Удивительные миры Павла Лебедева | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
В картинной галерее Павла Моисеевича Гречишкина
Фото из личного архива Павла Лебедева
Удивительные миры Павла Лебедева

Удивительные миры Павла Лебедева

19 июня
21:39

Героя этого материала часто называют самодеятельным художником, и он этого, в принципе, не отрицает. Так вышло, что в его творческом пути случился перерыв на несколько десятков лет. Но если у человека есть призвание к живописи, то он его обязательно реализует, и годы здесь не помеха. Главное – не просто любить живопись, а чувствовать в ней потребность, отдавая любимому дел у всего себя без остатка. А этого у художника из Ставрополя Павла Лебедева более чем достаточно.

Начало

Влечение к живописи и рисованию еще совсем юный Павел почувствовал в 1986 году, когда ему было 11 лет. До этого парень нигде не обучался, однако творческая наследственность у него присутствовала. Художником-оформителем была его двоюродная бабушка Лилия Степановна Сингаевская. Как только мальчик начал рисовать, родственница подарила ему масляные краски и этюдник, с которым он тут же отправился в Таманский лес. Тогда он писал не только деревья и цветы, но и горы. Пусть последних не встретишь в Ставрополе, но это было явное влияние творчества Павла Моисеевича Гречишкина, картинная галерея работ которого открылась в то время, в 1987 году, в городе.

Замечательный живописец навсегда стал самым любимым художником и примером в жизни для Павла Лебедева. В галерею он принес папку из пяти десятков своих первых работ. Более того, Павлу удалось лично вручить их мастеру и даже пообщаться с ним. Художник признается: «Сам бы я в галерею никогда не пошел и к Павлу Моисеевичу подойти бы не решился. На этом настояла моя мама, серьезно повлияв таким образом на мою будущую жизнь».

Тогда юноша писал гуашью и маслом, не расставаясь с подаренным творческой бабушкой этюдником. Оценив работы Павла, его сразу же приняли в расположенную на улице Дзержинского детскую школу искусств, около которой он жил. Рядом был и Таманский лес – вечный источник творческого вдохновения. Первым преподавателем начинающего художника стал Юрий Алексеевич Бондаренко, хорошо известный на Ставрополье как художник-график, акварелист и реставратор. Являясь талантливым живописцем, он всю свою творческую энергию направил на развитие творческих способностей детей и посвятил педагогической деятельности больше четырех десятков лет.

Перерыв, который пошел на пользу

Отучившись живописи в течение двух с половиной лет, Павел Лебедев ушел из художественной школы, куда ранее перешел из школы искусств. Непростой переходный возраст взял свое, и 14-летний подросток решил отдать предпочтение спортивным единоборствам и боевым искусствам, посвятив им все свое свободное время. Однако истинная причина была не только в этом. В художественном училище, как подчеркивает Павел, его не учили тому, к чему он стремился с самого начала своего творческого пути, а именно – писать пейзажи. Преподаваемая в школе техника создания натюрмортов его интересовала мало.

– Уж не знаю, имею ли я право давать советы, будучи необученным художником, но отталкиваясь от собственного опыта, кое-что предложить могу, – говорит Павел Лебедев. – Обучение азам основы письма пейзажей надо обязательно внести в государственную программу художественных училищ и школ. Насколько я знаю, на бесплатной основе этого сейчас не делают, только на коммерческой. А что касается меня лично, то я благодарен судьбе, что не продолжил в свое время обучение в художественной школе, а потом не пошел в художественное училище. Потому что в меня, образно выражаясь, не «вбили» так называемые основы академической живописи, что происходит почти со всеми, получившими классическое художественное образование. Как раз в этом причина того, что многие выпускники таких профильных школ и училищ пишут примерно одинаково, а работы некоторых из них и вовсе можно спутать – так они похожи друг на друга. А у меня сложилась собственная манера письма. Хоть я не искусствовед, но могу охарактеризовать ее, как некую смесь реализма и импрессионизма. Скорее, даже с элементами последнего. Пусть нескромно сравнивать себя с великим мастером, но мне кажется, по такому же пути в свое время прошел и Павел Моисеевич Гречишкин, у которого также не было классического художественного образования.

 

Возвращение спустя годы

Тяга к живописи оставалась у Павла Лебедева на протяжении нескольких десятков лет. Периодически молодой человек все-таки брался за кисть, однако до поры до времени откладывал возвращение к своей мечте. Но, по собственному его выражению, до старости решил не ждать. Три года назад Павел поехал на Сенгилеевское озеро, сделал панорамное фото, купил ткань, сам соорудил подрамник, загрунтовал холст и начал писать.

