Столицы регионов и даже некоторых государств могут позавидовать Ставрополю | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фото из архива ансамбля «Вольная степь»
Столицы регионов и даже некоторых государств могут позавидовать Ставрополю

Столицы регионов и даже некоторых государств могут позавидовать Ставрополю

26 сентября
19:16

Муниципальному казачьему ансамблю песни и пляски «Вольная степь» недавно исполнилось 20 лет.

За прошедшие годы этот замечательный коллектив полюбился не только ставропольцам, но и жителям разных городов и стран.

Есть такой термин «песенная дипломатия», он относится к любому виду искусства. Настоящего, которое обращено к сердцам и душам людей. И вот когда происходит душевный отклик, происходит и сближение – именно на сердечном уровне... И песня становится понятна без перевода. А если ее сопровождают танец или театрализованная картинка, эта магия притяжения усиливается и совершается много открытий. Через песню, через искусство в целом можно понять о регионе, о стране в целом гораздо больше, чем написано в учебниках или газетах. В этом смысле ставропольский ансамбль «Вольная степь» – яркий представитель песенной дипломатии.

 

Посол культуры города Ставрополя

Он успешно представлял наш город, край, страну на фестивалях и конкурсах в Италии, Португалии, Греции, Боснии и Герцеговине, Сербии, КНДР, выступал перед жителями ДНР, перед российскими военнослужащими на нашей военной базе в Сирии. И даже в тех странах, где жители очень мало или совсем ничего не знали о России, «Вольную степь» принимали восторженно и даже приглашали на гастроли. Так, в Португалии и Италии коллектив побывал несколько раз. Так что нашу «Вольную степь» вполне заслуженно можно назвать ставропольским послом культуры и мира. И это не метафора, а констатация факта. К тому же Ставрополь претендует на звание культурной столицы, а значит вполне по рангу нашему городу и «культурные диппредставительства».

Все, кто отдал свой голос за наш город в онлайн-голосовании, выразили мнение, что Ставрополь достоин носить звание культурной столицы. И директор муниципального казачьего ансамбля песни и пляски «Вольная степь» Александр Берченко полностью это мнение разделяет.

– Такому количеству культурных мероприятий межрегионального и международного масштаба, которые проводятся в Ставрополе в последние годы, могут позавидовать не только региональные столицы, но и столицы многих государств, – говорит Александр Владимирович. – И каждый такой фестиваль, форум, как центр притяжения – духовного, культурного, интеллектуального. Они собирают таланты, привлекают туристов, привлекают молодежь и объединяют ее интересом и любовью к нашей истории, культуре, народной и патриотической песне.

Когда я заговорила о «песенной дипломатии» и представительской миссии «Вольной степи» в разных городах и весях, Александр Берченко согласился:

– В разные периоды мы эту миссию выполняем. И в этом плане нынешний год был очень насыщенным. Так, «Вольная степь» стала обладателем Гран-при фольклорного фестиваля-конкурса «Русское поле», проходившего на Поклонной горе. Это для нас большая победа. В конкурсе принимало участие 60 коллективов. И среди них были очень сильные... Очень... Но Гран-при завоевали мы... Памятен концерт в Звездном городке. А сразу после этого мы выехали на гастроли в Крым. И дали десять концертов в восьми городах. Два из них – для участников СВО. И только что мы вернулись с международного фестиваля в Ростове... Так что да, наверное, нас можно называть «Послом культуры города Ставрополя»...

 

Когда поет степь

Конечно, в родном городе «Вольную степь» знают все. Ансамбль – участник практически всех городских культурных мероприятий, церемоний открытия и закрытия международных фестивалей и форумов, проходящих в Ставрополе. И каждым своим выступлением коллектив покоряет сердца. На концертах этого ансамбля зритель чувствует и слышит, как поет степь.

В мелодии степи – шелест буйного разнотравья, смешанный с топотом конских копыт и завыванием ветра, доносящегося издалека шума большой казачьей станицы. Яркого звучания казачьей песни. Всегда громкой.

Бессменный художественный руководитель «Вольной степи» Василий Васильевич Берченко как-то вспоминал, как станичный старожил объяснял молодежи, почему так громко поют казаки.

– Казачья песня и должна звучать громко, – пояснял дед. – А как иначе? Сотня идеть, кони фыркають, шашки бряцають, а сотник командует запевале: «Заводи!»... Так запевала должен завести так, чтоб всей сотне – от краю до краю – слышно было, чтоб подхватили песню...

...Вообще казачья песня очень сложна для исполнения – и не только технически. Петь ее может далеко не каждый. Были случаи, когда специфику казачьей песни не могли освоить даже профессиональные исполнители. Наверное, что-то еще должно быть у человека, кроме вокальных данных – голос вольной степи его душе должен быть созвучен. Любить надо казачью песню, проживать ее. В коллективе каждый человек – уникален, талантлив, профессионален. И каждый – движим этой самой любовью к казачьей песне. Благодаря этому «Вольная степь» и имеет свой неповторимый колорит, голос, энергетику и характер, а зритель на концертах ансамбля чувствует, как дышит, звучит и поет ставропольская степь... И не только наш ставропольский зритель, для которого это все знакомое и родное. Звучание нашего степного края слышали зрители Московской, Ленинградской, Смоленской, Воронежской, Мурманской и других областей России, жители всех соседних республик. И всегда и везде наших артистов очень тепло принимали...

 

Часть русского мира

А уж сколько воспоминаний о таких вот душевных проникновениях и открытиях во время заграничных поездок! Ну вот хотя бы об Италии, куда сейчас по понятным причинам артистам, несущим зрителям русскую культуру, уже не поехать... Потому что культура (в том числе и казачья песня) – это неотъемлемая часть того самого русского мира, который врагам России поперек горла.

Итак, Италия. Там гастрольный график «Вольной степи» был составлен плотно. Сначала выступали в деревушке Сан-Пьетро-аль-Натизоне. Правда, деревней это местечко можно назвать разве что по количеству жителей. По архитектуре и инфраструктуре это город, только совсем маленький. И что особенно волновало артистов, русских здесь несколько человек только, значит почти никто не знает языка... Боялись, помешает языковой барьер... Ничуть не бывало!

Что самое удивительное, особенно трепетно жители этого маленького итальянского селения восприняли две старые казачьи песни, которые исполнялись а капелла. Это были именно те произведения, которые художественному руководителю «Вольной степи» уже в Ставрополе кое-кто из знатоков зарубежной публики не советовал включать в программу итальянских гастролей: не поймут, мол, у нас-то не все понимают... А вот поняли – достаточно было ведущей выйти на сцену и  совсем немного рассказать о том, кто такие казаки, как они жили в станицах, как их провожали на службу. Ведь обе песни – «Ой ты, калинушка» и «Конь боевой» именно о том, как провожали, как расставались... И когда артисты запели, зрители понимали, о чем они поют, уже без перевода. Потому что в стройном звучании многоголосья была и волной накатывающаяся грусть, и щемящая нота разлуки, и огромная и неизбывная, суровая и трепетная любовь к родной своей стороне, которую, кто знает, доведется ли еще увидеть...

Над залом висела щемящая тишина. А зрители, которые не знали русского языка, смахивали слезы... Значит, они понимали и чувствовали песню душой...

Были слезы и на других концертах – в Удинэ и Триесте. Причем не только во время исполнения а капелла. Зал плакал, даже когда шли веселые театрализованые номера, когда кружила по сцене безудержная карусель лихой казачьей пляски... Здесь как раз было много русских. Для них эти концерты – как встреча с молодостью, встреча с Родиной. И люди не сдерживали слез – ни на концерте, ни потом – когда приходили к артистам за кулисы.

– Кто здесь атаман? – громогласно поинтересовалась, войдя в гримерку, рослая крепкотелая женщина. А потом, протянув художественному руководителю руку, сказала неожиданно тихим, сразу смягчившимся голосом:

– Вы со Ставрополя будете?.. А я – с Чернигова. Спасибо вам... Ваши песни – как глоток свежего воздуха.

Вот интересно бы сейчас узнать, что думает и чувствует эта женщина... Хочется надеяться, что не смогли ей мозги затуманить тамошней пропагандой, изображающей нас агрессорами, не имеющими никакого родства с украинцами...

А тогда за пять дней гастролей артисты слышали много слов благодарности. И не только от русских. От итальянцев – тоже. Даже дети прониклись.

Итальянские дети, с улыбкой вспоминают артисты, существа просто неуемной энергии, которые на месте не могут усидеть обычно ни секунды. На каждом концерте наблюдалось одно и то же: сначала ребятишки резвились вовсю. Они мотались от сцены через зал, прыгали, танцевали, а потом, словно попав под общий настрой, вдруг утихали, пристраивались возле первого ряда и слушали выступление до финальной песни, во все глаза уставившись на сцену и уже не шелохнувшись...

Так вот, когда артисты слышали после концертов: «Ваши песни для нас как глоток свежего воздуха», это было для них самой большой благодарностью...

 

Помнят ли?

...А если говорить об итальянских зрителях (не эмигрантах, а коренных жителях), то многие из них название нашего города впервые на афишах «Вольной степи» прочитали. Артисты им юбилейные альбомы дарили, календари, фотографии Ставрополя. Итальянцы очень радовались – они народ темпераментный, громко благодарили и спрашивали: «А где ваш город находится? Россия ведь большая»... И искренне удивлялись, услышав, что на Кавказе... Они были уверены, что Кавказ – это война, которую Россия развязала против свободолюбивых горских народов. Им так по телевидению рассказывали. Так же, как и сегодня рассказывают, географические названия только изменились. А методички те же самые.

Так вот, на концерте «Вольной степи» доверчивые итальянцы поняли, что их, мягко говоря, дурили по поводу России. По крайней мере, Ставрополь, который тоже на Кавказе, у них стал ассоциироваться с радостью, с проникновением, с «Вольной степью», с русской культурой. Они в этом искренне признавались. Коллектив это помнит. Есть надежда, что итальянские зрители, для которых казачий ансамбль из Ставрополя, когда-то открыл русский мир и русскую душу, тоже об этом помнят...

Фото из архива ансамбля «Вольная степь»

Читайте также

Спасибо тем, кто дарит людям хорошее настроение

В минувший четверг в большом зале администрации Ставрополя чествовали работников культуры города.

26 сентября

Престижный статус Ставрополя зависит от каждого из нас

В России продолжается народное голосование за звание «Культурная столица 2027 года», по итогам которого назовут город–победитель. Этот конкурс был впервые объявлен в 2022 году Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Конкурс призван поддержать культурное и социальное развитие российских городов, сделать их максимально интересными для туристов, показать самобытность, раскрыть дополнительные экономические возможности территорий.

26 сентября

Город солнца, минеральной воды и терренкуров

О Кисловодске мне всегда хотелось написать не только потому, что известен он далеко за пределами нашей Родины и стремительно приближается к статусу города-курорта мирового значения. Во всяком случае, учитывая сегодняшние темпы развития отечественной инфраструктуры гостеприимства, все шансы для этого есть.

26 сентября

Мы так устроены…

Мы так устроены, что нет таких действий человека, которые бы не преследовали каких-либо, причем достаточно конкретных, целей. Для большинства это приумножение своего материального достатка, для некоторых усилия, направленные на поддержание здоровья и т. п. Немногие полезностью своей жизни могут сопровождать иных всю жизнь, а другие помощью сиюминутной направленности суммируют этот глобальный план. То есть одни подпитывают других.

26 сентября