В Музыкальной гостиной Ставропольского краевого музея изобразительных искусств прошел концерт «Красота, спасающая мир» струнного квартета городской капеллы «Кантабиле».
Много лет назад мне довелось прочесть статью в медицинском журнале о силе воздействия музыки на жизненно важные органы человека. Объектом исследования стал струнный квартет, исполнявший музыку Вольфганга Моцарта. Несмотря на то, что музыканты были разного возраста и пола, у всех во время игры на датчиках оказались абсолютно идентичные показания частоты пульса и давления. Огромная сила музыки сумела подчинить своей воле разных людей и заставить в унисон биться их сердца.
Давно известно, что красивая благозвучная музыка благотворно влияет на самочувствие и настроение людей и вызывает положительные эмоции. Именно это приводит ставропольских меломанов в органный зал и Музыкальную гостиную краевого музея изобразительных искусств на концерты городской капеллы «Кантабиле» под бессменным художественным руководством заслуженного работника культуры РФ Татьяны Кошанской. Коллектив уже более 30 лет радует своих верных почитателей.
Квартет – искусство для избранных
Это действительно тонкое искусство игры в камерном ансамбле и, прежде всего, для каждого из четырёх музыкантов, обладающих необходимым профессионализмом и умеющих быть вместе. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе». В составе квартета «Кантабиле» партию первой скрипки исполняет Татьяна Кошанская, вторая скрипка – Инна Недосека, альт – Марина Олейникова, виолончель – Светлана Полянская.
Игру этого коллектива отличают стабильность, эмоциональная наполненность, искусство владения штриховой техникой, красивый звук и ритмическая устойчивость. Эти качества очень важны для музыкантов, так как, обладая ими, каждый является солистом в квартете, должен уметь подчиняться воле руководителя и быть в ансамбле на одной музыкальной волне.
Форма струнного квартета впервые появилась в творчестве венского классика Йозефа Гайдна в XVIII веке и достигла расцвета в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. Вот уже почти три века эта форма музицирования любима исполнителями. Для струнного квартета композиторы пишут музыку, делаются обработки многих популярных пьес, которые прозвучали в Музыкальной гостиной музея изобразительных искусств и были тепло встречены благодарными слушателями.
Киты советской классической музыки
Имена великих советских композиторов Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Георгия Свиридова вошли в историю мирового музыкального искусства, а их произведения звучали в исполнении выдающихся музыкантов в самых престижных залах на всех континентах. Отрадно было слушать в концерте обработки для струнного квартета популярных пьес этих талантливых композиторов.
Программу концерта открыл «Гавот» из «Классической симфонии» Сергея Прокофьева, которую автор называл «музыкой в моцартовском стиле». «Гавот» – старинный французский танец, прозвучал изящно, светло, с оттенком пасторали. «Танец антильских девушек» – интермеццо из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», в основе которого лежит трагедия Уильяма Шекспира о гибели молодых влюблённых. В балете этот номер называется «Танец девушек с лилиями». Он был исполнен томно, нежно, воздушно, вползвука – с сурдинами.
Творчество Дмитрия Шостаковича было представлено «Галопом» из музыки к кинофильму «Овод» режиссёра Николая Мащенко. В этой пьесе квартет изобразил аллюр – быстрый бег лошади и накал жизненных эмоций. Известно, что Дмитрий Дмитриевич всю жизнь писал музыку для кино. Вершиной в этом жанре стала его музыка к кинофильмам режиссёра Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир».
«Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна был наполнен изяществом и грацией на фоне прихотливого танцевального ритма.
В 1964 году режиссёр Владимир Басов обратился с просьбой к Георгию Свиридову написать музыку к кинофильму «Метель» по одноимённой повести Александра Пушкина. Так появились гениальные музыкальные иллюстрации к великолепной прозе великого поэта. В концерте прозвучали два номера. В «Вальсе» квартет нарисовал картину домашнего праздника в небогатой провинциальной усадьбе. В исполнении «Романса» мы прочувствовали подражание лучшим образцам русского бытового романса XIX века с ярко выстроенным кульминационным планом и большой эмоциональной отдачей.
