Тепло должно быть всегда!

Появление депутатов в стенах «Вечернего Ставрополя» — дело обычное. Народные избранники приходят сюда с идеями, с тревогами, порой — за поддержкой, зная немалую роль газеты в формировании общественного мнения. Вот и на этот раз депутат городской Думы Олег ПЕТРОВСКИЙ сразу заявил, что очень надеется на помощь газеты. Стоит сказать, что это один из самых «старых» депутатов – избран в Думу города четвертый раз подряд. А пришел он потому, что очень обеспокоен будущим «Теплосети».
Надо сказать, что в последние годы предприятие это у горожан на слуху. В редакцию пришло не одно письмо по поводу высоких, на их взгляд, тарифов на тепло. Возможно, нашим читателям и станет что-то понятно из диалога с депутатом.

— По роду своих занятий я детально ознакомился с производственной деятельностью и экономическим положением этого предприятия. Думаю, не надо много говорить о том, что сегодня ОАО «Теплосеть» — основная теплоснабжающая организация в Ставрополе. На ее долю приходится почти 100 процентов тепла, поставляемого населению, школам, больницам, детским садам, словом – социальной сфере.
А состояние этого теплоэнергетического городского хозяйства на сегодня буквально критическое. Из-за постоянного недофинансирования затрат на производство тепла износ котельных, котельного оборудования, тепловых сетей перевалил за критическую отметку – больше 70 процентов.
— Насколько я знаю, население с 2005 года начало оплачивать 100 процентов затрат, до этого времени часть расходов предприятию дотировал городской бюджет. Сейчас «Теплосеть» стала ОАО — акционерным обществом открытого типа. Так, спрашивается, в чем вопрос?
— Начнем с того, что все имущество «Теплосети» стоимостью 800 миллионов рублей принадлежит администрации города Ставрополя. «Теплосеть» взяла его в аренду. У нее самой почти ничего нет.
Когда «Теплосеть» была муниципальным предприятием, она вкладывала в свое развитие капитальные вложения в виде амортизационных отчислений, которые заложены в тарифе и оплачиваются потребителем.
Но вот предприятие акционировалось, и у него источник капитальных вложений в виде амортизационных отчислений преобразовался в арендную плату.
Это продиктовано действующим законодательством. Теперь амортизационные отчисления по Налоговому кодексу может начислять только собственник – то есть администрация города Ставрополя. Казалось бы, ничего плохого в этом для «Теплосети» нет. Ведь сама экономическая природа амортизационных отчислений такова, что они должны использоваться только на восстановление того имущества, на которое начислены.
По договорам аренды собственник – администрация города Ставрополя — возложил обязанность проводить текущий и капитальный ремонт на арендатора. Бремя же ответственности за реконструкцию он взял на себя.
Сегодня собственник начисляет 29 миллионов амортизационных отчислений, но на восстановление своих основных средств их не направляет. Вот в чем основная проблема.
— Вы разделяете капитальный ремонт и реконструкцию – какая между ними разница?
— Очень большая. Это совершенно разные вещи. Реконструкция проводится тогда, когда полностью отработан эксплуатационный ресурс оборудования, то есть его нельзя восстановить капитальным ремонтом. Полный износ, нуль. Проводя реконструкцию, предприятие увеличивает не свою балансовую стоимость, а муниципальную. Ведь все его хозяйство принадлежит муниципалитету.
— Предприятие, естественно, платит за аренду?
— Да, на основании договоров «Теплосеть» направляет в бюджет города арендную плату. В 2009 году она планирует перечислить 31 миллион рублей. Потребитель заплатил – она перечислила. Деньги сегодня свалены в один мешок в виде арендной платы в доходную часть бюджета. Между тем основы ценообразования в области тепловой и электрической энергии говорят, что арендная плата в объеме амортизационных отчислений, безусловно, должна возвращаться на реконструкцию и обновление теплоэнергетического хозяйства. А что получается? Сегодня предприятие перечисляет в бюджет 31 миллион рублей и не получает от собственника даже те амортизационные отчисления, которые призваны использоваться только на восстановление имущества.
— Должен же собственник получать какой-то доход.
— Собственник в первую очередь должен поддерживать в нормальном состоянии то имущество, которое он сдал в аренду. Если он не будет возвращать деньги на восстановление хозяйства, то ему на следующий год сдавать будет нечего. Собственник должен тратиться на поддержание своего имущества — а как иначе?
Тем более, и я это специально подчеркиваю, что речь идет об особо значимом социальном предприятии, которое несет ответственность перед городом за бесперебойное и качественное теплоснабжение. Это понимают и в Думе, и глава города, с которым мне неоднократно приходилось беседовать на эту тему. Давайте представим город хотя бы на несколько часов без тепла. Или вспомним аварию, случившуюся в Юго-Западном районе в 1994 году. Тогда авария на тепловых сетях принесла огромный ущерб и внутридомовым коммуникациям. Были разорваны батареи, внутридомовые сети, тепловые узлы в подвалах. Срочно переселяли больных из больниц.
— Сама «Теплосеть» в чем видит выход?
— Сегодня предприятие, на мой взгляд, выступает с очень разумным предложением. Оно просит собственника передать ему обязательство по проведению реконструкции. «Теплосеть» будет проводить работы, предъявлять их собственнику в открытом и абсолютно прозрачном виде, а тот — расплачиваться за них в счет арендной платы. Это допускается статьей 614 Гражданского кодекса. В ней говорится, что арендная плата может устанавливаться в разных видах. В том числе — и в виде возложения на арендатора обусловленных договором улучшений состояния имущества. Мне удалось найти понимание по вопросу необходимости внесения изменений в устаревшие решения Думы и в прокуратуре края — некоторые из решений противоречат ныне действующему законодательству РФ.
— Какая сегодня у «Теплосети» рентабельность? Нам, потребителям, не кажется, что предприятие дешево продает тепло.
— Думаю, вам не надо говорить о том, что ОАО «Теплосеть» — регулируемая организация, тариф ей утверждает региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Кроме того, Правительство РФ ежегодно устанавливает предельный уровень роста тарифов. А «Теплосеть» Ставрополя всегда имеет рост тарифа ниже предельного уровня, установленного для края.
Что касается рентабельности, то за 2007 и 2008 годы — это меньше одного процента. Почему такая низкая? Да потому, что малая коммунальная энергетика как социально значимый объект всегда низкорентабельна. В этой сфере нельзя иметь прибыль, нельзя наживаться. За те деньги, что платит потребитель, предприятие должно хотя бы поддерживать и обеспечивать бесперебойное теплоснабжение. А также гарантировать, что и на следующий год люди без тепла не останутся.
Нельзя не сказать и о том, что сегодня у предприятия очень большая затратность. Почему? Да потому, что сети изношены, они неэкономичны, нерентабельны, котлы имеют низкий КПД. В котельных установлены 100 чугунных котлов, КПД которых — не больше 70 — 80 процентов. Между тем уже давно есть водонагревательные котлы с КПД 90 процентов. И трубы сейчас укладываются другие — металлические в полиуретановой изоляции. Срок их эксплуатации в полтора раза больше, а потери снижаются в разы. Снижается затратная часть — снижается тариф, это же ясно.
— Вы сказали о критическом состоянии теплоэнергетического хозяйства города. Какие объекты вызывают наибольшую тревогу?
— На предприятии разработаны две муниципальные программы, которые необходимо было принимать еще в начале года и срочно их выполнять. В них все подробно и доходчиво описано. Но на тот период понимания важности этого вопроса в комитете городского хозяйства найти не удалось. Как следствие, не удалось найти его и у депутатов. Сегодня ситуация понемногу, но меняется. Я, используя свое право законодательной инициативы, внес в Думу проект решения, которое позволит исправить положение в этом большом хозяйстве. Ведь в «Теплосети» — 200 километров сетей и 72 котельные. Самая большая из них отапливает 329-й квартал, то есть почти весь Юго-Западный район города. Эта котельная построена в 1980 году. Срок эксплуатации котлов — 20 лет. На сегодня они проработали 29, срок эксплуатации был продлен за счет капитального ремонта. Но дальше котельная эксплуатироваться не может, не разрешит Ростехнадзор. Надо проводить реконструкцию. Между тем замена одного котла стоит 90 миллионов рублей.
А котельные в подвалах жилых домов? В городе их шесть, и тоже есть запрет Ростехнадзора на их работу. Стоит напомнить, что котельные относятся к особо опасным производственным объектам. А котельные в подвалах давно отработали свой срок. Их надо срочно убирать из домов, что тоже потребует немалых денег. Поскольку все котельные находятся в исторической зоне, к ним нельзя провести сети и подключить к рентабельным котельным. Значит, нужна проектная документация, отвод земли и так далее. И что делать в этой ситуации без денег? Как и во множестве других.
Депутаты городской Думы не раз обсуждали положение в «Теплосети» на заседаниях комитетов, выезжали в котельные. Безусловно, все понимают, насколько эта теплоснабжающая организация важна для города. По большому счету, слово за Думой, которая может принять решение о внесении изменений в методику расчета арендной платы. В результате этого «Теплосеть» сможет направлять арендную плату на реконструкцию, капитальный ремонт арендуемого имущества. Вот в этом заключается суть моих предложений, которые будут рассмотрены депутатами на предстоящем заседании Думы 25 марта. А завтра состоится совещание в администрации по этому вопросу, которое собирает глава города Николай Иванович Пальцев, болеющий за город душой.



Последние новости

Все новости

Объявление