Учитель-мастер любит тех, кому преподает | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ответственный момент: жюри выбирает тему вопросов для одной из групп конкурсантов
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Учитель-мастер любит тех, кому преподает

Учитель-мастер любит тех, кому преподает

29 января
18:30

В Ставрополе опытные педагоги и совсем юные дебютанты в своей профессии продолжают бороться за звание лучших в рамках престижного творческого состязания.

 

Конкурсное испытание второго очного тура городского этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» 2025 года во вторник, 28 января, носило название «Брифинг», хотя и продолжалось несколько часов. После жеребьевки накануне конкурсанты разделились на три группы, и каждая вытянула свой конверт с тематикой вопросов. А задавали их члены детского жюри и приглашенные журналисты. Оценки за ответы каждому конкурсанту позже вынесло взрослое жюри.

Одна из тем, на которую довелось дискутировать конкурсантам, – «Просвещение родителей». Ведущий «Брифинга», член Всероссийского общества наставников при Министерстве просвещения Российской Федерации, лектор Всероссийского общества «Знание», победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель России - 2024» в номинации «Шаг в профессию» Никита Запевалов напомнил, что великий педагог Василий Сухомлинский говорил: «Самое большое счастье для родителей – твоя честная жизнь, твоё трудолюбие, твои успехи в учении, в труде».

Участники профессионального конкурса заметно волнуются

Современному родителю – и воспитатель современный

Вопросы были самые разные. Например, имеет ли право учитель в школе и воспитатель в детском саду на личную жизнь в социальных сетях, особенно если она не совсем соотносится с образом педагога? Интересно было узнать личное отношение участников к этому и какие они видят варианты публикации контента. Воспитатель детского сада №22 Ольга Варламова ответила: «Я считаю, что педагог имеет право на личную жизнь, на ведение своей страницы, но она должна иметь образовательный характер, быть примером. Родители должны видеть, какой педагог и в школе, и в дошкольном образовательном учреждении обучает их детей. Поэтому он должен демонстрировать не только личные моменты из жизни, но и свою профессиональную деятельность».

Непросто отвечать на каверзные вопросы

Музыкальный руководитель детского сада №46 «Первоцвет» Яна Терещенко выразила на этот счёт своё мнение:

«Мне кажется, одной из основополагающих ценностей педагога является высокая гражданская позиция. Теперь задумайтесь, может ли человек с такой позицией вести свою соцсеть так, как он этого хочет, допустить там сомнительный контент?».

И другая конкурсантка была солидарна с коллегами в том, что надо думать о размещаемом в паблике содержании, ведь даже на личную страницу могут зайти и родители детей, и ученики, и администрация образовательного учреждения. Педагог, несомненно, должен нести в своих соцсетях что-то положительное, ведь он отвечает за воспитание подрастающего поколения, просвещает учеников и их родителей.

Учитель биологии школы №46 Алексей Бондарев отметил, что педагог – это в первую очередь человек, и он может, например, интересоваться политикой, у любого педагога должны быть свои социальные сети, и он должен различать цели их ведения. Сам он имеет два аккаунта – публичный и личный. В общественный может зайти и посмотреть любой ученик школы.

«Мы все люди, у всех есть свои личные победы. Но не стоит забывать, что учитель – это еще и лицо системы образования, лицо школы, и нравственные качества должны показываться с лучшей стороны. В сообществе в Интернете педагог может делиться своими наработками, впечатлениями», –

был еще один ответ. Живой интерес вызвал у конкурсантов вопрос от «Вечернего Ставрополя» в рамках темы.

Как известно, есть современные и классические формы просвещения. К первым относятся родительские собрания, лекции, семинары. Ко вторым – деловые игры, нетворкинг, создание родительского кафе. Я спросила, что ближе современным учителям – просвещать мам и пап на собраниях или собраться в неформальной обстановке, например пойти вместе в турпоход, посидеть за чашкой чая. По мнению одной из участниц, необходимо выстраивать доверительные отношения с родителями учеников, это может быть и просто деловая беседа, которую можно вынести в формат онлайн-режима, ведь не каждый родитель сейчас имеет возможность посетить школу очно.

Воспитатель-музыкант Яна Олеговна, по ее словам, придерживается лозунга «Современному родителю – современный воспитатель». А какой он, родитель, сегодня? Это, безусловно, человек очень занятой, который не всегда может прийти на традиционное родительское собрание в детский сад или школу. Поэтому здесь нужно, по ее словам, грамотно сочетать традиции и новации родительского просвещения, чтобы это было эффективно для современного родителя. Подкасты, дискуссии, другие методы взаимодействия – сейчас очень много того, что поможет донести важную информацию.

Также можно просвещать через родительские чаты, считает другая участница, скидывать в них памятки, рекомендации. Если проводить родительское собрание, то нужно это делать не в традиционной форме, когда ты просто сидишь и рассказываешь, родители тебя слушают, а выбрать наиболее подходящие формы, когда будет интересно и педагогу, и родителям. В итоге мамы и папы получат ту информацию, которую им хотят донести.

Учитель английского языка школы №45 Мадина Мазукабзова в своем ответе обратилась к Федеральному закону №273 «Об образовании в РФ», где написано, что родители тоже должны участвовать в этом процессе, приходить на собрания. Но, конечно, стопроцентной их посещаемости нет ни у кого. Нужно учитывать, что многие родители не успевают из-за недостатка времени, они работают. Поэтому нужно подумать, как донести информацию до всех. Например, делать онлайн-трансляции родительских собраний. «В чате я лично потом тезисно расписываю, какие у нас были цели, повестка, чтобы все взрослые были в курсе того, что мы обсуждали. И конечно, социальные сети – тоже прекрасный способ для общения с родителями», – сказала участница.

Каким должен быть педагог?

Другой группе конкурсантов досталась тема для обсуждения «Профессиональное мастерство». Они дискутировали, что входит в это понятие и как достичь уровня настоящего мастера в своем деле. Об этом спрашивали взрослых участники детского жюри. Своё понимание личности «учителя-мастера» раскрыла учитель начальных классов школы №44 Анна Лебедева: «Это высокий уровень личности педагога. И у каждого он свой. Педагогическое мастерство учителя – это, прежде всего, его личные нравственные качества, справедливость, честность. Следующая составляющая – глубокое знание своего предмета, не на уровне школьной программы. И любовь к своему делу. Считаю не менее важной также методику преподавания. Можно быть профессионалом в своем деле, профессором, доктором наук, но дать знания ученику может только учитель, который знает методику преподавания своего предмета. Часто путают понятия: очень образованный человек и тот, кто может преподнести детям полезную информацию».

Почти как на экзамене

Еще одна конкурсантка в своем ответе процитировала слова русского историка и профессора Московского университета Василия Ключевского:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Учитель русского языка и литературы лицея №23 Денис Петренко полагает, что профессиональные навыки приходят только с опытом, когда учитель знает предмет в совершенстве, и дети это видят.

Был задан педагогам и каверзный вопрос, что о качестве любой предоставляемой услуги, в том числе образовательной, сегодня говорят отзывы: есть ли плюсы в инициативе оценивания учителей родителями и учениками в Интернете и возможны ли здесь проблемы? Почти все участники группы увидели в сложившейся практике положительный момент, помогающий педагогам совершенствоваться, ведь учитель должен слышать мнение родителя и учитывать его в своей профессиональной деятельности. К тому же теперь родители на различных интернет-платформах имеют возможность мониторить отзывы о преподавателях и понимать, подходит ли конкретный человек, чтобы обучать его ребенка, или нет. Негативный момент в том, что выставленная кем-то ранее оценка может идти от личного отношения к учителю, например если у педагога и родителя возник конфликт, и тогда она будет необъективна. Или бывает, что учитель поставил двойку, и тут же в Интернете появляется комментарий о том, что педагог плохой. Так что в целом на отзыв в сети Интернет ориентироваться не стоит. Сугубо личное мнение выразил конкурсант Денис Петренко:

«Мне кажется, оценивать меня имеют право только профессионалы. Ведь мы занимаемся образованием ваших детей профессионально, а нас оценивают не профессионалы. То, что сейчас происходит с этими отзывами в Интернете, – большая проблема».

В любом случае, как сошлись во мнении отвечавшие на вопрос, показатель работы учителя – какой у него ученик по уровню знаний и воспитанности. А оценка деятельности педагога должна быть всё-таки комплексной.

Учиться друг у друга

После испытания «Брифинг» я поинтересовалась у членов детского жюри, каким они себе представляют идеального учителя.

Президент школьного ученического самоуправления СОШ №43 Софья Гордиенко ответила:

«Для меня он в первую очередь должен быть объективен и человечен. Это, наверное, самые главные качества, и, когда ребенок видит это, он начинает к учителю тянуться». Председатель первичной организации «Движение Первых» гимназии №24 Егор Толбатов сказал: «Идеальный учитель должен быть, прежде всего, образованным, должен заботиться о детях, давать им определенные навыки, которые имеет сам. И дети, и учитель должны учиться друг у друга, не должно быть односторонней работы». Учащаяся школы №45 Мария Тарасова считает, что идеальный учитель должен ставить себя на место того, кому он преподает: «Он проходит сам этот путь и понимает, как правильно подавать информацию, чтобы ученик понял, воспринял что-то новое. На самом деле, он должен быть понимающим и добрым».
Детское жюри тоже хорошо подготовилось

Попавшие в состав детского жюри ребята ранее проявили себя активно на различных городских мероприятиях. Их вердикт второго дня испытаний:

«Все конкурсанты выступили достойно, показали себя с лучшей стороны. Они молодцы, выдали свой максимум, никто не растерялся, отвечая на вопросы наши и СМИ. И мы очень довольны, что нам довелось с учителями поработать. У нас восторг от сегодняшнего дня! Также нам был очень интересен опыт того, что мы сидим в одном ряду с вами, профессиональными журналистами, и берем микрофон. Для нас это был такой стимул, чтобы не ударить в грязь лицом, задавая наши вопросы конкурсантам».

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Автор: Ольга Богатеева
Поделиться:

Читайте также

Учительский «Летучий корабль» растоптал наше детство

«Летучий корабль» студия «Рок» Алексея Учителя снимала очень долго. Об экранизации сказки сообщили еще в 2019 году. Как мы понимаем – еще в другой жизни. Ведь в качестве продюсеров хотели привлечь братьев Меладзе. Однако события в мире изменили сначала дату производства фильма, а потом процесс съемок и саму премьеру. Конечно же, были замены и актеров, которых изначально планировали на роль главных героев.

5 августа

Какие новшества принесет август

С 1 августа начал действовать стандарт по классификации работ в строительстве. Он распространяется на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт и снос зданий и сооружений.

4 августа

Ветеран, ученый  и путешественник

Михаил Данилович учился пять лет. Студенчество, конечно, оставило у него только приятные воспоминания. Он с ребятами не только получал образование, но и творчески проводил время. Они пели песни, танцевали, сочиняли стихотворения. Некоторые отрывки поэм наш герой помнит до сих пор, хоть и спотыкается на некоторых строчках. Об учебе Лагунов, конечно, не забывал. Он считался одним из самых сильных студентов. На последних двух курсах получал специальную стипендию, которую начисляли только перспективным учащимся. Именно поэтому Михаила Даниловича оставили в аспирантуре, так как стране нужны были отличные химики: все понимали, что за технологиями – будущее. А с помощью различных реакций отдельных элементов можно создать нечто, что поможет сделать мир лучше!

4 августа

Сухая победа «Динамо» в Махачкале

После 75-й минуты стало заметно, что махачкалинские «динамовцы» начали «проседать». Силы постепенно покидали их. Они уже не успевали за многими мячами, совершая подкаты и фолы. Ставропольцы медленно, но верно дожимали соперника. Конечно, их вновь подводили ошибки. Однако давление гостей просто не могло ничем не закончиться.

4 августа