Май 2011 года
29.04.2011. В этом году мы выезжаем в Архыз на своей машине – теперь у нас есть ГАЗ-69. Случилось так, что я купил себе армейский джип. Звучит круто, учитывая цены сегодняшнего дня, но на самом деле покупка скромная и за небольшие деньги. Конечно, это риск – гнать старый вездеход за 220 км, но задача поставлена, вещи собраны и отступать уже поздно!
До поездки я успеваю вставить в крышу панорамные стёкла и сделать надставки дверей, потому что одно дело ездить самому, и совершенно другое – возить семью. Ещё я устанавливаю вместо лавок второй ряд сидений от иномарки и даже реверсивный ремень безопасности для ребёнка. Вся задняя часть машины забита вещами, мы запихиваем туда две палатки, раскладные кресла, стол, ящики с продуктами, рюкзак с газовыми баллонами, две канистры бензина для «покатушек» на месте, ящик с инструментом и много чего ещё. Зато в лагере мы сможем жить со всеми удобствами – друзья любят собираться у нас под тентом, потому что там тепло, светло и всегда есть что-нибудь вкусненькое.
По пути останавливаемся отдохнуть и перекусить, съезжаем к речке Зеленчук. Цветут деревья, трава уже зелёная, тренькают синицы. Весна! Какое всё-таки счастье, когда тепло и можно расположиться где-нибудь на полянке, чтобы просто поесть.
Архыз встречает нас множеством палаток и машин – бОльшая часть народа заехала на поляну ещё вчера. Примета времени – альпинисты теперь ездят в горы на своих машинах, не то что раньше – только общественный транспорт, который к тому же далеко не всегда довозит до места. Мы подъезжаем, делаем разворот и останавливаемся. Тут что-то щёлкает, и, как по мановению волшебной палочки, начинается невероятное. Со всех сторон к нашей машине бегут люди, вокруг образуется толпа. Кто-то кричит: «Вау, Саня! Какая машина!». Другие просят: «Прокати!», «Дай проехать!». Люди прыгают от нетерпения словно дети. Наша старенькая машина производит фурор, эффект разорвавшейся бомбы. Никого не интересуют новые иномарки, расставленные по всей поляне, всем нравится ГАЗ-69!
30.04.2011. С утра мы катаем всех желающих, Сашке Мараховой, как непосредственному участнику ремонта машины, даже даём порулить. Сашка выходит из машины счастливая, с блеском в глазах. Похоже, она теперь знает, какой у неё будет джип.
_______________________________
Примета времени –
альпинисты теперь ездят в горы на своих машинах,
не то что раньше – только общественный транспорт.
_______________________________
К обеду едем в посёлок за мороженым. Вы же понимаете, что в горах без мороженого никак нельзя. Особенно если вы приехали с ребёнком, а взять с собой холодильник и пару кило пломбира не догадались. В Архызе встречаем экскурсионный ГАЗ-69, который всё ещё приносит людям радость, и понимаем, что мы в горах такие не одни.
Погода портится. Мы сидим под тентом, а старые прожжённые альпинюги пьют чай под козырьком пятой двери джипа, мирно болтают по телефону и ждут, когда же выглянет солнце. А иначе зачем они вообще сюда приехали? Подтягиваются легендарные личности из Ставрополя, Невинки и Москвы, но погода лучше не становится.
Надо, наверное, сказать пару слов об Архызе, чтобы вообще объяснить, зачем мы сюда приехали.
Архыз – это идеальный район для новичков, решивших заниматься альпинизмом. Маленькие, доступные в любую погоду горы с простейшими маршрутами, располагают к тому, чтобы проводить учебные сборы здесь, причём именно в мае. То, что на Центральном Кавказе может стать непреодолимыми трудностями, здесь является частью тренировочного процесса и придаёт ему разнообразия.
Мы уже, конечно, не новички, но Архыз – отличный способ размяться перед альпинистским сезоном и «войти в рабочую колею».
01.05.2011. Первого мая – праздник, мы выходим на известный в узких кругах Заимов пик. Знаменит он тем, что однажды, много лет назад, я руководил восхождением группы, шедшей на него, сидя внизу. Был такой случай, уж очень мне понравилась одна девушка, и я никак не мог на неё насмотреться. С девушкой у меня не было никаких отношений, и почему я не пошёл тогда на гору, до сих пор так и не понял. Пришло время отдать старый должок, группа подобралась немаленькая: Геннадий Борзенков, Евгений Романов, Алексей Аболин, Светлана Коптяева, я, Александр Плотников, а также ещё один человек, который так и не дошел до вершины. Руководил восхождением Константин Колокольников, с верёвкой работали Лёшка, Генка и Женька, а я мог заниматься своим любимым делом – фотосъёмкой, ибо всё остальное за меня делают другие.
