Удивительные миры Павла Лебедева | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
В картинной галерее Павла Моисеевича Гречишкина
Фото из личного архива Павла Лебедева
Удивительные миры Павла Лебедева

Удивительные миры Павла Лебедева

19 июня 2024
21:39

Героя этого материала часто называют самодеятельным художником, и он этого, в принципе, не отрицает. Так вышло, что в его творческом пути случился перерыв на несколько десятков лет. Но если у человека есть призвание к живописи, то он его обязательно реализует, и годы здесь не помеха. Главное – не просто любить живопись, а чувствовать в ней потребность, отдавая любимому дел у всего себя без остатка. А этого у художника из Ставрополя Павла Лебедева более чем достаточно.

Начало

Влечение к живописи и рисованию еще совсем юный Павел почувствовал в 1986 году, когда ему было 11 лет. До этого парень нигде не обучался, однако творческая наследственность у него присутствовала. Художником-оформителем была его двоюродная бабушка Лилия Степановна Сингаевская. Как только мальчик начал рисовать, родственница подарила ему масляные краски и этюдник, с которым он тут же отправился в Таманский лес. Тогда он писал не только деревья и цветы, но и горы. Пусть последних не встретишь в Ставрополе, но это было явное влияние творчества Павла Моисеевича Гречишкина, картинная галерея работ которого открылась в то время, в 1987 году, в городе.

Замечательный живописец навсегда стал самым любимым художником и примером в жизни для Павла Лебедева. В галерею он принес папку из пяти десятков своих первых работ. Более того, Павлу удалось лично вручить их мастеру и даже пообщаться с ним. Художник признается: «Сам бы я в галерею никогда не пошел и к Павлу Моисеевичу подойти бы не решился. На этом настояла моя мама, серьезно повлияв таким образом на мою будущую жизнь».

Тогда юноша писал гуашью и маслом, не расставаясь с подаренным творческой бабушкой этюдником. Оценив работы Павла, его сразу же приняли в расположенную на улице Дзержинского детскую школу искусств, около которой он жил. Рядом был и Таманский лес – вечный источник творческого вдохновения. Первым преподавателем начинающего художника стал Юрий Алексеевич Бондаренко, хорошо известный на Ставрополье как художник-график, акварелист и реставратор. Являясь талантливым живописцем, он всю свою творческую энергию направил на развитие творческих способностей детей и посвятил педагогической деятельности больше четырех десятков лет.

Перерыв, который пошел на пользу

Отучившись живописи в течение двух с половиной лет, Павел Лебедев ушел из художественной школы, куда ранее перешел из школы искусств. Непростой переходный возраст взял свое, и 14-летний подросток решил отдать предпочтение спортивным единоборствам и боевым искусствам, посвятив им все свое свободное время. Однако истинная причина была не только в этом. В художественном училище, как подчеркивает Павел, его не учили тому, к чему он стремился с самого начала своего творческого пути, а именно – писать пейзажи. Преподаваемая в школе техника создания натюрмортов его интересовала мало.

– Уж не знаю, имею ли я право давать советы, будучи необученным художником, но отталкиваясь от собственного опыта, кое-что предложить могу, – говорит Павел Лебедев. – Обучение азам основы письма пейзажей надо обязательно внести в государственную программу художественных училищ и школ. Насколько я знаю, на бесплатной основе этого сейчас не делают, только на коммерческой. А что касается меня лично, то я благодарен судьбе, что не продолжил в свое время обучение в художественной школе, а потом не пошел в художественное училище. Потому что в меня, образно выражаясь, не «вбили» так называемые основы академической живописи, что происходит почти со всеми, получившими классическое художественное образование. Как раз в этом причина того, что многие выпускники таких профильных школ и училищ пишут примерно одинаково, а работы некоторых из них и вовсе можно спутать – так они похожи друг на друга. А у меня сложилась собственная манера письма. Хоть я не искусствовед, но могу охарактеризовать ее, как некую смесь реализма и импрессионизма. Скорее, даже с элементами последнего. Пусть нескромно сравнивать себя с великим мастером, но мне кажется, по такому же пути в свое время прошел и Павел Моисеевич Гречишкин, у которого также не было классического художественного образования.

