Соблюдение правил безопасности следует прививать с детства | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Соблюдение правил безопасности следует прививать с детства

Соблюдение правил безопасности следует прививать с детства

10 апреля 2024
16:41

В Ставрополе на базе государственного аграрного университета в РИЦ СК состоялась пресс-конференция на тему «Права по новым правилам: что меняется в работе автошкол»

Среди приглашенных экспертов присутствовали заместитель начальника отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы краевого управления ГИБДД Андрей Быстров, начальник МРЭО ГИБДД города Изобильного Евгений Маляндра и руководитель учебного центра Михаил Северчуков. Стоит отметить, что разговор получился конструктивный и интересный. Спикеры не ограничились рамками заявленной тематики, а журналисты активно задавали вопросы, на которые получали развернутые ответы.

 

Цифры – вещь упрямая

В прошлом году на дорогах нашего региона погибли 22 участника ДТП.  Травмы различной степени тяжести получили 253 человека. Всего за 2023 год в крае было зафиксировано 174 аварии. Такие данные привел Андрей Быстров, который сообщил также статистику происшествий с января 2024 года. В течение первых трех месяцев в 33 дорожных происшествиях пострадали 44 участника, погибли 6 человек.

Как было отмечено, седьмая часть от общего числа автоаварий происходит по вине начинающих водителей. За последние пять лет общее количество таких ДТП сокращается, однако всё ещё остаётся высоким. К слову, в Госавтоинспекции термин «начинающий водитель» не имеет ничего общего с возрастом, а относится к тем гражданам, чей водительский стаж не превышает двух лет.

В свою очередь Евгений Маляндра перечислил основные причины происшествий по вине неопытных водителей. Среди них – высокая скорость и рискованная езда, нарушение правил дорожного движения, а также неумение справиться с управлением транспортным средством в критической ситуации. Пожалуй, самая частая причина автоаварий с участием начинающих водителей — это невнимательность. Отвлекаются люди на мобильный телефон и другие гаджеты, что абсолютно недопустимо.

 

В ответе за себя и окружающих

Водители должны вырабатывать привычку использовать средства пассивной безопасности во время движения. Первое, чему учат в автошколе:  сел за руль – пристегнись!

Михаил Северчуков привел такой пример. Часто родители жалуются на то, что ребенок не желает пристегиваться ремнем безопасности из-за мнимого неудобства. А первопричина – в поведении самих взрослых.  Родители должны приучать использовать ремни безопасности на собственном примере. Эта привычка вырабатывается с детства, считает спикер.

Еще более серьезно стоит относиться к элементам личной безопасности мотоциклистам. Это крайне травмоопасный транспорт, вне зависимости от времени года. Особое внимание следует уделять средствам защиты - это не только мотошлем, но и перчатки, спецодежда, обувь и другая защита. Ни в коем случае не стоит этим пренебрегать. Собственно, в автошколах азам безопасности управления транспортом категории А учат изначально. На практические занятия без полной экипировки просто не допустят, и будущие водители привыкают и не могут уже садиться  за руль без массивных перчаток.

- Мотоциклетный транспорт крайне травмоопасный. Если ты двигаешься по дороге со скоростью выше 40 км/ч — считай, тебя уже никто не видит. В этом случае не только сам водитель может стать для кого-то угрозой, нарушив правила дорожного движения, но и, будучи абсолютно дисциплинированным мотовладельцем, может стать участником аварии в качестве пострадавшего по той простой причине, что его никто не заметил, - обратил внимание Михаил Северчуков.

Что касается безопасного поведения на дорогах водителей автомобилей, основные моменты перечислил Евгений Маляндра. Не следует пренебрегать правилами и пытаться проскочить на запрещающий сигнал светофора, перевозить слишком много пассажиров или перегружать автомобиль, отчего страдает ходовая часть транспорта.  Большими компаниями зачастую любит ездить молодежь. В итоге - шум отвлекает водителя от управления. Ремни безопасности, к слову, также чаще остальных игнорируют именно молодые люди.

