В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова представили премьеру комедии по пьесе Евгения Шестакова «Три плюс кот» (16+)
Незамысловатую историю о разведенном холостяке, который пытается вновь наладить свою личную жизнь, поставила заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова. Заслуженный художник РФ Валерий Мелещенков выступил как художник-постановщик спектакля. Музыкальное оформление осуществила почетный работник культуры СК Евгения Сафронова.
Сюжет как будто взят из обычной жизни: у молодого мужчины позади развод, тоскливая жизнь в маленькой «двушке», больше похожей на «однушку», телевизор, чипсы… Всё было бы так банально и рутинно, если бы не кот – простой… говорящий кот. А так, ничего особенного. У него даже клички нет, просто – кот.
В истории мировой литературы и драматургии «котовская тема» встречается нередко. Писатели любят использовать кошачьи антропоморфные образы в своих произведениях. Вспомнить хотя бы философствующего персонажа у Эрнста Теодора Гофмана в «Житейских воззрениях кота Мурра». В Японии начала XX века получил популярность ироничный персонаж из книги Нацумэ Сосэки «Ваш покорный слуга кот». А чем плох булгаковский Бегемот из «Мастера и Маргариты»?! У нас в 1990-е в соответствии с веяниями времени во многих театрах ставили «Кысю» автора знаменитой «Интердевочки» Владимира Кунина, а антрепризным спектаклям, в которых пушистый главный герой ведет себя как животное и при этом еще и матерится, аплодировала публика от Сахалина до Калининграда… В этих образах есть нечто общее. Все они говорят и вообще обладают исключительно человеческими качествами. К тому же свысока смотрят на людей, критикуют их по любому поводу и советуют. Одним словом, всячески дают понять, что именно коты – это существа высшего порядка.

Главный герой пьесы «Три плюс кот» – Сергей (заслуженный артист РФ Игорь Барташ). Автор не раскрывает род его деятельности, но нетрудно догадаться по интеллигентным манерам, что Сергей, вероятно, аккуратный, исполнительный, «среднестатистический» офисный клерк. Актер Игорь Барташ придал своему персонажу черты мягкого, слегка наивного человека, предпочитающего избегать конфликтов. И в том, что первый брак закончился разводом, похоже, нет его вины. У Сергея большое доброе сердце, поэтому неудивительно, что в его квартире живет когда-то подобранный на улице наглый, ленивый кот (заслуженный артист РФ Александр Жуков), забывший, кто в доме хозяин.
Следует отдать должное режиссеру-постановщику спектакля Ирине Баранниковой, которая не стала придавать этому персонажу внешние признаки домашнего животного: никаких шерстяных ушей и хвоста, нарисованных усов… Сказано у драматурга, что это кот – значит кот, который в исполнении Александра Жукова получился вполне естественным. Хорошо и то, что удалось избежать соблазна воспользоваться интонациями кота Матроскина. Хотя порой возникало подозрение, что Сергей – это сильно повзрослевший дядя Федор, который забыл мудрые слова своего отца, говорившего: «Был бы у меня такой кот, я, может, и не женился бы никогда».
Понятно, что пьеса написана с юмором, однако сюжет построен на вполне типичном конфликте, как будто скопированном из обычной жизни: развод, встреча с другой женщиной и надежда на то, что впереди еще возможна счастливая семейная жизнь, появление бывшей жены, с которой не все связи оборваны… По закону жанра для развития сюжета нужна искра. Понятно, что встреча «бывшей» и «будущей» на одной территории может вызвать целый фейерверк. Так и вышло.
В роли бывшей жены Сергея зрители увидели почетного деятеля искусств СК Елену Днепровскую. Вера в ее исполнении яркая, импульсивная, переполненная самыми разными эмоциями. В какой-то момент кажется, что она появилась в квартире Сергея только для того, чтобы вывести его из себя, как это было уже не раз. А может, она хочет убедиться, что ему без нее очень плохо?.. Или пришла проверить, не появилась ли в его жизни другая женщина?.. Вера такая противоречивая и многогранная, что от нее можно ожидать всего одновременно.
Когда к Сергею в гости приходит его новая знакомая - Юля (актриса Ольга Писаренко), он, не желая того, оказывается меж двух огней. С одной стороны - бывшая жена, с угрожающе поднимающейся чугунной сковородкой в руках, с другой - подруга, истинные намерения которой пока не вполне ясны. И даже большой стол на время начинает ассоциироваться с квадратом боксерского ринга.
Юля в исполнении Ольги Писаренко – персонаж непростой. Даже у кота возникают подозрения, что она появилась в доме Сергея не просто так, что есть какой-то корыстный мотив у этой красивой девушки.
Пожалуй, кот в этой ситуации оказался самым вменяемым, разумным и предсказуемым существом. Есть же версия, что у кошек девять жизней. Так вот, у кота, живущего в тесной «двушке» с холостяком, вероятно, за плечами оказался богатый опыт нескольких предыдущих воплощений, поэтому он знает, как избежать возможных неприятностей и расположить к себе людей.
Можно предположить, что кот – это альтер эго Сергея. Возможно, его лучшая версия. Он такой, каким Сергею хотелось бы быть: решительным, уверенным в себе, харизматичным.

Юля – современная, с развитым интеллектом, достаточно прямолинейна. Появление Веры помогло раскрыть и другие качества героини. Юля проявляет удивительную эмпатию в отношении потенциальной соперницы, и, похоже, на Сергея она обратила внимание, руководствуясь только чувствами, а вовсе не расчетом.
В спектакле есть персонаж, который не предусмотрен в пьесе. Это черная кошка (Анастасия Окунева). Нет, она не разговаривает, зато прекрасно поет. Появление кошки приводит сюжет в финале к ощущению абсолютной гармонии. И кому после этого захочется спорить с популярным выражением: без кота жизнь не та?!
Премьера спектакля состоялась в минувший понедельник на малой сцене. Судя по информации на официальном сайте театра, увидеть «Три плюс кот» в текущем месяце и даже в следующем весьма проблематично – билеты раскуплены. 25 марта спектакль впервые покажут в традиционном формате – в большом зале, и ставропольским театралам будет проще попасть на премьерную постановку.
Фото Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова