Выставка «Сокровища культурного наследия в зеркале времени» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств работает с конца прошлой недели. Она открылась 18 апреля – в День памятников и исторических мест.
Мягкая сила
Это очень символично: открытие выставки проходило в здании, которое само является памятником архитектуры федерального значения, а экспозиция составлена из произведений русских и зарубежных художников, запечатлевших в своих работах уникальные уголки природы, дворцы королей и лачуги бедняков благословенной Европы, палестинских кочевников в жаркой пустыне и окоченевшие деревья возле скованного льдом пруда возле Гатчинского дворца... Разные годы, разные художники, разные стили и направления, разные страны – но все художественные полотна, ковры, скульптуры словно живые, одушевленные. Они не экспонаты, они дышат, они живут каждый в своем времени. Очень точное название у этой выставки – «Сокровища культурного наследия в зеркале времени».
Ученый секретарь музея изобразительных искусств Ольга Бендюк сказала на церемонии открытия, что выставка посвящена Году защитника Отечества и 80-й годовщине Победы советского народа над фашизмом. Потому что сегодня, точно так же как и в Великую Отечественную войну, от вражеских козней и прямых атак приходится защищать и культурное наследие нашей страны. Попытки уничтожения шедевров архитектуры, живописи, литературы – это тоже геноцид... Военные противостоят этому на поле боя, но с происками врагов можно и нужно бороться и посредством «мягкой силы»... Например, такой притягательной и познавательной, как эта выставка.

Кроме эстетического удовольствия, посетителей переполняет и чувство гордости. Каким же богатством обладает, оказывается, Ставропольский музей изобразительных искусств. В экспозиции что ни работа, то шедевр. Даже миниатюрные картины кисти неизвестных художников – их богатые путешественники XIV–XV веков увозили с собой из Венеции или Сицилии в качестве открыток и сувениров, желая оставить на память что-то из очаровавших их видов диковинных городов. Безусловно, шедеврами являются и шпалеры – уникальные ковры, каждый из которых тоже художественное полотно, только не нарисованное, а тканное. Они были очень дорогими, даже становились предметами военной контрибуции.
Из коллекции Александра III
Каждая картина в экспозиции достойна отдельного описания. И искусствовед Людмила Волошенко очень интересно и вдохновенно о них рассказывала. Мы же остановимся на двух полотнах, в которых, кажется, ничего схожего нет. «Вид на город Константинополь» и «Вид на Гатчинский дворец» и авторы разные – вряд ли датский художник-маринист Даниэль Герман Антон Мельби и русский живописец Юрий Клевер были знакомы друг с другом – у них больше 30 лет разница в возрасте, да и география творчества разная. Где берег турецкий, а где резиденция российских императоров, построенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга... И тем не менее есть в этих картинах нечто схожее.
– Это не «Вид на город Константинополь», – сказал кто-то из посетителей. – Это портрет корабля... Да у этого фрегата, качающегося на волнах, чувствуются и судьба, и характер. И это главное в картине, главный герой которой – корабль, а берег и пестрые постройки где-то за ним создают настроение, передают колорит...

Точно так же и «Вид на Гатчинский дворец» можно назвать портретом старого дерева. Действительно, сам дворец виден лишь издали – за порослью облетевшего кустарника и подернутого льдом маленького пруда. А вот этот дуб – с черными, скрученными от возраста и ветров ветвями, похожими на искореженные временем и хворями руки старого человека, – притягивает, поглощает все внимание... Удивительно, что такой эффект восприятия и у детей присутствует.


Людмила Волошенко рассказала о том, что ученики одной из школ писали сочинение по этой экспозиции. Они могли взять для описания любую картину – на выбор. Но большинство детей выбрали именно эту. Многим ребятам это старое дерево, застывший пруд и Гатчинский дворец навеяли сказочные мотивы. А точнее – настроение сказки Шарля Перро «Спящая красавица»...
Кстати, наш музей изоискусств с Гатчинским дворцом имеет свои точки соприкосновения. Например, известно, что в бытность государем Александра III там висела картина «Дорога в Кахетию», приобретенная царем-миротворцем во время поездки на Кавказ. Теперь это полотно – в фондах Ставропольского музея. Может быть, Александр III приобрел бы для своей коллекции впоследствии и «Вид на Гатчинский дворец», если бы пережил 1894 год, когда эта картина была написана... Он, похоже, любил такие «одушевления» на художественных полотнах... Ведь «Вид на город Константинополь» государь-император в свое время тоже для своей коллекции приобрел. А после революции она была национализирована, распределена по музеям разных городов... В частности – в Ставрополь...
И это только часть великого культурного наследия, которое бережно хранится в музейных фондах...
Фото Александра ПЛОТНИКОВА