- Молодёжь вносит конструктивные изменения в автомобиль, начиная от заглушек в держателе ремня безопасности, заканчивая вмешательством в электронику, которая отвечает за пассивную безопасность. Так, они отключают индикатор непристёгнутого ремня на панели приборов, - поделился наблюдениями Евгений Юрьевич.

Еще один бич современности – тонировка. Большое количество ДТП с участием пешеходов в темное время суток случается как раз по причине отсутствия нормального обзора у водителя.

Ну и пожалуй, самое вопиющее нарушение - нетрезвая езда. Абсолютно непредсказуемыми и трагическими могут быть последствия управления транспортом водителем в состоянии опьянения.

 

«Альма-матер» для водителей

На Ставрополье вождению обучают порядка 80 автошкол. Каждая организация имеет лицензию на право вести образовательную деятельность. Контролируют работу учреждений Госавтоинспекция и министерство образования региона. Преподаватели имеют необходимое образование, а также регулярно повышают уровень знаний и квалификацию. Техническая база также не стоит на месте, ставропольские автошколы в последнее время активно внедряют инновационные методы обучения с использованием тренажёров, стендов, мультимедиа.

Что касается программы подготовки будущих водителей, то готовят ее на федеральном уровне. Министерство образования ее разрабатывает и внедряет для соответствующих категорий. В школах именно на её основе уже разрабатывают собственную рабочую образовательную программу и работают по ней. Методические пособия формирует учебный совет. Вносить изменения в программы на уровне краевом недопустимо.

- Мы имеем право лишь дополнять учебную программу всем, что рекомендует учебный совет по данному направлению. Нам дают инструмент, мы его принимаем к сведению и работаем в заданном направлении, - пояснил руководитель учебного центра Михаил Северчуков.

Преподаватели при обучении руководствуются внутренними распоряжениями учреждения, учебным планом и действующими методичками. А внешние изменения – в законодательной базе – приказах, законах, в том числе об образовании или касаемые правил дорожного движения, отслеживают сотрудники методического отдела, которые вносят соответствующие корректировки.

Михаил Викторович рассказал также о том, что в автошколах нет четвертей или семестров. Здесь есть понятие курсов. Автошколы обучают кандидатов в водители круглый год. Каждый слушатель может подстроиться под свой график и возможности. Кто-то предпочитает потратить на обучение летние каникулы, ну а кто-то решается прийти в школу зимой, полагая, что получит больше практического опыта в непростых дорожных условиях. Занятия организованы в групповом формате. Ученик заблаговременно получает расписание.

 

Женщины реже устраивают ДТП

Интересные факты обнародовали на пресс-конференции. Тенденция эта характерна как для Ставропольского края, так и в целом по стране.

Согласно данным статистики, по сравнению с водителями-мужчинами более аккуратно, дисциплинированно и собранно ведут себя за рулем представительницы прекрасной половины человечества. Как отметил Михаил Северчуков, женщины относятся к процессу вождения с большей осторожностью, тогда как мужчины, особенно начинающие водители, нередко проявляют признаки агрессии. Именно по этой причине автоледи гораздо реже становятся виновницами аварий в принципе и кратно реже происшествий с серьезными или даже трагическими последствиями.

Еще один интересный факт, который подчеркнул Михаил Викторович: в последние годы, порядка 10 лет, женщины стали чаще учиться водить мотоциклы.

Что же касается общих предпочтений, девушки, как правило, обращаются в автошколы с целью научиться водить легковой транспорт. В то же время молодые люди больше предпочитают сдать на права по двум категориям – сразу В и С – легковые и грузовые машины. Что касается потенциальных водителей автобусов – категорию D чаще выбирают мужчины среднего возраста. При этом важно помнить, чтобы ее получить, необходимо иметь опыт вождения категории В или ВС не менее одного года.

 

Новое в сдаче экзаменана права

С 1 апреля на законодательном уровне скорректирована система оценки. Будущим водителям при сдаче практики разрешили чаще ошибаться. Раньше, чтобы завалить экзамен, допускалось 5 штрафных баллов, сейчас – 7. Пересдать теоретическую часть можно в срок от 7 до 30 дней после неудачной попытки. Если автомобилист не сдал вождение трижды, следующая пересдача допускается не ранее чем через 6 месяцев, но не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена.

