Ставропольцы и «Великая магистраль» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ставропольцы и «Великая магистраль»

Ставропольцы и «Великая магистраль»

5 июля 2024
18:00

В минувший четверг у главного фасада Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве состоялось открытие фотодокументальной выставки «Великая магистраль», рассказывающей об истории создания Байкало-Амурской железной дороги, в строительство которой свой неоценимый вклад внесли жители Ставропольского края.

 

Открытие выставки организаторы приурочили к 50-летию начала строительства магистрали. Именно 8 июля 1974 года вышло постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Уже в 1976 году была учреждена медаль за участие в этой масштабной всесоюзной стройке, ею были награждены более 170 тысяч человек. В 2003 году был открыт самый крупный в России и пятый по протяженности на планете Северомуйский железнодорожный тоннель. Его протяженность составила 15 километров.

Выставка подготовлена музеем-заповедником совместно с известным ставропольским фотохудожником Алексеем Заморкиным – человеком, создавшим уникальные снимки, которые были представлены в рамках открывшегося комплекса. Автор фотографий – председатель регионального отделения Союза фотохудожников России, участник и призёр российских и зарубежных выставок, признанный мастер репортажа.

Алексей Заморкин на открытии выставки поделился историей создания снимков и своего путешествия:

«Из Ставрополя до Владивостока я проехал 22 тысячи километров. Туда я ехал со своим коллегой Василием Дейнекой по Транссибу, а возвращался по ветке БАМа. Для чего создавался этот проект? Во-первых, было интересно посмотреть на сам маршрут. Моя задача заключалась в том, чтобы увидеть сам транзит, который строился ещё в годы императорской власти. За 40 дней пути мы останавливались в знаковых городах, чтобы посмотреть на то, как сейчас живут там люди. Города, представленные на фотоснимках, вырастали буквально за год-два».

Кроме того, при формировании выставки были использованы фотографии из личного архива начальника «СтавропольБАМстрой» Бориса Акопяна.

Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших в мире. Она пролегает по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока: Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Дорога пересекает 7 горных хребтов и 11 крупных рек. Почти 1,5 тыс. км проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Для преодоления естественных преград было сооружено 4242 моста и водопропускных сооружения. Почти каждый десятый километр БАМа проходит по мосту, а каждый сотый − в тоннеле. Ее общая протяженность составляет более 4300 километров, информирует официальный сайт Министерства транспорта РФ.

Ставропольцы на БАМе

О вкладе жителей Ставропольского края в этот огромный проект спорить не приходится. Сотни девушек и юношей отправлялись на строительство БАМа. Фотоснимки иллюстрируют, как члены отряда «Юность» покидают родной край для создания грандиозного проекта. Отряд «Ставрополец», работавший на Тындинском участке, занял первое место в социалистическом соревновании 1974 года. На западном участке работал коллектив молодых специалистов строительно-монтажного управления «СтавропольБАМстрой». По итогам социалистического соревнования 1978 года он завоевал второе место и был занесен на Доску почета Усть-Кутского района. В самом Усть-Куте одну из улиц назвали Ставропольской. На фотоснимках можно увидеть многоквартирные дома, украшенные символикой Ставропольского края периода СССР.

Наши земляки не просто принимали участие в строительстве магистрали, они возводили целые города, помогали развивать местную инфраструктуру. Здесь крепла дружба представителей многих национальностей, приехавших из разных регионов огромной страны, создавались семьи, рождались дети.

Работы на Байкало-Амурской магистрали ведутся по сей день. Открыт доступ к природным ресурсам значительной части страны, осуществляются транзитные перевозки, создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток - Запад.

Отрадно осознавать, что в нашей стране реализован проект такого масштаба не без участия наших земляков, благодаря их профессионализму, умению, энтузиазму.

Строителей магистрали в эти дни чествуют по всей стране. Специально в честь юбилейной даты выпущена памятная медаль «Пятидесятилетие БАМа». Ею награждены и ставропольские бамовцы. Церемония состоялась вчера в краевом Совете ветеранов.

Фото автора и Ставропольского государственного музея-заповедника

Читайте также

Королева спорта объединила атлетов от Уссурийска до Мариуполя

Десятиклассник Паша Ступаков сообщил о своих планах пробежать спринтерскую дистанцию 400 метров за 51 секунду. Спортом он занимается, по его признанию, всю жизнь. До прихода в училище, в пятый класс, увлекался футболом. Еще в декабре 2023 года юный ставрополец занял на краевом первенстве в Ставропольской спортивной школе олимпийского резерва по лёгкой атлетике два третьих места на дистанции 400 и 200 метров среди юношей до 18 лет, подтвердив II спортивный разряд. В учебе Павел налегает на биологию, так как собирается стать тренером или врачом...

31 марта

Дважды чуть не присвоили Героя, дважды чуть не расстреляли

Да много чего до сих пор хранит в памяти старый солдат Иван Семенович Богданов. И этой памятью он всегда делился с молодыми ребятами. У него вся жизнь с молодежью связана – он преподавал историю в школе и вузе, работал в ДОСААФ, руководил учебно-производственным комбинатом в Ставрополе. Всегда охотно встречался со школьниками и студентами, будучи на заслуженном отдыхе. Иван Семенович из той замечательной категории людей, о которых написаны песенные строки: «Не стареют душой ветераны».

31 марта

Первое разгромное поражение  «Динамо Ставрополь» в сезоне

После очередного забитого мяча главный тренер «Динамо Ставрополь» Ашамаз Шаков, как говорится, согласился с тем, что атака у его команды в этом матче действовала плохо. Он начал менять игроков передней линии. Игра стала немного раскрываться, ибо счет на табло позволял хозяевам чувствовать себя вольготно. Однако опорные зоны у команд работали слаженно, не позволяя проводить совсем уж быстрые атаки на свои владения.

31 марта

Участие войск НКВД в Битве за Кавказ: стратегическая роль и тактический вклад

Битва за Кавказ, длившаяся с июля 1942 года по октябрь 1943 года, стала одним из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны. Это сражение имело огромное значение для обеих сторон конфликта, поскольку контроль над регионом означал доступ к важным нефтяным месторождениям и стратегическим перевалам через Главный Кавказский хребет. Одним из аспектов, который часто остается вне поля зрения исследователей, является роль войск Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в этой битве.

31 марта