 

Возвращение спустя годы

Тяга к живописи оставалась у Павла Лебедева на протяжении нескольких десятков лет. Периодически молодой человек все-таки брался за кисть, однако до поры до времени откладывал возвращение к своей мечте. Но, по собственному его выражению, до старости решил не ждать. Три года назад Павел поехал на Сенгилеевское озеро, сделал панорамное фото, купил ткань, сам соорудил подрамник, загрунтовал холст и начал писать.

– Это все я делал для себя, как будто подчиняясь какому-то внутреннему призыву, – рассказывает художник. – Цель была лишь одна – написать эту панорамную картину и повесить у себя дома. Однако, как говорится, «пошло» у меня не сразу, и сначала я был не очень доволен результатом. Тогда я вернулся в картинную галерею Павла Моисеевича Гречишкина, и стал часами разглядывать его работы, в прямом смысле слова, «напитываясь» ими. Здесь три десятка лет назад начинался мой путь, и в этом же месте он продолжился. И благодаря блестящему мастеру ко мне пришло вдохновение.

Павел Лебедев не скрывает того, что творчество знаменитого мастера служит ему образцом для подражания в живописи. Кстати, с самого начала своего увлечения юноша не только писал картины, но и читал много специализированной литературы по профессии. До сих пор сохранилось несколько десятков номеров журнала «Юный художник», который выписывали для него. Настольными были и книги про великих мастеров прошлого – Николая Ярошенко и Ивана Айвазовского.

Своеобразной «фишкой» Павла Лебедева стало то, что и рамы для своих работ он изготавливает сам. Художник говорит откровенно: «Не секрет, что готовые рамы для картин стоят достаточно дорого. И когда я снова начал писать, то подумал, что и сам умею работать с деревом. В свое время занимался торговлей лесом и набил руку на изготовлении различных изделий из древесных отходов. Поэтому особых трудностей с тем, чтобы сделать своими руками рамы для картин, у меня не возникло. Здесь, кроме немаловажного момента экономии финансовых средств, можно говорить еще и о некоем законченном процессе. То есть холст, рама и грунтовка – все это дело моих собственных рук. Наверное, в этом даже есть определенная энергетика».

Павел пишет пейзажи и, по его словам, избегает изображать людей. Даже если они присутствуют в поле его зрения, он их как будто «вырезает». Так случилось во время творческой поездки в Крым, где всегда и везде много народу. Самые любимые источники вдохновения – Кавказские горы, а также ставропольские поля и леса. А недавно к ним добавилось море – поспособствовала крымская поездка. Там он нашел целый «кладезь» удивительных пейзажей, совершенно не похожих на те, что встречаются на Кавказском побережье. На маршруте от Феодосии до Севастополя художник останавливался в одиннадцати различных точках, писал виды живописных бухт и, конечно, море. Оно стало новым открытием в творчестве Павла, который наверняка вспомнил любимую с детства книжку про Айвазовского. Хотя водная стихия уже встречалась в работах автора, он написал Сенгилеевское озеро, где штормовой ветер поднимал огромные, почти морские волны. Картина так и называется «Сенгилей штормящий».

Вообще, Сенгилеевская акватория и ее окрестности постоянно привлекают Павла Лебедева: «Это началось еще с раннего детства, когда я ездил сюда на рыбалку с отцом. Неповторимые виды чаши озера, реки Егорлык, лугов и полевых цветов с самого юного возраста «впечатались» в мою память и продолжают будоражить воображение».

