Современные методики реставрации помогут сохранить аланский мавзолей | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Анастасия Макарова - эксперт на площадке фестиваля «Наследие степей и гор - 2024»
Фото Ильи КАБАНОВА
Современные методики реставрации помогут сохранить аланский мавзолей

Современные методики реставрации помогут сохранить аланский мавзолей

23 декабря 2024
19:56

В Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в минувший четверг состоялось открытое заседание реставрационного совета.

 

Основную его тему сформировали вопросы реализации проекта «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов», поддержанного грантовыми средствами Президентского фонда культурных инициатив.

 

Древний памятник, который датируется XI веком, был найден на Кяфарском городище в Карачаево-Черкесии. В 1960 году, с целью спасения от разрушения, мавзолей перевезен в Ставропольский краеведческий музей. Рельефные изображения на поверхности внешних стен повествуют о жизни выдающегося аланского царя и важных исторических событиях, связанных с принятием христианства на территории современной России. Они имеют огромную научную ценность. Напомним, что изучением и интерпретацией рельефов в течение десятилетий занимается директор Ставропольского музея-заповедника Николай Охонько. Он написал и издал монографию «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации», а в 2024 году стал руководителем проекта «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов».

«Изображенные в рельефе герои, битвы и обряды — это застывшая история в камне. Их расшифровка — сложная задача для ученых, которые более 170 лет восстанавливают «текст» этого удивительного культурного наследия. Учитывая отсутствие у алан письменной истории, этот памятник представляется исключительно ценным источником», - сказано в описательной части грантового проекта.

На заседании ученого совета Николай Анатольевич поделился с коллегами новой информацией о трактовании рельефов на стенах памятника, основанной на документальных источниках. Он убежден, что изображения на каменных плитах, в которых фигурируют образы лучника, кузнеца и кабана, представляют сцены сражений с искушениями из средневекового христианского писания.

Есть гипотеза, что рельефные изображения на плитах мавзолея первоначально были цветными. Она находит поддержку в научной среде. Николай Охонько отметил, что реализация проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, не ограничится только реставрацией, будет создан макет памятника в цветном исполнении.

Специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и координатор проекта Ольга Брилева на заседании ученого совета подвела итоги реализации первого этапа проекта и рассказала также о его социальной значимости. В самом начале работ был проведен опрос, насколько известен мавзолей среди пользователей интернет-сообщества. Оказалось, что о нем действительно знают, и это было важным фактором, который повлиял на решение о его реставрации. Чтобы рассказать об уникальном памятнике широкой аудитории, в ходе первого периода реализации проекта музей-заповедник организовал выставку, на которой представил документальные свидетельства о том, как проходили работы по доставке мавзолея в музей, специалисты рассказали о его сохранности и проведенных работах по консервации памятника. Для популяризации проекта в сентябре этого года специалисты музея-заповедника организовали площадку по реставрации объектов археологии из камня на фестивале «Наследие степей и гор».

В середине 2024-го продолжился процесс подбора методики реставрационных работ. Для этого пригласили специалистов из Москвы – руководителя реставрационных работ аланского мавзолея Анастасию Макарову и консультанта Елену Антонову. Они взяли пробы, сделали доклад о том, как происходит реставрация каменных предметов архитектуры и археологии.

с поверхности аланского мавзолея

Как было сказано, чтобы не потерять уникальный объект культурно-исторического наследия, требуется его неотложная комплексная реставрация. Рельефные поверхности памятника местами подвержены расслаиванию, покрыты лишайником, мхом и грибами. Необходимо пояснить, что работы, которые относятся к первому этапу, касаются укрепления отслоений, удаления загрязнений и лишайников, восполнения утрат, заделки межблочных швов и других моментов.

В работе ученого совета приняла участие в онлайн-режиме Анастасия Макарова. Она рассказала о проведенных анализах проб материалов, взятых во время пребывания в Ставрополе, их результатах, о проблемах и задачах, стоящих перед специалистами при реставрации мавзолея.

Также на встрече главный хранитель фондов Нина Гальфингер подвела итоги консервационных работ отдела за 2024 год и определила список предметов, требующих консервации в предстоящем году.

Фото Ильи КАБАНОВА

Читайте также

Самый главный праздник

Но торжественные мероприятия проходили не только в центре. Праздник расплескался по всем уголкам города. Одним из главных центров притяжения 9 Мая стала Владимирская площадь. Здесь работало множество творческих площадок, мастер-классов по изготовлению маскировочных сетей, сухого душа и других необходимых бойцам вещей. Можно было написать письма нашим защитникам, нарисовать для них рисунки. А внутри музея «Россия – моя история» была развернута целая творческая лаборатория, где дети могли проявить себя как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Панно с изображением солдата России создавали всем миром. И каждый вносил в это художественное полотно свои штрихи. И что интересно – в этой картине не возникало сумбура и не ощущалось эклектики. Наверное, потому, что юные художники творили ее от души...

12 мая

В Доме офицеров  теперь есть свой музей

Начальник гарнизонного Дома офицеров полковник Александр Филипенко говорит, что экспозиция собиралась более пяти лет и, естественно, будет собираться дальше.  Этому обещали поспособствовать и присутствовавшие на церемонии открытия представители командного состава 49-й общевойсковой армии полковник Сергей Леонов и генерал-майор Дмитрий Усков (начальник штаба армии). Они разрезали красную ленточку и сказали добрые слова в адрес тех, кто собирал экспозицию. Мол, такая работа очень важна – школьники, которым еще предстоит служить в армии, и молодые солдаты в этом музее знакомятся со славной историей военного  округа. Да и вообще с историей.

12 мая

«Солдатский конверт». Послесловие

В этом особая притягательность и ценность фестиваля «Солдатский конверт» – он остаётся в душах, он становится частью жизни... Его ждут, хотят сюда вернуться... И ведь возвращаются – фестиваль патриотической песни в Ставрополе дарит участникам прошлых лет возможность вновь приехать в наш город и выступить для нашей публики. И ребята с удовольствием откликаются – более того, они, уезжая, ждут новой встречи – ровно через год перед Днём Победы (почти, как «в шесть часов вечера после войны»). А сколько радости, когда эта встреча вновь случается... Вот, например, Игнат Марочек уже шестой год подряд отмечает в Ставрополе свой день рождения... Родные на далеком и пока ещё заснеженном Ямале за здоровье Игната поднимают бокал, а он здесь – в нашем во всех смыслах теплом крае  радует ставропольцев своим прекрасным исполнением, заставляя зал замирать и подниматься в едином порыве... Так было на каждом выездном концерте, где Игнат Марочек исполнил песню «Встанем»...

12 мая

История от героев былых времен до наших современников

Музей – это частичка истории, а историю создают люди. От имени ветеранов училища выступил Виктор Москаленко. Он напомнил, что благодаря авиаторам многие артефакты удалось сохранить после того, как одно из лучших лётных училищ Советского Союза и России было закрыто, а его музей канул в Лету. Одни экспонаты, к сожалению, попали на свалку, другие пытались сохранять всеми способами, и теперь они представлены в музее. «Благодаря руководству СПКУ музей состоялся, он должен расширяться и иметь в запасниках дополнительные артефакты. Чтобы не приедались выставочные материалы, должна быть их периодическая смена.

12 мая