40 лет музею истории органов внутренних дел Ставропольского края
Всё начиналось с идеи. И принадлежала она Витиславу Ходареву. Многие на Ставрополье помнят Витислава Васильевича как талантливого поэта, бравого казака. А тогда, четыре десятка лет назад, он, подполковник внутренней службы, заместитель начальника по воспитательной работе кадров Главного Управления МВД по Ставропольскому краю, предложил организовать ведомственный музей и с завидным энтузиазмом взялся за практическое воплощение собственной идеи.
Музей и новые традиции
Постепенно была собрана коллекция документов, фотографий, воспоминаний, писем, личных вещей героических сотрудников, уникальных вещдоков и других экспонатов. 8 мая 1984 года состоялось торжественное открытие музея. Он располагался тогда в маленьком помещении здания ГУ МВД СК.
Как рассказала начальник экспозиции майор внутренней службы Анжела Терпогосова, вторую жизнь, современный дизайн и новое оборудование музей получил в 2018 году. По решению начальника ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю генерал-лейтенанта полиции Александра Олдака и его заместителя генерал-майора внутренней службы Владимира Хомутова в центре города была открыта новая экспозиция. Создавать ее по всем правилам помогали научные сотрудники Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
– Большую частицу своей души в этот музей вложил Владимир Анатольевич Хомутов, – рассказала Анжела Терпогосова. – Он был человеком творческим, неравнодушным, во всё вникал, во всем помогал. После открытия музея Владимир Анатольевич ввел новую традицию. Здесь, в торжественной обстановке, в присутствии руководства, представителей Совета ветеранов, общественного совета при управлении МВД стали вручать офицерские погоны вновь принятым на службу сотрудникам.
Царская полиция, губернская милиция и «преступные типы»
Экспозиция начинается с рассказа о создании полиции в России. Как и многие другие государственные структуры, она была организована при Петре I. В 1718 году император своим указом учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию во главе с генерал-полицмейстером.
В витринах представлены копии документов, иллюстрирующие период становления правоохранительных органов сначала в уездном, а затем и в губернском Ставрополе. К тому времени, как наш город стал административным центром Кавказской области, преобразованной в 1847 году в Ставропольскую губернию, общее руководство полицией осуществлял сам губернатор. Тогда в «органах» Ставрополя служили всего 77 человек (включая пожарных, деятельность которых тоже находилась в ведении полиции). Каждый экспонат может стать отправной точкой рассказа о событиях давней истории нашего края и его административного центра, о деятельности правоохранительных органов и нравах местных жителей. Здесь, к примеру, можно увидеть реальные портреты «преступных типов», содержавшихся в ставропольском тюремном замке в конце XIX века.
В начале 1900-х годов изменения в жизни общества отразились и на деятельности полиции. В состав ведомства внутренних дел вошли подразделения полицейской стражи, которые принимали участие в подавлении революционных выступлений 1905-1907 годов.
Создатели музея уделили особое внимание теме организации работы правоохранительных органов на Ставрополье после Февральской революции 1917 года. В то время охрана правопорядка была передана новой структуре. Первым начальником губернской милиции назначили Александра Пономарева. Выпускник юридического факультета Московского университета, он профессионально исполнял свои обязанности на посту наркома внутренних дел и труда Ставропольской губернии.
Имена, оставшиеся в истории
Интересно, что в послужном списке героического участника трёх войн, георгиевского кавалера генерала армии Иосифа Апанасенко также значится должность начальника Ставропольской губернской милиции. Он занимал ее с 1921 по 1924 год. Современники рассказывали о редких профессиональных и человеческих качествах Иосифа Родионовича. В голодные 1920-е годы было много беспризорников. Дети, оставшиеся без родителей и крыши над головой, воровали, просили милостыню, выживали, как могли. Иосиф Родионович нередко забирал с улицы голодных ребятишек к себе домой. Матери, Василисе Федоровне, он говорил: «Надо накормить и обогреть. Это наше будущее». В его большой семье было более 20 приемных детей, которым он фактически спас жизнь. По предложению Иосифа Апанасенко в 1923 году городские власти открыли приют для детей-сирот.
На экскурсиях посетителям музея рассказывают о сотрудниках Наркомата внутренних дел, погибших при выполнении служебного долга. Один из них – начальник Ставропольского оперсектора ОГПУ Виктор Гофицкий. Он возглавил операцию по подавлению вооруженного восстания против политики коллективизации в селе Медведском и был смертельно ранен. Местные жители решили переименовать село в честь героя. С тех пор на карте Ставрополья можно найти село Гофицкое.
НКВД в годы Великой Отечественной войны
Особые испытания выпали на долю сотрудников Народного комиссариата внутренних дел в годы Великой Отечественной войны. Значительная часть личного состава была призвана в ряды Красной Армии.
– Практически 20% сотрудников милиции были направлены на фронт и принимали участие в боевых действиях, – рассказал подполковник внутренней службы в отставке, заместитель председателя Совета ветеранов ГУ МВД по Ставропольскому краю Владимир Акинин. – Накануне оккупации Ставрополья сотрудники НКВД занимались организацией эвакуации предприятий и учреждений в глубь страны. В каждом районе и крупном городе края находились подразделения Госбанка СССР, в которых хранились деньги, золото, облигации государственного займа, валюта. Сотрудники органов внутренних дел должны были обеспечить вывоз и сохранность материальных ценностей. Из сельских районов требовалось вывезти в тыл технику и скот. Для конвоирования заключенных из тюрем края в глубь страны было откомандировано 417 сотрудников.
В период оккупации Ставрополья на его территории действовали партизанские отряды, среди их руководства часто встречались сотрудники НКВД.
Как рассказал Владимир Акинин, после освобождения края от фашистов, перед органами милиции стояло множество задач. На Ставрополье оказалось более 300 тысяч беженцев, среди них могли быть не только мирные граждане, но и вражеские агенты. Сотрудники НКВД пресекали случаи дезертирства, боролись с диверсантами. У многих людей были утрачены документы. Необходимо было обеспечить нормальную работу органов советской власти, предотвратить спекуляцию. В то время в порядке вещей считалось обменять золотые часы на буханку хлеба. Объединенные в Наркомат внутренних дел органы госбезопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, структуры исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отделы ЗАГС, несмотря ни на что, выполняли все поставленные перед ними задачи. Деятельность сотрудников органов внутренних дел в годы войны нашла отражение в музейной экспозиции.
«Наша служба и опасна, и трудна…»
Это не просто слова из песни. Именами героических сотрудников ставропольской милиции в нашем крае названы не только населенные пункты, а также улицы в городах и сёлах. Так, многие ставропольцы знают улицу Кирина в краевом центре.
Но далеко не всем известно, что она получила своё название в память об участковом милиционере Иване Кирине. В январе 1970 года он в составе оперативно-разыскной группы выехал в Грачевский район на задержание гражданина, подозреваемого в ряде тяжких преступлений. События развернулись в селе Спицевка. Окруженный милицией преступник выстрелил из двустволки в лейтенанта Ивана Кирина. Рана оказалась смертельной… Его фотографию и награды можно увидеть в экспозиции музея.
Во все времена служба сотрудников органов внутренних дел была сопряжена с риском для жизни. В памяти ставропольцев навсегда остались трагические события 1990-х. В одной из витрин фотографии и личные вещи начальника Главного Управления обеспечения общественного порядка МВД России генерал-майора Виктора Воробьева и лейтенанта милиции Александра Карагодина – участников операции против незаконных вооруженных формирований в Грозном. 7 января 1995 года Виктор Воробьёв попал под миномётный обстрел чеченских сепаратистов и был убит. Александр Карагодин с риском для жизни вынес его тело в укрытие. В тот же день во время выхода сотрудников сводного отряда с обороняемого стратегически важного объекта Александр погиб, пытаясь вынести раненого товарища из зоны обстрела. Указом Президента России лейтенант Карагодин был награждён орденом Мужества (посмертно)…
В едином экспозиционном пространстве музея истории органов внутренних дел края соединились биографии героев, события давней и близкой истории. Среди экспонатов есть и оружие: одно – служило правому делу, защищая граждан страны, другое было в руках преступников, проходило по уголовным делам в качестве вещественных доказательств. Достоверность здесь во всем: в изложении фактов и событий, в судьбах настоящих героев, в документах, фотографиях, подлинных предметах, образцах обмундирования личного состава милиции СССР ... Здесь можно надолго останавливаться возле каждой витрины, где каждый экспонат служит отправной точкой отдельного рассказа об удивительных людях, с честью исполняющих свой служебный долг, о событиях далекого и недавнего прошлого, напоминающих сюжеты детективных фильмов. В музейных витринах – история большого профессионального сообщества, в котором всегда есть место подвигу.
Фото Ольги МЕТЕЛКИНОЙ