В Ставрополе на базе государственного аграрного университета в РИЦ СК состоялась пресс-конференция на тему «Права по новым правилам: что меняется в работе автошкол»
Среди приглашенных экспертов присутствовали заместитель начальника отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы краевого управления ГИБДД Андрей Быстров, начальник МРЭО ГИБДД города Изобильного Евгений Маляндра и руководитель учебного центра Михаил Северчуков. Стоит отметить, что разговор получился конструктивный и интересный. Спикеры не ограничились рамками заявленной тематики, а журналисты активно задавали вопросы, на которые получали развернутые ответы.
Цифры – вещь упрямая
В прошлом году на дорогах нашего региона погибли 22 участника ДТП. Травмы различной степени тяжести получили 253 человека. Всего за 2023 год в крае было зафиксировано 174 аварии. Такие данные привел Андрей Быстров, который сообщил также статистику происшествий с января 2024 года. В течение первых трех месяцев в 33 дорожных происшествиях пострадали 44 участника, погибли 6 человек.
Как было отмечено, седьмая часть от общего числа автоаварий происходит по вине начинающих водителей. За последние пять лет общее количество таких ДТП сокращается, однако всё ещё остаётся высоким. К слову, в Госавтоинспекции термин «начинающий водитель» не имеет ничего общего с возрастом, а относится к тем гражданам, чей водительский стаж не превышает двух лет.
В свою очередь Евгений Маляндра перечислил основные причины происшествий по вине неопытных водителей. Среди них – высокая скорость и рискованная езда, нарушение правил дорожного движения, а также неумение справиться с управлением транспортным средством в критической ситуации. Пожалуй, самая частая причина автоаварий с участием начинающих водителей — это невнимательность. Отвлекаются люди на мобильный телефон и другие гаджеты, что абсолютно недопустимо.
В ответе за себя и окружающих
Водители должны вырабатывать привычку использовать средства пассивной безопасности во время движения. Первое, чему учат в автошколе: сел за руль – пристегнись!
Михаил Северчуков привел такой пример. Часто родители жалуются на то, что ребенок не желает пристегиваться ремнем безопасности из-за мнимого неудобства. А первопричина – в поведении самих взрослых. Родители должны приучать использовать ремни безопасности на собственном примере. Эта привычка вырабатывается с детства, считает спикер.
Еще более серьезно стоит относиться к элементам личной безопасности мотоциклистам. Это крайне травмоопасный транспорт, вне зависимости от времени года. Особое внимание следует уделять средствам защиты - это не только мотошлем, но и перчатки, спецодежда, обувь и другая защита. Ни в коем случае не стоит этим пренебрегать. Собственно, в автошколах азам безопасности управления транспортом категории А учат изначально. На практические занятия без полной экипировки просто не допустят, и будущие водители привыкают и не могут уже садиться за руль без массивных перчаток.
- Мотоциклетный транспорт крайне травмоопасный. Если ты двигаешься по дороге со скоростью выше 40 км/ч — считай, тебя уже никто не видит. В этом случае не только сам водитель может стать для кого-то угрозой, нарушив правила дорожного движения, но и, будучи абсолютно дисциплинированным мотовладельцем, может стать участником аварии в качестве пострадавшего по той простой причине, что его никто не заметил, - обратил внимание Михаил Северчуков.
Что касается безопасного поведения на дорогах водителей автомобилей, основные моменты перечислил Евгений Маляндра. Не следует пренебрегать правилами и пытаться проскочить на запрещающий сигнал светофора, перевозить слишком много пассажиров или перегружать автомобиль, отчего страдает ходовая часть транспорта. Большими компаниями зачастую любит ездить молодежь. В итоге - шум отвлекает водителя от управления. Ремни безопасности, к слову, также чаще остальных игнорируют именно молодые люди.
- Молодёжь вносит конструктивные изменения в автомобиль, начиная от заглушек в держателе ремня безопасности, заканчивая вмешательством в электронику, которая отвечает за пассивную безопасность. Так, они отключают индикатор непристёгнутого ремня на панели приборов, - поделился наблюдениями Евгений Юрьевич.
Еще один бич современности – тонировка. Большое количество ДТП с участием пешеходов в темное время суток случается как раз по причине отсутствия нормального обзора у водителя.
Ну и пожалуй, самое вопиющее нарушение - нетрезвая езда. Абсолютно непредсказуемыми и трагическими могут быть последствия управления транспортом водителем в состоянии опьянения.
«Альма-матер» для водителей
На Ставрополье вождению обучают порядка 80 автошкол. Каждая организация имеет лицензию на право вести образовательную деятельность. Контролируют работу учреждений Госавтоинспекция и министерство образования региона. Преподаватели имеют необходимое образование, а также регулярно повышают уровень знаний и квалификацию. Техническая база также не стоит на месте, ставропольские автошколы в последнее время активно внедряют инновационные методы обучения с использованием тренажёров, стендов, мультимедиа.
Что касается программы подготовки будущих водителей, то готовят ее на федеральном уровне. Министерство образования ее разрабатывает и внедряет для соответствующих категорий. В школах именно на её основе уже разрабатывают собственную рабочую образовательную программу и работают по ней. Методические пособия формирует учебный совет. Вносить изменения в программы на уровне краевом недопустимо.
- Мы имеем право лишь дополнять учебную программу всем, что рекомендует учебный совет по данному направлению. Нам дают инструмент, мы его принимаем к сведению и работаем в заданном направлении, - пояснил руководитель учебного центра Михаил Северчуков.
Преподаватели при обучении руководствуются внутренними распоряжениями учреждения, учебным планом и действующими методичками. А внешние изменения – в законодательной базе – приказах, законах, в том числе об образовании или касаемые правил дорожного движения, отслеживают сотрудники методического отдела, которые вносят соответствующие корректировки.
Михаил Викторович рассказал также о том, что в автошколах нет четвертей или семестров. Здесь есть понятие курсов. Автошколы обучают кандидатов в водители круглый год. Каждый слушатель может подстроиться под свой график и возможности. Кто-то предпочитает потратить на обучение летние каникулы, ну а кто-то решается прийти в школу зимой, полагая, что получит больше практического опыта в непростых дорожных условиях. Занятия организованы в групповом формате. Ученик заблаговременно получает расписание.
Женщины реже устраивают ДТП
Интересные факты обнародовали на пресс-конференции. Тенденция эта характерна как для Ставропольского края, так и в целом по стране.
Согласно данным статистики, по сравнению с водителями-мужчинами более аккуратно, дисциплинированно и собранно ведут себя за рулем представительницы прекрасной половины человечества. Как отметил Михаил Северчуков, женщины относятся к процессу вождения с большей осторожностью, тогда как мужчины, особенно начинающие водители, нередко проявляют признаки агрессии. Именно по этой причине автоледи гораздо реже становятся виновницами аварий в принципе и кратно реже происшествий с серьезными или даже трагическими последствиями.
Еще один интересный факт, который подчеркнул Михаил Викторович: в последние годы, порядка 10 лет, женщины стали чаще учиться водить мотоциклы.
Что же касается общих предпочтений, девушки, как правило, обращаются в автошколы с целью научиться водить легковой транспорт. В то же время молодые люди больше предпочитают сдать на права по двум категориям – сразу В и С – легковые и грузовые машины. Что касается потенциальных водителей автобусов – категорию D чаще выбирают мужчины среднего возраста. При этом важно помнить, чтобы ее получить, необходимо иметь опыт вождения категории В или ВС не менее одного года.
Новое в сдаче экзаменана права
С 1 апреля на законодательном уровне скорректирована система оценки. Будущим водителям при сдаче практики разрешили чаще ошибаться. Раньше, чтобы завалить экзамен, допускалось 5 штрафных баллов, сейчас – 7. Пересдать теоретическую часть можно в срок от 7 до 30 дней после неудачной попытки. Если автомобилист не сдал вождение трижды, следующая пересдача допускается не ранее чем через 6 месяцев, но не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена.
Как отметили участники конференции, на Ставрополье большая часть претендентов в водители успешно сдают экзамен со второй или третьей попытки. Среди основных причин допущения ошибок, в том числе и на практике, неуверенность в себе и волнение. Чаще остального при сдаче этапа вождения испытуемые забывают обозначать сигналы поворота при совершении манёвра.
На что еще обратили внимание спикеры. Отказать в допуске к экзамену теперь могут в случае истечения срока действия паспорта или медицинского заключения, неявки кандидата в водители на экзамен, в случае отказа фотографироваться при оформлении удостоверения, уклонения от явки по повестке в военкомат, а также при не истёкшем сроке административного наказания за управление транспортом в нетрезвом виде.
Изменения для иностранцев
Касаются они водительского удостоверения. Как пояснил Андрей Быстров, для иностранных автомобилистов, имеющих категорию М, А, А1, а также В, В1 и ВE, для получения российских прав необходимо сдать только теоретический экзамен. Водителям с категориями С, D, СЕ и DE и подкатегориями С1Е и D1E нужно пройти итоговую аттестацию в автошколе, сдать теорию и практику. Но это не касается граждан государств, в которых русский язык закреплён в качестве официального (Абхазия, Южная Осетия, Киргизия и Казахстан) – они могут обменять права любой категории, сдав только теорию. Граждане Республики Беларусь могут не сдавать экзамены вовсе.
Еще важная деталь – иностранные права будут признаны недействительными по истечении 12 месяцев с даты получения владельцем вида на жительство или гражданства Российской Федерации, а также в случаях если гражданин России получил водительское удостоверение за пределами страны. Отсрочку до 1 апреля 2025 года получат граждане этих категорий, если они въехали в нашу страну до 1 апреля 2024 года.
И еще один интересный момент, касающийся прибывших на Ставрополье уроженцев новых территорий России. Таким гражданам предстоит процедура обмена водительского удостоверения. Порядок определен постановлениями Правительства РФ № 22-16 и № 11-43. В нашем регионе это можно сделать в единственном месте – МРЭО по городу Ставрополю, расположенном по улице Коломийцева, 38. Для жителей Херсонской, Запорожской областей, ЛНР и ДНР обмен водительских удостоверений производится без оплаты госпошлины и без предоставления медицинской справки. Заявителю необходимо созвониться с регистрационно-экзаменационным подразделением, уточнить время приёма и обратиться для замены прав.
Фото Валерия АЛТУХОВА / ИА «Победа26»