Как отметили участники конференции, на Ставрополье большая часть претендентов в водители успешно сдают экзамен со второй или третьей попытки. Среди основных причин допущения ошибок, в том числе и на практике, неуверенность в себе и волнение. Чаще остального при сдаче этапа вождения испытуемые забывают обозначать сигналы поворота при совершении манёвра.

На что еще обратили внимание спикеры. Отказать в допуске к экзамену теперь могут в случае истечения срока действия паспорта или медицинского заключения, неявки кандидата в водители на экзамен, в случае отказа фотографироваться при оформлении удостоверения, уклонения от явки по повестке в военкомат, а также при не истёкшем сроке административного наказания за управление транспортом в нетрезвом виде.

 

Изменения для иностранцев

Касаются они водительского удостоверения. Как пояснил Андрей Быстров, для иностранных автомобилистов, имеющих категорию М, А, А1, а также В, В1 и ВE, для получения российских прав необходимо сдать только теоретический экзамен. Водителям с категориями С, D, СЕ и DE и подкатегориями С1Е и D1E нужно пройти итоговую аттестацию в автошколе, сдать теорию и практику. Но это не касается граждан государств, в которых русский язык закреплён в качестве официального (Абхазия, Южная Осетия, Киргизия и Казахстан) – они могут обменять права любой категории, сдав только теорию. Граждане Республики Беларусь могут не сдавать экзамены вовсе.

Еще важная деталь – иностранные права будут признаны недействительными по истечении 12 месяцев с даты получения владельцем вида на жительство или гражданства Российской Федерации, а также в случаях если гражданин России получил водительское удостоверение за пределами страны. Отсрочку до 1 апреля 2025 года получат граждане этих категорий, если они въехали в нашу страну до 1 апреля 2024 года.

И еще один интересный момент, касающийся прибывших на Ставрополье уроженцев новых территорий России. Таким гражданам предстоит процедура обмена водительского удостоверения. Порядок определен постановлениями Правительства РФ № 22-16 и № 11-43. В нашем регионе это можно сделать в единственном месте – МРЭО по городу Ставрополю, расположенном по улице Коломийцева, 38. Для жителей Херсонской, Запорожской областей, ЛНР и ДНР обмен водительских удостоверений производится без оплаты госпошлины и без предоставления медицинской справки. Заявителю необходимо созвониться с регистрационно-экзаменационным подразделением, уточнить время приёма и обратиться для замены прав.

Фото Валерия АЛТУХОВА / ИА «Победа26»

Читайте также

Радость казачьей песни

Рост чего-либо всегда привлекает внимание. Трава тянется к солнцу. Деревья становятся выше. Радостно наблюдать за тем, как растет ребёнок. Опять же, рост промышленности… Но есть особенный рост – когда он происходит в творческом коллективе. Именно в таком процессе отмечен ансамбль песни терских казаков «Наследие». И это приятно удивляет.

22 января

Минэкономразвития меняет правила игры на рынке труда

Инициатива Минэкономразвития России о расширении возможностей работодателей по привлечению сотрудников к сверхурочной работе вызвала серьезные споры в обществе. Предлагаемые изменения, направленные на повышение гибкости рынка труда, столкнулись с жесткой критикой со стороны профсоюзных организаций.

22 января

Воины Победы, участвовавшие в освобождении города

В Год защитника Отечества, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, наша редакция стала информационным партнером регионального отделения Всероссийского движения «Волонтёры Победы». И раз в месяц в течение всего года будут выходить материалы в рубрике «Воины Победы», подготовленные совместно с активистами движения. Первый из них посвящен командирам, которые руководили боевыми действиями по освобождению Ставрополя от немецко-фашистских оккупантов.

20 января

Крещенская вода пришла в дома ставропольцев

Чин освящения воды проводился  над тремя чанами, установленными на островной площадке насосной станции. Потом освященной водой была наполнена специальная чаша. Даже такого малого количества святой воды достаточно, чтобы, попав в  Сенгилеевское озеро, она освятила уже всю его воду...

20 января