Театральная история  в архивных частностях | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
В этом году Ставропольскому театру драмы исполнится 180 лет
Театральная история  в архивных частностях

Театральная история  в архивных частностях

13 января
16:41

В этом году старейший театр на Северном Кавказе - Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова отметит свой солидный 180-летний юбилей.

Театров с таким стажем, имеющих почти двухсотлетнюю историю, в России не так уж много. Они по праву гордятся своим прошлым, наш театр-юбиляр не является исключением. Записки театрального блогера «Ставропольская сцена в лучах истории» (автор - Владимир Лычагин. – От ред.) были изданы при содействии Союза театральных деятелей РФ и правительства Ставропольского края двумя тиражами, книга оценена премией губернатора Ставрополья в области литературы имени А. Губина.

За обложкой этой книги осталось много любопытных мелких исторических фактов из жизни Ставропольского драматического театра, примеры которых колоритно характеризуют провинциальную жизнь дореволюционной, советской и современной театральной России. «Архивные частности» предполагается опубликовать накануне юбилея чередой статей в сети Интернет, проливая свет на сегодняшнюю жизнь театра-юбиляра откликами на премьеры, творческими портретами артистов, заслуженных работников постановочной части, без труда которых невозможен показ спектаклей.

Необходимо воздать должную благодарность Государственному архиву Ставропольского края, Ставропольскому государственному музею-заповеднику имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова за возможность работы с бесценными фондами газетных и журнальных собраний, оригиналов документов, фотографий, книг, без которых невозможен труд любого исследователя.

Театральная улица в Ставрополе на старой открытке

Многие факты российской театральной истории и, в частности, Ставропольского театра драмы можно было извлечь из знаменитого дореволюционного еженедельного журнала «Театр и искусство», более двадцати лет издаваемого в Петербурге под редакцией знаменитого театрального критика А. Кугеля и издателя З. Тимофеевой. Журнал освещал деятельность столичных, провинциальных, зарубежных театров, поддерживал связь со своими театральными корреспондентами в Ставрополе.

Следует напомнить читателю, что за всю свою историю Ставропольский драматический театр никогда не работал в приспособленных помещениях, для него были специально спроектированы и построены пять зданий - три «зимних», два «летних». До революции труппа театра была антрепризной, то есть приглашенной на определенный срок работы, после завершения которого  ее сменяла другая, приезжий коллектив актеров во главе с антрепренером-хозяином. В 1904 году, отмечает журнал, в отремонтированном зимнем театре Иванова с первого ноября давались спектакли драматической труппой дирекции Похилевича. Газета «Северный Кавказ», подводя итоги сезона, отмечала, что убытки антреприза не имела, может быть, был даже небольшой барыш. При умелом ведении дела, замечает газета, можно получить в Ставрополе за четыре – четыре с половиной месяца до 26 тысяч валового сбора, без особого напряжения обывательских карманов.

Корреспондент журнала в другом репортаже описывает попытку ставропольской антрепризы показать спектакль в выездном варианте в селе Янкуль (нынешнего Андроповского муниципального округа), где на волостном сходе земский начальник убеждал крестьян пустить показ спектаклей украинской труппы в здании волостного правления. Раздались голоса: «Нэхай наймут другое, або выстроят балаган, а то як почнут гвозды быть, то повертят уси стены».

Господин земский начальник объяснил, что гвоздей не будут бить, а если и забьют, то только один в потолок, для лампы, без чего нельзя обойтись. «Знаем, як одын: там одын, а там другой, та и поковырают уси стены», - слышались голоса. В конце концов авторитет земского восторжествовал… Говорите после этого о «трогательной любви народа к театру», заключил горестным восклицанием автор свой репортаж.

В текущей российской и ставропольской газетно-журнальной периодике XIX века рецензии на спектакли и критические обзоры итогов сезонов были привычными и не всегда комплиментарными, как это делается в нынешних театральных публикациях. Подобный пример профессионального аргументированного критического анализа являет обзор сезона 1883 года в «Ставропольских губернских ведомостях» от 5 февраля в статье автора, скрывшегося под псевдонимом Икс.

«Во вторую половину театрального сезона г-жа Медведева поднесла нам сюрпризы в лице госпожей Рене и Лавровской, и господ Лядова и барона Розена. Надо сознаться в том, что с этими вновь приглашенными актерами и актрисами наша труппа, близкая к вымиранию, как будто ожила и дела г-жи Медведевой пошли прекрасно в материальном отношении, так как почти каждый вечер театр бывает битком набит.

Но эти сборы вновь приглашенные артисты да не припишут всецело себе, так как они ничего собою особенного не представляют. Сборы надо приписать главным образом праздникам, которые включены все во вторую половину сезона, завершающегося грозным великим постом, сразу прекращающем все увеселения».

Далее, оценивая работу барона Розена в роли Отелло, критик пишет: «Барон Розен почему-то считает себя трагиком и, пожалуй, великим, но смею уверить, что в этом он горько ошибается. Прежде чем приступить к созданию или представлению какого-либо героя Шекспира, барон Розен даже не заинтересовался спросить кого-либо, или узнать это другим путем, как вообще артисты более или менее удавшиеся принимались и принимаются за Шекспира. У которых часто месяцы, даже годы проходят над изучением какого-либо замечательного типа Шекспира. Для этого прочитывается вся литература, главным образом критика, не игнорируется и история.

Сохрани Бог меня требовать от барона выполнения всех означенных условий, у нас в глуши, в Ставрополе, но вместе с тем мы имеем право требовать от него хотя бы более или менее добросовестного отношения к делу.

Неужели вымазать себе лицо ваксою или сажею, да еще как вымазать капитально, подымать ежеминутно руки к Аллаху, наклонять голову в правую сторону, реветь бабьим голосом, поминутно хвататься за шпагу и выпускать изо рта какую-то подозрительную жидкость, вызывающую смех в публике, значит представлять Отелло.

Розен до сих пор, видно, не знает грамматическое и логическое ударение, смешиваются они у него на каждом шагу. Ни повышения, ни понижения речи, и из этого выходит то, что слова зазубренные произносятся, повторяются как попугаем, вследствие такого сумбура и не поймешь, что говорится на сцене.

Самая трудная сцена задушения Дездемоны выполнена весьма балаганно, барон похлопал подушкой по лицу Дездемоны, и она почти была задушена, закричавшая что-то похожее на караул.

Правда, Розену галерея аккуратно хлопала, но, мне кажется, порядочный актер не должен довольствоваться этим».

Такого нелицеприятного анализа работы труппы, актера нынче редко встретишь в печати, наша добродушная публика «зацелует» любой спектакль и любую главную роль бурными овациями с восторженным вставанием с мест.

Иные времена, иные театральные нравы. Добродушные газетно-журнальные в том числе.

Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог.

Фото  Александра ПЛОТНИКОВА

Читайте также

Майский аншлаг в ставропольских музеях

Как историк по образованию, я отношусь к музеям и их работникам с большим уважением. Более того, неоднократно освещал в газете выставки и другие мероприятия. Но вот об одной из самых ярких акций «Ночь музеев» еще ни разу не писал. В нынешнем году данный пробел я исправил, побывав на этом уже давно полюбившемся жителям и гостям нашего города культурном событии.

19 мая

День пионерии в СССР: по следам советской эпохи

Время летит неумолимо, и с этой истиной, при всей ее банальности,  не поспоришь. Когда мой возраст перевалил за пять с половиной десятков лет,  все чаще память стала возвращать меня в далекие годы детства и юности. Многое тогда было впервые и почти все впереди. Иной раз прогуливаюсь по центру родного города, и вдруг возникшая перед глазами картинка из прошлого как будто невзначай кольнет прямо в самую душу. Становится одновременно светло и грустно, и хочется этим с кем-то поделиться. Например, воспоминаниями о пионерском детстве и, если можно так выразиться, «пионервожатской» юности. А поводом стала дата 19 мая, когда в России отмечается День детских общественных объединений и организаций, который в советские времена назывался проще и понятнее – День пионерии.

19 мая

«ЛизаАлерт»: поиск в режиме нон-стоп

С началом летнего сезона тема безопасности детей и взрослых вновь становится особенно актуальной. В связи с этим руководство легендарного поискового отряда решило рассказать журналистам, насколько часто происходят случаи с потерявшимися людьми в регионе, как изменилась работа добровольцев, дать советы родителям перед каникулами.

19 мая

В ставропольской «Доброшколе» поставили спектакль о мужестве и силе духа

Год 80-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал особо значимым в жизни специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №36 Ставрополя. Этому старейшему учебному заведению России в ноябре исполнится 103 года. Здесь обучаются и воспитываются дети-инвалиды, лишённые слуха

19 мая