Знакомство с музыкой российских композиторов
В программу концерта художественный руководитель коллектива Татьяна Кошанская включила первую часть из «Сюиты в старинном стиле» под названием «Балет» композитора Альфреда Шнитке. Это произведение, талантливо стилизованное под музыку эпохи барокко, было написано по просьбе выдающегося скрипача Марка Лубоцкого для студентов консерватории. Популярность сюиты велика. Сделано много переложений для различных инструментов и камерных ансамблей, в том числе и для струнного квартета.
Могу предположить, что для некоторых слушателей стало приятным открытием творчество одного из ведущих композиторов Сибири, выпускника Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки Сергея Кравцова. Его талант был многогранен. Очень горько писать об этом необычайно одарённом человеке в прошедшем времени. Сергей Кравцов мог стать художником, литератором, поэтом, но выбрал музыку. Он рано ушёл из жизни, но успел сделать много. Чувство стиля, любовь к слову, стремление к гармонии и порядку в музыке и жизни стали основой для создания большого количества интересных опусов. Юношеская влюблённость в творчество группы «Битлз» из Ливерпуля отразилась в музыке Сергея Кравцова. Так частью его Concerto grosso (Большой концерт – жанр, зародившийся в эпоху барокко в Италии в XVII веке) стала обработка народной английской песни, которую пели «Битлз», лихо исполненная струнным квартетом «Кантабиле».
«А голос так дивно звучал...»
Программу концерта «Красота, спасающая мир» украсила певица лауреат международного конкурса Елена Тонких. Её голос широкого диапазона органично сливался с чутким звучанием струнных инструментов. Для некоторых зрителей сенсационным стало известие о том, что авторство любимой всеми Ave Maria, которое долгие годы приписывали итальянскому композитору XVI века Джулио Каччини, на самом деле принадлежит русскому гитаристу-лютнисту Владимиру Вавилову, чья удивительная скромность не позволяла ставить своё имя на нотах. Елена наполнила обращение к Деве Марии одухотворённостью и искренностью.
Совершенно другой предстала певица в «Песенке Пепиты» из оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер», наделив героиню юмором и задором, продемонстрировав колоратурные возможности голоса.
Задумчиво, с оттенком лёгкой ностальгии был исполнен «Романс» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского из кинофильма «Дни Турбиных» режиссёра Владимира Басова.
С истинно казачьим напором Елена спела песню Матвея Блантера на стихи Ильи Сельвинского «Черноглазая казачка», которая более полувека является настоящим советским хитом.
С улыбкой слушали зрители в исполнении Елены Тонких заводную «Шутку» Валерия Гаврилина на стихи Альбины Шульгиной, созданную композитором по просьбе известного эстрадного певца Эдуарда Хиля.
«Вначале было слово...»
И это, действительно, так. Именно слово ведущей программы концерта почётного деятеля искусств Ставропольского края, члена Союза театральных деятелей РФ Галины Близно стало проводником и надёжной связующей нитью между артистами и публикой. Умение достойно представить коллектив и держать зрителей в неослабевающем интересе в течение длительного времени, хорошая артистическая школа, широкие музыковедческие знания, грамотно выстроенная фразировка, чёткая дикция отличают работу Галины на сцене в качестве ведущей. И отдельно хочу отметить глубокий грудной контральтовый тембр голоса, красками которого актриса умело пользуется и который, однажды услышав, невозможно забыть...
Довольные встречей с прекрасными произведениями выдающихся композиторов в ярком исполнении струнного квартета под руководством Татьяны Кошанской, солистки Елены Тонких и музыковеда Галины Близно, зрители благодарили артистов аплодисментами и словами признательности за доставленное удовольствие и хорошее настроение.
Татьяна ДАНИЕЛЯН,
заслуженный работник культуры РФ,
член Союза журналистов России.
Фото автора