Современник непроходящего времени | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Вениамин Госданкер на акции «Ночь музеев» в 2014 году
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Современник непроходящего времени

Современник непроходящего времени

30 мая
17:52

1 июня - 100 лет со дня рождения Вениамина Госданкера

 

«Служенье муз не терпит суеты»… Эта пушкинская строчка пришла на память, когда перед моим мысленным взором вновь возник образ удивительного человека – Вениамина Госданкера. Вениамина Вениаминовича, если официально. Вен Веныча – для любимых коллег из числа музейщиков, добрых знакомых, друзей и близких.

В моем представлении суета и Госданкер были на разных полюсах. Порой он повторял фразу: «Не надо бежать впереди Паниковского», она даже вошла в сборник его очерков «От прошлого нельзя отряхнуться»…

 

Как закалялся характер

Вениамин Вениаминович приехал в наш город в 1951 году. До этого он был ленинградцем. Но почему же «был»? Он оставался ленинградцем всегда. Вен Веныч искренне полюбил Ставрополь, но внутренняя неразрывная связь с городом детства и юности в нем оставалась всегда.

Он рано остался сиротой: отец умер незадолго до появления сына, а маму погубил туберкулез, когда Вениамину было всего восемь лет. В этом возрасте мальчика определили в школу-колонию «Красные зори», что находилась в Стрельне недалеко от Петергофа. Несмотря на строгую дисциплину и не самые комфортные условия, в которых жили и трудились юные колонисты, Вен Венычу те годы запомнились, как светлая пора детства. В «Красных зорях» закалился его характер, появился опыт общения со сверстниками, среди которых попадались настоящие персонажи из повести «Республика ШКИД». Об этом Вениамин Госданкер много позже напишет в книге «Непроходящее время».

Когда началась Великая Отечественная война, основную часть воспитанников колонии эвакуировали, а Вениамин и еще несколько его друзей-восьмиклассников остались в Ленинграде и были зачислены в специальную артиллерийскую школу.

Госданкер не любил рассказывать о времени, пережитом в блокадном Ленинграде, он с болью вспоминал об этом. И всё же среди голода, холода, артобстрелов, смертей, вахтенной службы в отряде местной противовоздушной обороны он сумел сохранить, вероятно, свойственное большинству юных людей, желание жить и находить силы, казалось бы, в самых безнадежных обстоятельствах. Не могу забыть его рассказ о новогоднем празднике, который устроили для курсантов школы 1 января 1942 года, в ту страшную блокадную зиму, когда казалось, что весь город замерз. Как тщательно мальчишки готовились к нему: «Мы подшили воротнички, ремни подтянули в два оборота – дистрофия, – рассказывал Госданкер. – До сих пор вспоминаю ресторан «Метрополь» – шикарная посуда, белые скатерти. Нам дали по котлетке! Не знаю, откуда это взялось в голодном умирающем Ленинграде»… А после праздничного «обеда» ребята отправились в театр…

 

Судьба привела в «сказочный» Ставрополь

Весной 42-го курсантов 7-й Ленинградской специальной артиллерийской школы вывезли по Дороге жизни в тыл… На их долю еще хватило военной службы. Вениамин Госданкер после окончания Ростовского артиллерийского училища в январе 1945 года в звании младшего лейтенанта был назначен командиром огневого артиллерийского взвода, затем командовал взводом управления, служил начальником разведки дивизиона. Армейские будни для него закончились только в 1948 году. Планировал вернуться в родной Ленинград и поступить в военно-медицинскую академию. Экзамены абитуриент Госданкер сдал на отлично, а вот медкомиссия поставила крест на его мечте. У молодого человека обнаружили туберкулез легких. В 25 лет он оказался инвалидом 2-й группы, без жилья и каких-либо профессиональных перспектив. Однако судьба подарила ему встречу с бывшими ставропольцами, поменявшими место жительства. Из рассказа этих людей Вен Веныч узнал о том, что есть небольшой зеленый город, где много солнца и значительную часть года тепло. С одним чемоданчиком и надеждой избавиться от опасного заболевания в условиях благоприятного климата он приехал в Ставрополь.

«Город мне показался сказочным, легким, южным Эльдорадо: тепло, уютно, никакой суеты после Ленинграда, после службы в послевоенной Белоруссии, после всевозможных трудностей, беды, трагедии блокады, болезней» – так вспоминал Вен Веныч о своем знакомстве со Ставрополем в одном из наших разговоров.

 

«Чернорабочий исторической науки»

Фамилия Госданкер на Ставрополье прочно ассоциируется с музеем-заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Действительно, Вениамин Вениаминович в 1958 году, сразу же после окончания исторического факультета Ставропольского пединститута, получил приглашение от тогдашнего директора краеведческого музея Григория Краснова оставить работу в ДОСААФ и стать его заместителем по научной части. Поистине, Госданкер оказался в нужное время в нужном месте. О том, сколько он сделал для музея, можно написать многотомный роман.

Вен Веныч называл себя «чернорабочим исторической науки». В то время, когда он пришел в стены тогда еще двухэтажного старинного здания в центре города, ему посчастливилось общаться с удивительными людьми, свидетелями исторических событий, которые описаны в учебниках истории. Он записывал воспоминания участников восстания на броненосце «Потемкин», революции 1905 года, беседовал с ветеранами Гражданской войны. Благодаря Вен Венычу в фондах музея-заповедника сегодня можно увидеть подлинные предметы из дома семьи Риммы Ивановой – как ее называли «ставропольской Жанны Д’Арк», прочитать письма, написанные спасенными ею на фронтах Первой мировой войны солдатами… А сколько всего еще бережно собрано, изучено, включено в музейные коллекции.

В 1960-е годы Вениамин Госданкер стоял у истоков создания в крае отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а потом на протяжении многих лет принимал самое деятельное участие в его работе. При этом говорил: «Люди гораздо интереснее памятников культуры». И с этим не поспоришь. Мы много общались с Вениамином Вениаминовичем, и действительно всегда было заметно, что в профессии музейщика он больше всего ценит не экспонаты, какими бы ценными они ни были, а людей, биографии которых стоят за этими «единицами хранения». Он мог часами рассказывать о тех, с кем встречался и чьи воспоминания записывал. Вен Веныч активно использовал не очень совершенные (на современный взгляд) технические средства, фиксируя на магнитофонной пленке ценнейшие мемуары. И благодаря этому мы сегодня можем услышать голоса из прошлого. Эти записи бережно хранятся в музее-заповеднике, некоторые из них можно прослушать на его информационных ресурсах в Интернете. Слушатели краевого радио много лет замирали у своих радиоприемников, услышав голос Вениамина Госданкера, рассказывающего о событиях и людях прошлого. Несколько позже, когда Вен Веныч подружился со Ставропольской краевой библиотекой для слепых имени В. Маяковского, в результате творческого взаимодействия с ее специалистами его очерки и рассказы о выдающихся людях Ставрополья и событиях прошлого были записаны в формате аудиокниги.

 

Фотограф и «строитель»

Вен Веныч хорошо фотографировал и занимался этим в основном с профессиональными целями. В фондах музея-заповедника хранятся сотни черно-белых снимков и негативов, сделанных им в разные годы. Можно сказать, что вместе со своими коллегами-музейщиками Госданкер создал своего рода фотолетопись важнейших событий на Ставрополье второй половины XX века, целую галерею портретов выдающихся земляков: ветеранов Великой Отечественной войны, политических, общественных, культурных деятелей. Есть среди этих снимков и репортажные фотографии, на которых, например, запечатлены встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Ставрополе в августе 1994 года, празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне и другие важные события.

Директором Ставропольского краеведческого музея Вениамин Госданкер стал в 1976 году. В этом статусе он был, как говорится, «играющим тренером»: дотошно вникал во всё, в том числе в административно-хозяйственные вопросы, но при этом оставался классическим музейщиком, готовым провести экскурсию, рассказать об интересном экспонате газетчикам, на радио и телевидении, проконсультировать коллег из других музеев…

