В нынешнем году наша страна приступила к реализации масштабных инициатив, целью которых является достижение, если можно так выразиться, «цифровой зрелости» государственного управления. Достигнуть этого результата планируется через пять лет – к 2030 году.
Процесс направлен на очень серьезное повышение эффективности, доступности и прозрачности при взаимодействии структур власти с гражданами и бизнесом, что является одним из приоритетных направлений в данной области модернизации. В предлагаемом вниманию читателей материале обсудим ключевые инициативы и перспективы по цифровизации государственного управления в России в целом и в Ставропольском крае в частности.
Главные цели
Основная цель трансформации государственного управления в стране в сторону «цифры» заключается в создании наиболее эффективной системы этого процесса, который основан на современных информационных технологиях. Здесь можно выделить и несколько ключевых задач.
Во-первых, полный перевод государственных услуг в онлайн-формат. Безусловно, это позволит максимально снизить бюрократические барьеры и ускорить предоставление сервисов.
Во-вторых, и это очень важно, необходимо внедрение электронного документооборота. Данным процессом в ближайшей перспективе запланировано охватить до 90 % всех государственных и муниципальных органов России.
В-третьих, требуется создать единую информационную инфраструктуру. Она будет обеспечивать эффективное взаимодействие между различными ведомствами.
В-четвертых, станут самым широким образом использоваться технологии больших данных, машинного обучения для анализа и прогнозирования, а также искусственный интеллект. Ну куда сейчас без него?
Наконец, в-пятых, надо повышать прозрачность расходов на цифровые проекты. Самым объективным путем здесь будет привязка финансовых затрат к достижению конкретных результатов.
Основные инициативы
При внедрении с начала текущего года новой системы управления цифровой трансформацией упор делается на прозрачности показателей эффективности и регулярном мониторинге результатов работы. При этом наиболее значимые проекты проходят обязательную оценку целесообразности. Среди самых масштабных инициатив выделяются три.
Первую из них можно условно назвать «Госуслуги онлайн». К тому самому 2030 году, когда весь процесс цифровизации в стране должен будет завершиться, планируется увеличить число электронных услуг до сотни. Важно, что предоставляться они будут автоматически или в так называемом беззаявительном порядке.
Второй важной инициативой является упомянутая выше Единая цифровая платформа. Так называется объединение ведомств для упрощения взаимодействия между ними и предоставления населению услуг в проактивном формате, то есть опять-таки «автоматом» и без подачи заявлений.
Еще одной новацией выступит типовое облачное решение для документооборота. В число задач этой системы входят прием и первичная обработка входящих документов, их предварительное рассмотрение, регистрация и доведение до исполнителей, подготовка проектов таких бумаг, их согласование и подписание, а также определение мест хранения, обработка и отправка.
Через пять лет все органы власти в стране должны перейти на единый электронный документооборот.
Финансирование и перспективы
На воплощение в жизнь федерального проекта «Цифровое государственное управление» в текущем году выделено 63,4 миллиарда рублей, а общий бюджет финансирования на ближайшие три года достигнет порядка 209,6 миллиарда. Эти деньги в настоящее время и в ближайшем будущем послужат целям развития региональных информационных систем, внедрения, что очень важно, отечественного программного обеспечения и создания центров обработки данных.
Что касается перспектив на пять ближайших лет, то важнейшая цель трансформации государственного управления в IT-режим заключается в достижении той самой «цифровой зрелости». Это предполагает автоматизацию большинства транзакций, использование данных в реальном времени дл я принятия решений и интеграцию всех ведомств в единое информационное пространство.
К 2030 году, когда процесс цифровизации в данной сфере должен быть завершен, планируется обеспечить доступность 99 % социально значимых государственных услуг в электронном виде. Это позволит существенно повысить качество жизни россиян и создать комфортные условия для развития предпринимательства.
Цифра на Ставрополье
В нашем субъекте также продолжается цифровизация государственного управления. Данная работа проводится в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление», который является составной частью национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Об этом рассказал министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Иван Ковалев.
На сегодняшний день уже реализовано немало мероприятий по развитию системы электронного взаимодействия между различными ведомствами. И такой переход на новую версию позволил реализовать возможность обмена информацией между органами власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги гражданам и бизнесу.

Как отметил глава профильного ведомства, в нашем субъекте внедрена платформа обратной связи. Она позволяет ставропольцам решать актуальные вопросы, участвовать в опросах, а также в голосованиях с помощью портала Государственных услуг. На сегодняшний день к платформе подключено более 2,4 тысячи органов власти и организаций региона. Это, как подчеркивает министр Иван Ковалев, способствует повышению качества работы государственных и муниципальных структур, их взаимодействию друг с другом, а также с населением.
Кроме того, в крае продолжается переход органов власти на отечественную операционную систему. Уже сейчас внедрено более 2,8 тысячи лицензий российской операционной системы «Ред ОС» и программного обеспечения R7-офис. Первая защищает данные от несанкционированного доступа, контролирует действия пользователей и следит за целостностью работы, а второе входит в действующий в стране пакет приложений для совместной работы между различными платформами с офисными документами. Также заработали 25 наших серверных систем и почтовое приложение к ним.
Безусловно, все это будет продолжаться, и такое поручение непосредственно дал губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. В деятельность исполнительных органов власти региона планируется внедрить информационные системы на базе единой цифровой платформы, а также создать так называемые «витрины» данных, которые позволят обеспечить межведомственное взаимодействие в онлайн-режиме.
Отношение россиян
Справедливости ради стоит отметить, что общее отношение простых граждан страны к цифровизации государственного управления, при всех очевидных и приведенных выше плюсах, все-таки неоднозначно. Конечно, по свежим данным доклада, опубликованного институтом социально-экономических исследований при Российской академии наук, большинство россиян отмечают значительное повышение удобства и доступности различных сервисов благодаря цифровым платформам. Здесь портал Государственных услуг справедливо занимает лидирующее место. Около 70 % респондентов, опрошенных в ходе исследования, подчеркивают, что электронные сервисы позволяют экономить время и упрощают взаимодействие с государством.
В то же время ряд серьезных проблем сохраняется. Так, около трети жителей страны, которые приняли участие в опросе, испытывают трудности с использованием цифровых технологий. Прежде всего, это происходит из-за низкой грамотности в данной сфере. Это особенно актуально для пожилых людей и граждан из отдаленных регионов Российской Федерации.
Свыше 40 % респондентов выражают обеспокоенность по поводу безопасности персональных данных и возможности кибератак, то есть попыток получения доступа к личной информации с целью мошенничества. Конечно, это снижает уровень доверия к электронным сервисам.
Немаловажно, что многие ведомства пока не готовы полностью перейти на электронный документооборот. Возникающие в этой связи сбои в работе сервисов, особенно в периоды наивысшего уровня нагрузки, вызывают недовольство у пользователей.
Существует и проблема нормативного регулирования. С сожалением приходится констатировать, что в нашей стране пока нет единого подхода к цифровизации, а многие законы требуют серьезного обновления. Кроме того, не хватает квалифицированных кадров, стандартизации ИТ-систем и достаточного финансирования, что также тормозит весь процесс.
Таким образом, авторы исследования делают вывод, что на начальном этапе цифровизация государственного управления не выглядит полностью гладко и абсолютно успешно. Однако сами организаторы опроса подчеркивают, что масштабные финансовые вложения и уже воплощенные в жизнь конкретные проекты свидетельствуют о серьезных усилиях, направленных на реальное улучшение работы государственных структур в Российской Федерации.
В заключение стоит сказать, что цифровизация государственного управления является для России стратегическим процессом. Он направлен на модернизацию всех аспектов взаимодействия государства с гражданами и предпринимательским сообществом. Успешная реализация намеченных инициатив укрепит технологическую независимость нашей страны, повысит эффективность работы государственного аппарата и улучшит качество предоставляемых населению услуг.
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.