– Это все я делал для себя, как будто подчиняясь какому-то внутреннему призыву, – рассказывает художник. – Цель была лишь одна – написать эту панорамную картину и повесить у себя дома. Однако, как говорится, «пошло» у меня не сразу, и сначала я был не очень доволен результатом. Тогда я вернулся в картинную галерею Павла Моисеевича Гречишкина, и стал часами разглядывать его работы, в прямом смысле слова, «напитываясь» ими. Здесь три десятка лет назад начинался мой путь, и в этом же месте он продолжился. И благодаря блестящему мастеру ко мне пришло вдохновение.

Павел Лебедев не скрывает того, что творчество знаменитого мастера служит ему образцом для подражания в живописи. Кстати, с самого начала своего увлечения юноша не только писал картины, но и читал много специализированной литературы по профессии. До сих пор сохранилось несколько десятков номеров журнала «Юный художник», который выписывали для него. Настольными были и книги про великих мастеров прошлого – Николая Ярошенко и Ивана Айвазовского.

Своеобразной «фишкой» Павла Лебедева стало то, что и рамы для своих работ он изготавливает сам. Художник говорит откровенно: «Не секрет, что готовые рамы для картин стоят достаточно дорого. И когда я снова начал писать, то подумал, что и сам умею работать с деревом. В свое время занимался торговлей лесом и набил руку на изготовлении различных изделий из древесных отходов. Поэтому особых трудностей с тем, чтобы сделать своими руками рамы для картин, у меня не возникло. Здесь, кроме немаловажного момента экономии финансовых средств, можно говорить еще и о некоем законченном процессе. То есть холст, рама и грунтовка – все это дело моих собственных рук. Наверное, в этом даже есть определенная энергетика».

Павел пишет пейзажи и, по его словам, избегает изображать людей. Даже если они присутствуют в поле его зрения, он их как будто «вырезает». Так случилось во время творческой поездки в Крым, где всегда и везде много народу. Самые любимые источники вдохновения – Кавказские горы, а также ставропольские поля и леса. А недавно к ним добавилось море – поспособствовала крымская поездка. Там он нашел целый «кладезь» удивительных пейзажей, совершенно не похожих на те, что встречаются на Кавказском побережье. На маршруте от Феодосии до Севастополя художник останавливался в одиннадцати различных точках, писал виды живописных бухт и, конечно, море. Оно стало новым открытием в творчестве Павла, который наверняка вспомнил любимую с детства книжку про Айвазовского. Хотя водная стихия уже встречалась в работах автора, он написал Сенгилеевское озеро, где штормовой ветер поднимал огромные, почти морские волны. Картина так и называется «Сенгилей штормящий».

Вообще, Сенгилеевская акватория и ее окрестности постоянно привлекают Павла Лебедева: «Это началось еще с раннего детства, когда я ездил сюда на рыбалку с отцом. Неповторимые виды чаши озера, реки Егорлык, лугов и полевых цветов с самого юного возраста «впечатались» в мою память и продолжают будоражить воображение».

 

Выставки и творческие планы

За первый год своей работы после возобновления творческого процесса Павел Лебедев написал порядка трех десятков полотен, а на сегодняшний день их количество уже перевалило за сотню. Одна из его работ под названием «Ставропольский лес» даже находится в основных фондах Государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Символично, что первая его выставка «На одном дыхании с природой» состоялась именно в картинной галерее Павла Моисеевича Гречишкина. Серия картин, которая была там представлена, стала результатом пленэрных поездок Павла Лебедева по живописным местам Северного Кавказа. Ценители живописи смогли увидеть пейзажи Приэльбрусья, Карачаево-Черкесии и, конечно, родного Ставрополья. Например, полотна «Травертиновый водопад», «Сенгилей в мае», «Татарский лес», «Река Ташла» отражают взгляд художника на полюбившиеся исторические и природные достопримечательности родного города и его окрестностей.

