественной войны, он был с родителями эвакуирован на Ставрополье, и в августе 1942 года мобилизован на фронт. Через год в боях под Смоленском Александр Иосифович получил тяжелое ранение, а затем в течение семи месяцев находился в госпиталях и был комиссован по инвалидности. Его боевые заслуги отмечены орденом Славы III степени.
После войны вместе с родителями Александр вернулся в Одессу и поступил на филологический факультет университета. Судьбе было угодно привести его в журналистику. В Ставрополь Александр Маяцкий приехал, уже имея за плечами опыт работы в газетах на Украине, и в январе 1960 года приступил к обязанностям заместителя ответственного секретаря «Ставропольской правды». За четверть века работы в главной краевой газете он был заведующим отделом публицистики, информации и фельетонов, а с 1965 года – ответственным секретарём и членом редколлегии.
На открытие выставки пришли люди, хорошо знавшие Александра Иосифовича, коллеги и друзья семьи. Вспоминали его – интересного человека с незаурядным интеллектом и чувством юмора, профессионала такого уровня, на который можно только равняться.
Как отметил председатель Общественного совета при министерстве культуры СК Владимир Лычагин, Александр Иосифович был эталонным представителем современной ему классической журналистики: «Совершенное владение всеми тогдашними газетными жанрами – от увлекательных передовиц, фельетонов, очерков, рецензий на спектакли и фильмы до кратких информаций, которые он тоже ценил, написанных великолепным современным русским языком, приперченным толикой иронии и юмора, не изменявшими ему никогда».
На презентации выставки вспоминали, что Александр Маяцкий написал более трехсот фельетонов. К сожалению, этот жанр сегодня фактически ушел из журналистской практики. Чувство слова, потрясающая эрудиция, профессиональная мудрость у Александра Иосифовича сочетались с жизненным опытом.
В «Ставрополке» Маяцкий основал Клуб творческих встреч. С его легкой руки многие знаменитые гости краевого центра, журналисты, артисты, музыканты, писатели побывали в редакции краевой газеты. Среди фотографий, представленных в витринах, к примеру, можно увидеть снимок, где Александр Иосифович и его коллеги беседуют с «главным диктором» Советского Союза Юрием Левитаном. Замечу, что коллеги из газеты «Молодой ленинец», редакция которой размещалась в одном здании со «Ставропольской правдой», переняли эту традицию и почти до конца 1980-х тоже устраивали встречи коллектива с интересными гостями.
На выставке представлены редкие фотографии из фондов музея-заповедника и семейного архива Маяцких. На них можно увидеть родителей Александра Иосифовича, его самого в молодости – юношу с выразительной внешностью незаурядного интеллектуала. На послевоенных фотографиях рядом с ним появляется хрупкая девушка небольшого роста. Это Белла Яковлевна Альтус – однокурсница, ставшая женой и самым близким другом Александра Иосифовича. Коллеги и друзья вспоминают ее как корректора непревзойденного уровня и женщину редкой доброты и обаяния.
Дочь Беллы Яковлевны и Александра Иосифовича – Ирина поделилась на открытии выставки своими воспоминаниями, она рассказала, как ей и младшему брату Михаилу повезло с родителями, какая удивительная атмосфера была в их доме. Повезло и внукам, в их жизни были необыкновенные бабушка и дедушка. Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Александра Маяцкого, стала поводом для разговора о семье и об истинных ценностях, которые делают радость общей и дают силы, если надо вместе пережить беду.
Если же обратиться к той части экспозиции, где отражена профессиональная деятельность Александра Маяцкого, то и здесь есть о чем поговорить. Например, о том, что печатная пресса сдает свои позиции электронным СМИ. Ирина Охонько напомнила, что в бытность Александра Иосифовича ответственным секретарем «Ставрополки» тираж достигал 150 тысяч экземпляров. В 1960-1980-е годы жители края выписывали по нескольку наименований газет и журналов. Уходит в прошлое культура чтения бумажной периодики. Это тоже примета нашего времени. Жизнь газеты кажется такой недолговечной. Но проходят годы и десятилетия, историки и краеведы приходят в библиотеки, чтобы, листая старые подшивки, понять, какими были люди много лет назад, что их волновало и радовало, чем они были похожи на своих потомков. И среди множества авторов публикаций пытливые исследователи обнаружат имя Александра Маяцкого – мастера слова, вошедшего в историю ставропольской журналистики.
Фото из фондов Ставропольского музея-заповедника и автора