 

Выставки и творческие планы

За первый год своей работы после возобновления творческого процесса Павел Лебедев написал порядка трех десятков полотен, а на сегодняшний день их количество уже перевалило за сотню. Одна из его работ под названием «Ставропольский лес» даже находится в основных фондах Государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Символично, что первая его выставка «На одном дыхании с природой» состоялась именно в картинной галерее Павла Моисеевича Гречишкина. Серия картин, которая была там представлена, стала результатом пленэрных поездок Павла Лебедева по живописным местам Северного Кавказа. Ценители живописи смогли увидеть пейзажи Приэльбрусья, Карачаево-Черкесии и, конечно, родного Ставрополья. Например, полотна «Травертиновый водопад», «Сенгилей в мае», «Татарский лес», «Река Ташла» отражают взгляд художника на полюбившиеся исторические и природные достопримечательности родного города и его окрестностей.

А совсем недавно Павел Лебедев представил три новых полотна на открывшейся в картинной галерее выставке работ, созданных по итогам XI фестиваля «Гречишкинская весна». Написал в два раза больше, но просто не хватило места на экспозиционных стендах. Художники из разных городов России, Беларуси и Китая работали на пленэрах в местах, неразрывно связанных с творчеством Павла Моисеевича. По ним пролег традиционный маршрут фестиваля. Основная натурная работа его участников проходила в Центральном парке Ставрополя, в селе Татарка, в горных окрестностях городов Кавказских Минеральных Вод и Карачаево-Черкесии. Более сотни отобранных работ иллюстрируют разное видение авторами знаковых мест творчества знаменитого ставропольского живописца. В таком мероприятии Павел принимает участие уже второй год подряд, представив на этот раз картины с видами Сенгилеевского озера и Татарки.

– Хочу отразить в будущих картинах как можно больше прекрасных мест Ставрополья, – поделился творческими планами Павел Лебедев. – Да и в горах соседних Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик есть очень много мест, где еще не побывал. Есть желание донести свое восприятие этих природных красот до тех, кто увидит мои новые картины. Это по-настоящему удивительное и захватывающее ощущение для любого художника. И еще одна важная задача – обязательно разработать этим летом бизнес-план для получения специальной субсидии, что позволит мне открыть собственную студию. В настоящее время наше государство дает творческим людям такую возможность.

 

Философия жизни

В беседе с талантливым живописцем я не удержался от несколько меркантильного вопроса о том, может ли современный художник, особенно, как принято выражаться, самодеятельный, прокормить себя. Павел Лебедев ответил так: «Конечно, не сразу. И это касается абсолютного большинства профессий и видов деятельности. Безусловно, никакой художник не может сразу стать, что называется, «продаваемым». Как мне двигаться в этом направлении, я довольно четко представляю, тем паче что опыт занятия бизнесом у меня присутствует. Но, хочу подчеркнуть, коммерция хоть и является немаловажной частью творческой деятельности, но отнюдь не первой и не главной».

Одной из самых важных мыслей, которой поделился со мной Павел Лебедев, была особенная роль искусства в жизни любого творческого человека.

– Сегодня я хочу целиком сосредоточиться на живописи и написать как можно больше картин, что особенно актуально, учитывая мой многолетний перерыв, – подчеркнул Павел. – Может, у меня сегодня и существуют какие-то нерешенные вопросы материального характера, но я, без преувеличения, чувствую себя по-настоящему свободным. Главное, что я занимаюсь любимым делом, а не тружусь на работе, которая мне не нравится. Поверьте, для внутренней гармонии это очень много значит. В зрелом возрасте я вдруг осознал, что жизнь стремительно «полетела», и мне нужно успеть сделать что-то важное. Это в первую очередь и стало причиной моего возвращения к художественному творчеству.

Глядя на работы художника, я понимаю, что это возвращение целиком оправданно и полностью удалось. Хочется пожелать живописцу дальнейших творческих успехов, чтобы как можно большее количество поклонников искусства получили возможность погрузиться в удивительные миры Павла Лебедева.

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября