Учитель-мастер любит тех, кому преподает | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ответственный момент: жюри выбирает тему вопросов для одной из групп конкурсантов
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Учитель-мастер любит тех, кому преподает

Учитель-мастер любит тех, кому преподает

29 января
18:30

В Ставрополе опытные педагоги и совсем юные дебютанты в своей профессии продолжают бороться за звание лучших в рамках престижного творческого состязания.

 

Конкурсное испытание второго очного тура городского этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» 2025 года во вторник, 28 января, носило название «Брифинг», хотя и продолжалось несколько часов. После жеребьевки накануне конкурсанты разделились на три группы, и каждая вытянула свой конверт с тематикой вопросов. А задавали их члены детского жюри и приглашенные журналисты. Оценки за ответы каждому конкурсанту позже вынесло взрослое жюри.

Одна из тем, на которую довелось дискутировать конкурсантам, – «Просвещение родителей». Ведущий «Брифинга», член Всероссийского общества наставников при Министерстве просвещения Российской Федерации, лектор Всероссийского общества «Знание», победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель России - 2024» в номинации «Шаг в профессию» Никита Запевалов напомнил, что великий педагог Василий Сухомлинский говорил: «Самое большое счастье для родителей – твоя честная жизнь, твоё трудолюбие, твои успехи в учении, в труде».

Участники профессионального конкурса заметно волнуются

Современному родителю – и воспитатель современный

Вопросы были самые разные. Например, имеет ли право учитель в школе и воспитатель в детском саду на личную жизнь в социальных сетях, особенно если она не совсем соотносится с образом педагога? Интересно было узнать личное отношение участников к этому и какие они видят варианты публикации контента. Воспитатель детского сада №22 Ольга Варламова ответила: «Я считаю, что педагог имеет право на личную жизнь, на ведение своей страницы, но она должна иметь образовательный характер, быть примером. Родители должны видеть, какой педагог и в школе, и в дошкольном образовательном учреждении обучает их детей. Поэтому он должен демонстрировать не только личные моменты из жизни, но и свою профессиональную деятельность».

Непросто отвечать на каверзные вопросы

Музыкальный руководитель детского сада №46 «Первоцвет» Яна Терещенко выразила на этот счёт своё мнение:

«Мне кажется, одной из основополагающих ценностей педагога является высокая гражданская позиция. Теперь задумайтесь, может ли человек с такой позицией вести свою соцсеть так, как он этого хочет, допустить там сомнительный контент?».

И другая конкурсантка была солидарна с коллегами в том, что надо думать о размещаемом в паблике содержании, ведь даже на личную страницу могут зайти и родители детей, и ученики, и администрация образовательного учреждения. Педагог, несомненно, должен нести в своих соцсетях что-то положительное, ведь он отвечает за воспитание подрастающего поколения, просвещает учеников и их родителей.

Учитель биологии школы №46 Алексей Бондарев отметил, что педагог – это в первую очередь человек, и он может, например, интересоваться политикой, у любого педагога должны быть свои социальные сети, и он должен различать цели их ведения. Сам он имеет два аккаунта – публичный и личный. В общественный может зайти и посмотреть любой ученик школы.

«Мы все люди, у всех есть свои личные победы. Но не стоит забывать, что учитель – это еще и лицо системы образования, лицо школы, и нравственные качества должны показываться с лучшей стороны. В сообществе в Интернете педагог может делиться своими наработками, впечатлениями», –

был еще один ответ. Живой интерес вызвал у конкурсантов вопрос от «Вечернего Ставрополя» в рамках темы.

Как известно, есть современные и классические формы просвещения. К первым относятся родительские собрания, лекции, семинары. Ко вторым – деловые игры, нетворкинг, создание родительского кафе. Я спросила, что ближе современным учителям – просвещать мам и пап на собраниях или собраться в неформальной обстановке, например пойти вместе в турпоход, посидеть за чашкой чая. По мнению одной из участниц, необходимо выстраивать доверительные отношения с родителями учеников, это может быть и просто деловая беседа, которую можно вынести в формат онлайн-режима, ведь не каждый родитель сейчас имеет возможность посетить школу очно.

Воспитатель-музыкант Яна Олеговна, по ее словам, придерживается лозунга «Современному родителю – современный воспитатель». А какой он, родитель, сегодня? Это, безусловно, человек очень занятой, который не всегда может прийти на традиционное родительское собрание в детский сад или школу. Поэтому здесь нужно, по ее словам, грамотно сочетать традиции и новации родительского просвещения, чтобы это было эффективно для современного родителя. Подкасты, дискуссии, другие методы взаимодействия – сейчас очень много того, что поможет донести важную информацию.

Также можно просвещать через родительские чаты, считает другая участница, скидывать в них памятки, рекомендации. Если проводить родительское собрание, то нужно это делать не в традиционной форме, когда ты просто сидишь и рассказываешь, родители тебя слушают, а выбрать наиболее подходящие формы, когда будет интересно и педагогу, и родителям. В итоге мамы и папы получат ту информацию, которую им хотят донести.

Учитель английского языка школы №45 Мадина Мазукабзова в своем ответе обратилась к Федеральному закону №273 «Об образовании в РФ», где написано, что родители тоже должны участвовать в этом процессе, приходить на собрания. Но, конечно, стопроцентной их посещаемости нет ни у кого. Нужно учитывать, что многие родители не успевают из-за недостатка времени, они работают. Поэтому нужно подумать, как донести информацию до всех. Например, делать онлайн-трансляции родительских собраний. «В чате я лично потом тезисно расписываю, какие у нас были цели, повестка, чтобы все взрослые были в курсе того, что мы обсуждали. И конечно, социальные сети – тоже прекрасный способ для общения с родителями», – сказала участница.