После того как мы выбираемся из зоны леса, нам хватает всего четырех часов, чтобы выйти на вершину. Те, кто ходил на Заимов пик, знают, что главное в этом восхождении – пройти лес. Я, например, пролезаю кусок скальной стены по рододендронам, ощущения странные, как в фильме о Гарри Поттере!
Тем не менее, несмотря на тормозящего нас участника, мы выходим на вершину, радуемся и старательно машем фотографу руками. Потом, как обычно, едим, ведь главное в архызском альпинизме – вовремя выйти на вершину, чтобы там перекусить!
Тут мне приходит в голову свежая идея – спуститься простой дорогой по снегу через Гнилую балку, заодно и посмотреть, что это за балка такая. Костя сомневается, у него клиент сидит в трёх верёвках от вершины, потом отпускает нас под мою ответственность, а сам с Жекой Романовым идёт снимать нашего страдальца.
Мы сбегаем в балку примерно за час. А потом ещё долго ждём тройку, успеваем попить чайку, поесть и даже позагорать. Наконец клиента приводят вниз, мы быстро собираемся, бежим по балке и спускаемся по снегу почти до речки София.
02.05.2011. День отдыха. Мне не даёт покоя одна мысль, которую я озвучиваю:
– А не съездить ли нам под Токмак?
Народ реагирует вяло, спрашиваю Костю:
– Поедешь?
– Нет, не хочу…
– Тогда дай мне рацию!
– Зачем?
– Да мало ли чего, вдруг застряну…
– Не дам рацию!
– ?
– Рация будет в моей машине!
Утром в лагерь приезжает Роман Серов с женой Татьяной на своём новом УАЗе «Хантер». Они сразу же соглашаются составить нам компанию. Весть разносится по лагерю, собирается народ, мы рассаживаемся по машинам и стартуем.
Надо сказать пару слов о цели нашего путешествия. В Архызе есть три горы, две высоких – Пшиш и София, и одна красивая – Токмак. Вершина Токмак несколько лет оставалась нашей мечтой, мы безуспешно пытались подняться на неё в 1996 и 1998 годах. И только в 2001-м, после восхождения на вершины Сталь и Джайлык, в сентябре мы выезжаем в Архыз и 11-го числа поднимаемся на Токмак. Сегодня многие уже забыли, что случилось 11 сентября 2001 года. Для нас же это был отличный солнечный день, такой же, как сегодня, с маршрута мы видели Чёрное море и совсем не догадывались о том, что услышим, спустившись вниз. С тех пор прошло десять лет, но просто глянуть на Токмак, подобравшись к нему поближе, хочется всегда, вы же запомнили – это самая красивая гора в Архызе.
Опыта езды по горным дорогам у меня маловато, не всегда удаётся вовремя переключить скорость. Один раз мы даже застреваем, но выезжаем сами. Потом с разгона в грязь залетает «Хантер», вытаскиваем его легко и непринуждённо.
Когда доезжаем до конца дороги, оказывается, что лесовозы протоптали колею дальше. Долго разглядываем брод, через который ездили КамАЗы, смотрим в прозрачную бездонную воду и решаем не испытывать судьбу. Выставляем машины в ряд для фотографии, я командую: «По машинам!» Все почему-то залезают в мой «газик», и становится понятно, что он сегодня – герой дня!
Очень хочется посмотреть на Токмак, а лучше остаться с ним наедине, но меня тут же отвлекают. Большая шумная компания не предполагает никакой созерцательности. Я успеваю помахать руками и сказать несколько фраз о том, как мы ходили на эту гору. Клиенты смотрят на меня с пониманием и важно кивают. Невозможно объяснить, что такое вершина и какие она у тебя вызывает чувства. «Ну как же тебе рассказать, что такое гора?» В общем, не успели мы приехать, как уже пора уезжать.
На обратном пути мы гораздо увереннее проходим большие броды, а иногда просто хулиганим и делаем «брызги шампанского». Брызги залетают в открытое лобовое окно, все радостно пищат и просят ещё! Рядом со мной сидит Генка Борзенков – опытный «джипер», он ухмыляется, когда, на непредвиденной кочке машина взлетает в воздух, а я пытаюсь подрулить. На одной из переправ Рома теряет номер своего «Хантера», мы судорожно просматриваем фотки с трёх камер, понимаем: он только что был. И тут я замечаю номерной знак на отмели речки. Костя быстро скачет за ним по камням – ура, номер найден, хозяева спасены, можно продолжать путь. «Покатушки» заканчиваются вкусными местными напитками и хычинами, мы созерцаем великолепные виды на вершины Софийского ущелья. Все довольны и счастливы: моя спонтанная идея пришлась по вкусу!
Фото автора.
Окончание следует