А совсем недавно Павел Лебедев представил три новых полотна на открывшейся в картинной галерее выставке работ, созданных по итогам XI фестиваля «Гречишкинская весна». Написал в два раза больше, но просто не хватило места на экспозиционных стендах. Художники из разных городов России, Беларуси и Китая работали на пленэрах в местах, неразрывно связанных с творчеством Павла Моисеевича. По ним пролег традиционный маршрут фестиваля. Основная натурная работа его участников проходила в Центральном парке Ставрополя, в селе Татарка, в горных окрестностях городов Кавказских Минеральных Вод и Карачаево-Черкесии. Более сотни отобранных работ иллюстрируют разное видение авторами знаковых мест творчества знаменитого ставропольского живописца. В таком мероприятии Павел принимает участие уже второй год подряд, представив на этот раз картины с видами Сенгилеевского озера и Татарки.

– Хочу отразить в будущих картинах как можно больше прекрасных мест Ставрополья, – поделился творческими планами Павел Лебедев. – Да и в горах соседних Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик есть очень много мест, где еще не побывал. Есть желание донести свое восприятие этих природных красот до тех, кто увидит мои новые картины. Это по-настоящему удивительное и захватывающее ощущение для любого художника. И еще одна важная задача – обязательно разработать этим летом бизнес-план для получения специальной субсидии, что позволит мне открыть собственную студию. В настоящее время наше государство дает творческим людям такую возможность.

 

Философия жизни

В беседе с талантливым живописцем я не удержался от несколько меркантильного вопроса о том, может ли современный художник, особенно, как принято выражаться, самодеятельный, прокормить себя. Павел Лебедев ответил так: «Конечно, не сразу. И это касается абсолютного большинства профессий и видов деятельности. Безусловно, никакой художник не может сразу стать, что называется, «продаваемым». Как мне двигаться в этом направлении, я довольно четко представляю, тем паче что опыт занятия бизнесом у меня присутствует. Но, хочу подчеркнуть, коммерция хоть и является немаловажной частью творческой деятельности, но отнюдь не первой и не главной».

Одной из самых важных мыслей, которой поделился со мной Павел Лебедев, была особенная роль искусства в жизни любого творческого человека.

– Сегодня я хочу целиком сосредоточиться на живописи и написать как можно больше картин, что особенно актуально, учитывая мой многолетний перерыв, – подчеркнул Павел. – Может, у меня сегодня и существуют какие-то нерешенные вопросы материального характера, но я, без преувеличения, чувствую себя по-настоящему свободным. Главное, что я занимаюсь любимым делом, а не тружусь на работе, которая мне не нравится. Поверьте, для внутренней гармонии это очень много значит. В зрелом возрасте я вдруг осознал, что жизнь стремительно «полетела», и мне нужно успеть сделать что-то важное. Это в первую очередь и стало причиной моего возвращения к художественному творчеству.

Глядя на работы художника, я понимаю, что это возвращение целиком оправданно и полностью удалось. Хочется пожелать живописцу дальнейших творческих успехов, чтобы как можно большее количество поклонников искусства получили возможность погрузиться в удивительные миры Павла Лебедева.

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Сериал «Трасса» на фоне пейзажей Ставрополья

Когда я смотрю фильмы и сериалы, действие которых происходит в нашем регионе или он просто в них упоминается, то нередко меня охватывает что-то типа легкого раздражения по отношению к столичным «киношникам». Пусть это назовут, к примеру, синдромом «ущемленного провинциала», но за пренебрежение к названиям на территории родного края мне по-честному становится обидно. В частности, никогда не забуду, как двадцать лет назад у меня было напрочь испорчено впечатление от качественного в целом телевизионного фильма с Александром Абдуловым «Ледниковый период». Там одного из отрицательных героев картины назвали чемпионом Ставропольской области (!) по боксу.  Не обошлась без таких ляпов и «Трасса».

25 ноября

Хор «Дети войны» выступил с праздничным концертом

Присутствующие гости со слезами на глазах подпевали, а в завершение мероприятия поблагодарили артистов тёплыми аплодисментами. Эта искренняя, трогательная встреча на-долго останется в их памяти.

25 ноября

«Виктор» успешно открыл «третий гандбольный фронт»

«Викторианцы» вышли в 1/8 финала Кубка России. По непроверенной информации, эта стадия должна закрыть гандбольный 2024 год в России. Игры состоятся в 20-х числах декабря. Но надо дождаться жеребьевки, которая пройдет 26 ноября.

25 ноября

Пирог для мамы 

Нужно ли говорить, насколько важную роль мама играет в судьбе своего ребенка? Кажется, что об этом все сказано сотни раз. Однако новые книги о материнстве продолжают издаваться, а как известно - спрос рождает предложение…

24 ноября