Каким должен быть педагог?

Другой группе конкурсантов досталась тема для обсуждения «Профессиональное мастерство». Они дискутировали, что входит в это понятие и как достичь уровня настоящего мастера в своем деле. Об этом спрашивали взрослых участники детского жюри. Своё понимание личности «учителя-мастера» раскрыла учитель начальных классов школы №44 Анна Лебедева: «Это высокий уровень личности педагога. И у каждого он свой. Педагогическое мастерство учителя – это, прежде всего, его личные нравственные качества, справедливость, честность. Следующая составляющая – глубокое знание своего предмета, не на уровне школьной программы. И любовь к своему делу. Считаю не менее важной также методику преподавания. Можно быть профессионалом в своем деле, профессором, доктором наук, но дать знания ученику может только учитель, который знает методику преподавания своего предмета. Часто путают понятия: очень образованный человек и тот, кто может преподнести детям полезную информацию».

Почти как на экзамене

Еще одна конкурсантка в своем ответе процитировала слова русского историка и профессора Московского университета Василия Ключевского:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Учитель русского языка и литературы лицея №23 Денис Петренко полагает, что профессиональные навыки приходят только с опытом, когда учитель знает предмет в совершенстве, и дети это видят.

Был задан педагогам и каверзный вопрос, что о качестве любой предоставляемой услуги, в том числе образовательной, сегодня говорят отзывы: есть ли плюсы в инициативе оценивания учителей родителями и учениками в Интернете и возможны ли здесь проблемы? Почти все участники группы увидели в сложившейся практике положительный момент, помогающий педагогам совершенствоваться, ведь учитель должен слышать мнение родителя и учитывать его в своей профессиональной деятельности. К тому же теперь родители на различных интернет-платформах имеют возможность мониторить отзывы о преподавателях и понимать, подходит ли конкретный человек, чтобы обучать его ребенка, или нет. Негативный момент в том, что выставленная кем-то ранее оценка может идти от личного отношения к учителю, например если у педагога и родителя возник конфликт, и тогда она будет необъективна. Или бывает, что учитель поставил двойку, и тут же в Интернете появляется комментарий о том, что педагог плохой. Так что в целом на отзыв в сети Интернет ориентироваться не стоит. Сугубо личное мнение выразил конкурсант Денис Петренко:

«Мне кажется, оценивать меня имеют право только профессионалы. Ведь мы занимаемся образованием ваших детей профессионально, а нас оценивают не профессионалы. То, что сейчас происходит с этими отзывами в Интернете, – большая проблема».

В любом случае, как сошлись во мнении отвечавшие на вопрос, показатель работы учителя – какой у него ученик по уровню знаний и воспитанности. А оценка деятельности педагога должна быть всё-таки комплексной.

Учиться друг у друга

После испытания «Брифинг» я поинтересовалась у членов детского жюри, каким они себе представляют идеального учителя.

Президент школьного ученического самоуправления СОШ №43 Софья Гордиенко ответила:

«Для меня он в первую очередь должен быть объективен и человечен. Это, наверное, самые главные качества, и, когда ребенок видит это, он начинает к учителю тянуться». Председатель первичной организации «Движение Первых» гимназии №24 Егор Толбатов сказал: «Идеальный учитель должен быть, прежде всего, образованным, должен заботиться о детях, давать им определенные навыки, которые имеет сам. И дети, и учитель должны учиться друг у друга, не должно быть односторонней работы». Учащаяся школы №45 Мария Тарасова считает, что идеальный учитель должен ставить себя на место того, кому он преподает: «Он проходит сам этот путь и понимает, как правильно подавать информацию, чтобы ученик понял, воспринял что-то новое. На самом деле, он должен быть понимающим и добрым».
Детское жюри тоже хорошо подготовилось

Попавшие в состав детского жюри ребята ранее проявили себя активно на различных городских мероприятиях. Их вердикт второго дня испытаний:

«Все конкурсанты выступили достойно, показали себя с лучшей стороны. Они молодцы, выдали свой максимум, никто не растерялся, отвечая на вопросы наши и СМИ. И мы очень довольны, что нам довелось с учителями поработать. У нас восторг от сегодняшнего дня! Также нам был очень интересен опыт того, что мы сидим в одном ряду с вами, профессиональными журналистами, и берем микрофон. Для нас это был такой стимул, чтобы не ударить в грязь лицом, задавая наши вопросы конкурсантам».

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Автор: Ольга Богатеева
Поделиться:

Читайте также

Песня соединила военные лихолетья

В Ставрополе прошел гала-концерт победителей городского этапа конкурса патриотической песни «Солдатский конверт».

29 января

Увеличение бюджетных расходов, введение туристического налога, актуализация решений

Георгий Колягин провел первое в этом году заседание городского парламента

29 января

Финансовые пирамиды и «черные» кредиторы

В региональном информационном центре Ставропольского края состоялась пресс-конференция, на которой речь шла о системе финансовых пирамид и так называемых «черных» кредиторах.

29 января

«Летопись мужества и побед»

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств разместил в экспозиционном пространстве средней общеобразовательной школы №22 краевого центра выставку репродукций произведений из музейного собрания, посвященных 80-й годовщине Великой Победы.

29 января