В строю «Бессмертного полка» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
В строю «Бессмертного полка»

В строю «Бессмертного полка»

7 мая
17:04

Страшная и кровавая Великая Отечественная война затронула каждую семью огромного Советского Союза. Вклад в нашу Великую Победу, ставшую одним из ключевых событий мировой истории, внесло подавляющее большинство граждан страны на фронте и в тылу. А десятки миллионов из них (по последним официальным данным – 27) заплатили за это своими жизнями.

Практически у каждого ныне живущего россиянина есть родные и близкие люди, которые приближали величайший триумф отечественного оружия. Живых их, увы, остается все меньше, но память об этих простых героях будет существовать всегда, о чем красноречиво свидетельствует по-настоящему всенародная популярность блестящей всероссийской акции «Бессмертный полк».

 

Чтобы помнить

Хочу рассказать о своем, если можно так выразиться, личном герое «Бессмертного полка» – дедушке Алексее Ермиловиче Секачеве. Он прошел всю войну офицером медицинской службы, спас тысячи жизней бойцов и командиров Красной Армии.

К сожалению, я его почти не помню. Дед ушел из жизни в 1973 году, когда я был еще маленьким. Остались лишь какие-то осколки воспоминаний о добром лысом человеке, у которого я, совсем малюткой, скакал на животе, а потом он катал меня на карусели «Звездочка» в парке Армавира. Именно этот город стал последним пунктом в славной биографии моего деда. Здесь он и похоронен на центральном кладбище. Мы с отцом стараемся приезжать сюда каждый год для того, чтобы поухаживать за могилой, а батя – чтобы в очередной раз вспомнить те места, где прошли его детство и юность. Мне даже кажется, что под влиянием отца что-то вспоминаю и я.

 

Малая родина

Хоть я практически не знал своего деда, но считаю своим долгом рассказать о нем, насколько возможно, подробно. Помог мне в этом в первую очередь отец, а какую-то информацию удалось добыть и самостоятельно.

Родился Алексей Ермилович Секачев в селе Чугуны Нижегородской губернии в самом начале ХХ века – 30 марта 1902 года. Это место на высоком красивом берегу Волги. Мой батя вместе с отцом приезжал туда еще маленьким, и ему запали в память путешествие на пароходе по Волге, удивительное рыбное изобилие и ночевка на настоящей деревенской печи, очень теплой и уютной.

Чугуны постарше нашего Ставрополя будут, хотя там, по переписи населения 2010 года, чуть более 300 жителей числится. Название место получило от чугунолитейных заводов, построенных здесь еще в первой трети XVIII века знаменитым купцом Акинфием Демидовым. А вот крупнейшим предприятием советского времени стал возникший на том же месте ликеро-водочный завод. По рассказам родственников деда, иногда рабочим зар-плату спиртом выдавали. В постсоветские времена предприятие обанкротилось, лет десять не работало, но не так давно вновь возродилось.

 

Университетское образование

Всех перечисленных выше событий дед на своей малой родине, конечно, уже не застал. Сам ли он выбрал профессию или она нашла его? Об этом я могу только догадываться. Но один факт остается непреложным – простой деревенский парень Леша после окончания школы, что случилось уже по завершении Гражданской войны, получил направление в Казанский университет на медицинский факультет.

При всем моем неоднозначном отношении к советской власти, справедливости ради надо отметить, что она предоставляла такие возможности, как бесплатное получение высшего образования. Кроме того, деду, безусловно, повезло, что он попал в одно из ведущих высших учебных заведений медицинского направления, сохранившее к тому же с царских времен блестящий профессорско-преподавательский состав. Одно только всемирно известное имя профессора Александра Вишневского – создателя легендарной мази от ожогов и обморожений – говорит о многом. Именно к этому, уже переехавшему к тому времени из Казани в Москву маститому специалисту был направлен для повышения профессионального уровня в ординатуру после окончания вуза Алексей Секачев.

После завершения основного и дополнительного обучения молодого врача Секачева распределили в город Сталинабад – нынешнюю столицу Таджикистана. В те годы там очень нуждались в квалифицированных медиках, и судьба связывала деда со Средней Азией не только в предвоенные, но и в послевоенные годы.

 

Великая Отечественная война

Именно из Сталинабада Алексей Секачев, как и сотни тысяч других медицинских работников, в июне 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Люди этой профессии становились военнообязанными по определению. Эшелон, в котором деда отправили на фронт, попал под бомбежку. Ему удалось избежать окружения, и далее военврач 3 ранга, что соответствовало воинскому званию капитана, выполнял свой долг на войне, обороняя от нацистов столицу нашей Родины. Медаль «За оборону Москвы» стала его первой боевой наградой. За подвиг в октябре 1941 года в районе городов Калуга и Серпухов начальник хирургического отделения госпиталя 2118 Алексей Ермилович Секачев был награжден орденом Красной Звезды.

В октябре 1943 года на груди у военного медика появляется орден Отечественной войны II степени. Этой наградой был отмечен его профессиональный подвиг – спасение жизней раненых бойцов в жестоких боях на Северо-Западном фронте с 7 по 18 августа. Вот что написано в наградном листе, который мне удалось обнаружить в архивах: «Майор медицинской службы Секачев умело организовал поступление раненых и их квалифицированную сортировку. Вследствие этого операционные и перевязочные на 11 столах работали бесперебойно, обеспечивая квалифицированную хирургическую помощь 1735 тяжелораненым бойцам. Кроме того, он лично, находясь день и ночь в операционной, сделал свыше 145 самых сложных операций, абсолютное большинство которых дало положительный исход».

 

Подвиг военных медиков

Читая написанное в наградном листе, даже невозможно представить всех обстоятельств этого беспримерного подвига. Только вдумайтесь: по 14-15 тяжелейших операций в сутки практически без отдыха и не меньше сотни спасенных жизней солдат и офицеров за десять дней.

Беззаветный и благородный труд огромной армии медицинских работников занимает достойное место в великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. И особая роль здесь принадлежит хирургам, таким как мой дед. Главным звеном в системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск всегда была военно-полевая хирургия. Ведь наиболее массовыми жертвами сражений всегда становятся раненые. Поэтому ведущей фигурой медицины в годы войны были организаторы хирургической помощи и, конечно, полевые врачи.

Отечественная военно-полевая хирургия и ее выдающиеся представители в годы войны показали способность решать сложнейшие задачи организации экстренной медицинской помощи раненым. Медицинское обеспечение Красной Армии в период Великой Отечественной войны характеризуется многообразием форм и методов, что определялось небывалым в истории размахом боевых операций на самых разных театрах военных действий. Военный врач Алексей Секачев, получивший в конце войны звание подполковника медицинской службы, если можно так выразиться, пропустил все это через себя. И во время тяжелейших оборонительных боев за Москву, и в ходе кровопролитных сражений Красной Армии на Северо-Западном фронте, за которые он получил орден Отечественной войны II степени, и при тяжелейшем штурме цитадели прусского милитаризма Кенигсберга, где завершился его боевой путь.

 

Фронтовая семья

Во фронтовом госпитале дед познакомился с моей бабушкой Евфалией Алексеевной, уроженкой села Прилуки Ярославской области. Конечно, она была тогда еще молодой санитаркой Фалей, героически спасавшей раненых бойцов. У них завязался роман, который не стал «военно-полевым», а завершился законным браком. Пройдя обучение, бабушка стала операционной сестрой и работала вместе с дедом. А в январе 1945 года родила ему в Москве сына Юрия – моего отца.

Бабушку Фалю я помню лучше других своих предков-фронтовиков. Она даже возила меня в Москву к своим дальним родственникам. Тогда я в отроческом возрасте впервые воочию увидел столицу нашей Родины.

Моей бабушке не то чтобы очень везло в жизни. В лихие послевоенные годы бабушку ограбили в поезде, вырезав из сумки абсолютно все документы, и большую часть жизни ветераном Великой Отечественной официально ее не признавали. Восстановить бумаги удалось через очень много лет, и свою заслуженную ветеранскую медаль отважная санитарка и медсестра получила уже незадолго до смерти.

 

После войны

Мой отец числится москвичом только по рождению. Еще в дошкольном возрасте они вместе с мамой переехали в Сталинабад, нынешний Душанбе, где после демобилизации из рядов Красной Армии снова работал гражданским врачом его отец. В 1948 году дед оказывал медицинскую помощь многочисленным раненым во время одного из самых разрушительных землетрясений в истории человечества в Ашхабаде. Трагедия унесла несколько десятков тысяч жизней, а пострадавших было еще больше. Работать приходилось в тяжелейших условиях полностью разрушенного города. По воспоминаниям очевидцев тех событий, из-за угрозы заражения в жару приходилось ампутировать конечности, которые в обычных условиях можно было спасти.

Затем азиатский этап в жизни деда подошел к концу, и он вместе с семьей переехал в Армавир Краснодарского края, где прошли детство, отрочество и ранняя юность моего отца. Алексей Ермилович Секачев до самой пенсии работал заведующим хирургическим отделением городской больницы и спас еще многие и многие жизни людей. Продолжать и далее служить своему призванию не позволило подорванное на войне здоровье – работа почти в круглосуточном режиме в тяжелейших стрессовых условиях даром не проходит.

Моего отца призвали в армию, и в этот период мы вместе с мамой жили в Армавире, где я успел познакомиться с дедом Лешей. Он совсем недавно перенес инфаркт, но стойко терпел мои прыжки у себя на животе.

Алексей Ермилович Секачев умер 10 апреля 1973 года, так и не дождавшись демобилизации своего сына с военной службы. Батя каким-то чудом успел приехать на похороны – такси остановилось около дома, когда тело его отца уже выносили…

Мой дед навсегда остался в Армавире, и мы с отцом регулярно бываем на его могиле. Обязательно поедем и в этом году, когда окончательно установится теплая погода. Приведем место вечного упокоения в порядок, возложим к памятнику цветы и, конечно, прикрепим георгиевскую ленточку.

Фото из семейного архива автора

Читайте также

Традиционное меню и новый салат

Есть у нас в семье традиция. Накануне Нового года мы с мужем обсуждаем меню. Так было ещё в начале нашей семейной жизни. Сейчас, конечно, в меню мы вносим коррективы с пометкой «для детей». Однажды я написала меню на листе формата А4, а муж ознакомился со списком блюд и поставил визу: "Согласовано". И расписался. Конечно, всё это обсуждение больше игра, так как часть блюд неизменно остаётся в списке из года в год. Салат оливье, как вы понимаете, возглавляет этот список. Но  это вовсе не значит, что не стоит пробовать что-то новое. Или забытое старое.

22 декабря

«Виктор» остановил в Ставрополе чемпиона страны

Павел Тураев мог за 58 секунд до конца поставить точку в матче, но Вадим Богданов был против. «Викторианцы» не расстроились этому факту и качественно отработали в обороне, вынудив ошибиться соперника, оставив не только мяч за собой, но и матч. 27:26 – «Виктор» побеждает чемпиона страны, сокращая отставание от него до одного очка, еще и упрочив свои позиции в борьбе за четвертую строчку в турнирной таблице.

21 декабря

Два победителя конкурса минтруда и соцзащиты края – журналисты «Вечерки»

На итоговом заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18 декабря по сложившейся традиции провели награждение победителей и лауреатов ряда краевых конкурсов.

20 декабря

Эту операцию уникальной признавали даже враги

25 лет назад был закрыт чеченский участок Государственной границы нашей страны с Грузией. Значение этого события в истории постсоветской России очень велико. Без него ни о каком установлении конституционного порядка в Чечне даже речи идти не могло, равно как и о сохранении территориальной целостности самой России.

20 декабря