Можно сказать, что вошел в историю Вениамин Госданкер в том числе благодаря поистине великой стройке – глобальной реконструкции музейного здания, в результате которой оно в середине 1980-х «подросло» на один этаж. Непостижимо, как коллектив учреждения культуры под его руководством справился со своей колоссальной задачей – упаковать, систематизировать, переместить немыслимое количество предметов в другие помещения на временное хранение, всё сберечь, не разбить и не потерять. Ладно еще этнографические или минералогические коллекции, их как-то можно упаковать и перенести вручную, но речь идет о колхозном тракторе и артиллерийской пушке. А раритетные огромные скелеты нашего знаменитого южного слона (в ту пору он был еще один) и эласмотерия поместили в деревянные «сакофаги». Через три года все экспонаты и предметы вновь оказались в родных обновленных стенах…

 

В этот день мы говорим о Госданкере

Общаться с Вен Венычем было очень интересно, но лично мне, признаюсь, непросто. Хотелось хоть немного соответствовать уровню его интеллекта, эрудированности, интеллигентности, манере вести разговор. И в этом тоже заключалась ценность такого общения. Однажды он пригласил меня на последний звонок в ставропольскую школу №16 (сегодня это лицей) на урок нравственности к старшеклассникам. Оказывается, Вениамин Вениаминович с первого года ее существования (на тот момент практически полвека) ежегодно приходил к школьникам, чтобы поговорить с ними на важные темы. Я увидела, с каким интересом они слушали его и даже после звонка с урока продолжали задавать вопросы.

Ставропольские музейщики: слева направо – Раиса Бунькова, Вениамин Госданкер, Изабелла Усова и Григорий Краснов (31 мая 1964 года)

Если же говорить о традициях, к которым Вен Веныч был неравнодушен, то в Ставропольском музее-заповеднике до сих пор помнят: в свой день рождения он приходил с клубникой и мороженым, чтобы угостить своих коллег, большинство которых, как правило, всегда были женщины. Мне запомнилось, как однажды в первый день лета Людмила Алексеевна Феоктистова (в то время – заместитель директора музея) сказала: «Пусть дети нас простят, но 1 июня мы в первую очередь говорим о Вениамине Вениаминовиче Госданкере»…

Он ушел из жизни за полгода до своего 93-летия, в январе 2018-го, но осталась светлая память о необыкновенном человеке и феноменальном музейщике.

Фото из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника  имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Кондиционер – спасение или зло?

Плюсы ставропольцы оценят больше. И самый главный из них – это то, что кондиционеры действительно спасают жизни. Еще в 2012 году было опубликовано исследование, в котором ученые пришли к выводу, что за последние полвека смертность людей от инфарктов и других острых состояний в особенно жаркие периоды сократилась. Как выяснилось, причина – в том числе кондиционеры. Люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями имеют повышенные риски для здоровья в сильную жару, и потому для них умеренное охлаждение температуры воздуха кондиционером, безусловно, полезно.

11 июля

Ветеран, заслуженный ветеринарный врач, почетный гражданин

Григорий Абрамович защитил кандидатскую диссертацию, он – заслуженный ветеринарный врач России и Ставропольского края, Почётный работник агропромышленного комплекса СК. На его счету более 130 научных публикаций и трёхтомная монография по ветеринарии, за которую автор получил золотую медаль на Выставке достижений народного хозяйства. Всего опубликовано пять книг по ветеринарии. Также Григорий Абрамович Башкатов является автором одного патента, создателем двух организаций, одна из которых — Ставропольский хозрасчётный ветеринарно-санитарный отряд.

11 июля

Праздник для всех поколений

В этот день в музее чествовали главных героев торжества – супружеские пары, которые отметили свои золотые и изумрудные юбилеи совместной жизни. В 2025 году золотые юбиляры — Владимир Васильевич и Ольга Петровна Смелкины, Юрий Александрович и Галина Петровна Несговоровы, а изумрудные юбиляры — Евгений Петрович и Людмила Павловна Звонаревы.

11 июля

Счастье там,  где верность  и любовь

Участники мероприятия узнали, что ромашка изображена и на лицевой стороне медали «За любовь и верность», учрежденной в связи с введением Дня семьи, любви и верности. Два лепестка окрашены в синий и красный цвета, что в совокупности с остальными белыми листочками ассоциативно отсылает зрителя к российскому триколору, а на обороте медали – лики святых Петра и Февронии. Награду вручают заслуженным семейным парам, прожившим в браке более 25 лет и воспитавшим детей как достойных членов нашего общества.

11 июля