Ко Дню Ставрополя было приурочено много различных мероприятий. Я хочу остановиться на одном из них, которое гармонично вписалось в канву большого городского праздника, хотя прошло достаточно академично и атмосферно.
Впрочем, так всегда и случается на выставках живописцев. Экспозиция, открывшаяся 14 сентября в картинной галерее пейзажей заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина, позволяет увидеть удивительные природные пейзажи, написанные в нашем городе и за его пределами. Она так и называется – «Ставропольские окрестности». Ее автор - мой старый и добрый знакомый Павел Лебедев. Это уже третья персональная выставка живописца.
_________________________________
О художнике
Павел Лебедев часто сам себя называет самодеятельным художником. Влечение к живописи и рисованию он почувствовал в 1986 году в 11-летнем возрасте. До этого Павел нигде не обучался, однако творческая наследственность присутствовала. Его родной дядя работал художником-оформителем в кинотеатрах Екатеринбурга, также художником-оформителем была и двоюродная бабушка Лилия Степановна Сингаевская. Как только мальчик начал рисовать, родственница подарила ему этюдник с масляными красками, с которым он тут же отправился в Таманский лес.
Любимым художником и примером в жизни для Павла Лебедева стал выдающийся ставропольский живописец Павел Моисеевич Гречишкин. Именно в его картинную галерею юноша принес папку из пяти десятков своих первых работ. Более того, ему удалось лично вручить их мастеру и даже пообщаться с ним.
Павла приняли в расположенную на улице Дзержинского детскую школу искусств, рядом с которой он жил. Поблизости был и Таманский лес – вечный источник творческого вдохновения. Первым преподавателем Павла Лебедева был Юрий Алексеевич Бондаренко, хорошо известный на Ставрополье как художник-график, акварелист и реставратор. Талантливый мастер всю свою энергию направил на развитие творческих способностей детей и посвятил педагогической деятельности больше четырех десятков лет.
Затем у Павла Лебедева случился некоторый перерыв в творчестве. Но тяга к живописи оставалась у него всегда, даже когда он ею активно не занимался. Периодически художник все-таки брался за кисть, однако до поры до времени откладывал возвращение к своей мечте. Тем не менее, по его собственному выражению, до старости решил не ждать. Три года назад Павел поехал на Сенгилеевское озеро, сделал панорамное фото, сам изготовил подрамник, купил холст, загрунтовал его и начал писать.
Как оказалась, большая пауза пошла только на пользу, и за первый год после возобновления творческого процесса Павел Лебедев создал порядка трех десятков полотен. На сегодняшний день их количество уже перевалило за сотню, а одна из его работ - «Ставропольский лес» даже находится в основных фондах Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Символично, что первая выставка Павла Лебедева под названием «На одном дыхании с природой» состоялась именно в картинной галерее Павла Гречишкина. Серия картин, представленных на ней, была результатом пленэрных поездок художника по живописным местам всего Северного Кавказа.
_________________________________
Осень как источник вдохновения
Я знаю Павла довольно давно, но в качестве талантливого и тонкого автора удивительных пейзажей открыл его для себя только в этом году. Уверен, что такие же незабываемые эмоции получают от первого знакомства с его картинами многие ценители живописи в Ставрополе и не только.
– В экспозиции «Ставропольские окрестности» выставлено девятнадцать моих работ, – комментирует Павел Лебедев. – В основном это этюды, написанные на природе в черте города и в его окрестностях. Можно сказать, что некоторые из них стали результатом моих пеших прогулок по ручьям в резиновых сапогах. Другие – плоды поездок и пленэров. Я искал натуру и находил то, что меня особенно трогало. Дальше уже - дело творчества. Например, картина «Осень в Татарском лесу» появилась под впечатлением похода вдоль ручья Гремучего. Я долго рассматривал отвесы с камнями и корнями деревьев и наконец нашел то, что мне показалось наиболее ярким. Это место как раз и изображено на полотне. А на другой картине изображена речка Грушевая – известное многим ставропольцам место отдыха на природе в том же Татарском лесу. Она берет свое начало под землей в Юго-Западном районе, а затем, протекая через одноименный хутор, впадает в Сенгилеевское водохранилище.
По собственному признанию мастера, его вдохновляет осень. Поэтому и лесных пейзажей с пожелтевшей листвой деревьев на его картинах немало.
Сенгилеевские мотивы
На выставке представлен целый цикл из четырех полотен, ставший результатом поездки Павла Лебедева на Сенгилеевское озеро. Большинство работ было написано прямо там, на природе, а одна создавалась уже по возвращении.
На двух картинах Сенгилеевское озеро открывается с необычной стороны. Это уже не просто водный объект со спокойной поверхностью, как на предыдущих работах, а территория разыгравшейся стихии, с волнами, в чем-то напоминающими штормящее море.
Павел Лебедев рассказывает:
«Я специально поехал на Сенгилей, когда бушевал ветер 15-20 метров в секунду. Сфотографировал штормящее озеро около мыса с неизвестным мне названием в районе поселка Озерного, а писал уже со снимка, потому что находиться на берегу здесь категорически запрещено. Другая картина стала результатом поиска лунной ночи у воды. Эта идея, конечно, не нова. Тут можно вспомнить того же блестящего Архипа Куинджи с его знаменитой «Лунной ночью на Днепре», написанной еще в конце позапрошлого века. Я подумал, почему нет изображения лунной ночи на Сенгилее, и решил эту «несправедливость» исправить. Конечно, я не копировал великого художника, но его влияние на мое творчество, безусловно, присутствует. Кстати, водная поверхность на моей работе волнуется, а луна находится в окружении тревожных штормовых облаков».
Одна из картин несколько выделяется из общего ряда, да и висит отдельно. На ней в центре композиции - зимний вид Сенгилеевского озера, написанный столь реально, что при взгляде на него хочется поежиться. Очевидно, что художники-пейзажисты работают в любой сезон. У живописца есть работы, созданные в разные времена года. Однако на новой выставке он решил представить в основном полотна с природой, запечатленной в теплых тонах.
Обманчивые цветы и рапсовое поле
Я обратил внимание на картину, где изображен пейзаж с необычными цветами. Павел Лебедев рассказал, что это недавняя его работа, датированная серединой нынешнего лета. Как раз в это время в окрестностях нашего города большими бутонами сиреневато-белого оттенка, иногда с фиолето-розовыми прожилками начинает цвести ясенец кавказский – красивое травянистое растение, напоминающее орхидею. Русское название этот представитель флоры получил от формы листьев, напоминающих листья ясеня. Другие его наименования – дикий бадьян, огонь-трава, огонь-цветок, купина неопалимая. При очень привлекательном внешнем виде это одно из самых опасных растений. В цветах и коробочках с семенами содержатся эфирные масла, которые при вдыхании могут вызвать аллергию, обжечь слизистую оболочку носа и горла. Растение пахнет цитрусом, но нюхать его ни в коем случае нельзя, так как при контакте с кожей остаются глубокие химические ожоги, вплоть до второй степени. Вот такая коварная красота, абсолютно безопасная на полотне живописца.
А еще сила настоящего художника в том, что он может перенести на холст не только очевидную и яркую красоту. Он способен блестяще написать то, что, на первый взгляд, не так уж и привлекательно, и заставить любоваться, например, чертополохом, который просто «заиграл» всеми красками на одной из работ в экспозиции Павла Лебедева.
Картина «Рапсовое поле» теперь находится в частной коллекции, и владелец любезно предоставил ее для выставки. Работа появилась в прошлом году, когда Павел, возвращаясь с рыбалки, обратил внимание на удивительные просторы, окрашенные желтым цветом. Очень скоро они воплотились в красивый пейзаж.
Результат пленэра, весна и воплощение прошлого
На очередном полотне изображен вид на горы Стрижамент и Недреманная с возвышенности около трассы на подъезде к Ставрополю. Картина «В окрестностях села Татарка» стала плодом одного из пленэров. Так называют технику создания полностью готовых картин на природе при естественном освещении. Слово произошло от французского словосочетания enpleinair, что дословно переводится «на открытом воздухе». Мастера пленэрной живописи, к которым, несомненно, относится и Павел Лебедев, часто работают вне мастерской, стараясь уловить и запечатлеть изменения цвета, возникающие в естественной среде под воздействием погоды и солнечных лучей.
Конечно, осень дарит незабываемое вдохновение художникам, но какое может быть творчество без весны?! Это время года тоже присутствует на полотнах у Павла Лебедева, что особенно ярко проявилось на картине «Весна в Русском лесу». Весь пейзаж наполнен светлой радостью от пробуждения природы, и лично мне вид цветущих пролесков, когда на календаре время начала осеннего угасания, очень поднимает настроение.
На одном из полотен художника можно увидеть старую водонапорную башню, что, надо сказать, редкость для его творчества. Здания и сооружения на пейзажах Павла Лебедева встречаются нечасто. Более того, этого строения уже не существует, оно написано по памяти, как возвращение в прошлое, когда в детские годы Павел ездил с отцом на рыбалку в поселок Приозерный. Творческие люди имеют уникальную способность оживлять прошлое.
Внимание посетителей выставки обязательно привлечет и удивительный Орловский пруд в Татарке, изображенный автором с необычного ракурса. Он входит в каскад проточных водоемов, расположенных в этом населенном пункте, и является самым большим из них. Есть там и рыба, но Павел Лебедев – большой и серьезный поклонник проведения досуга с удочкой и спиннингом – сам, к сожалению, там порыбачить еще не успел. Живопись прежде всего.
Творческие планы
У художника много новых задумок и есть серьезный потенциал для новых экспозиций. Тематика полотен, безусловно, не ограничивается окрестностями Ставрополя. Очень много картин создано в горах, куда Павел очень любит совершать поездки.
В ближайших планах живописца – написание осенних видов реки Егорлык, красивых мест Татарского городища, в том числе и Травертинового водопада, а также Травертинового источника в Русском лесу.
– Условно можно разделить мое творчество пятьдесят на пятьдесят, – подчеркивает Павел Лебедев. – Примерно половина моих работ, как уже написанных, так и будущих, как-то связана со Ставрополем и его окрестностями. Другая, значительная часть – это виды гор, а также пейзажи Крыма. Море – это моя относительно новая любовь. По итогам прошлой поездки на полуостров мной написано 30 картин и даже прошла персональная выставка. В этом году съездить в Крым не получилось, но в следующем выберусь туда обязательно. Вот в этих направлениях я намерен продолжить работу. Поэтому есть перспективы для организации большой персональной выставки из 30 - 40 работ. Лучше всего это сделать здесь же, в картинной галерее Павла Моисеевича Гречишкина. Это будет удобно по месторасположению и логично по направлению моего творчества.
Что ж, остается только пожелать талантливому художнику Павлу Лебедеву удачи и успешного воплощения в жизнь всех творческих планов.
Фото автора