В зеркале времени | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Даниэль Герман Антон Мельби. «Вид на город Константинополь» (1862)
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
В зеркале времени

В зеркале времени

21 апреля
18:16

Выставка «Сокровища культурного наследия в зеркале времени» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств работает с конца прошлой недели. Она открылась 18 апреля – в День памятников и исторических мест.

 

Мягкая сила

Это очень символично: открытие выставки проходило в здании, которое само является памятником архитектуры федерального значения, а экспозиция составлена из произведений русских и зарубежных художников, запечатлевших в своих работах уникальные уголки природы, дворцы  королей и лачуги бедняков благословенной Европы, палестинских кочевников в жаркой пустыне и окоченевшие деревья  возле скованного льдом пруда возле Гатчинского дворца...  Разные годы, разные художники, разные стили и направления, разные страны – но все художественные полотна, ковры, скульптуры словно живые, одушевленные. Они не экспонаты, они дышат, они живут каждый в своем времени. Очень точное название у этой выставки – «Сокровища культурного наследия в зеркале времени».

Ученый секретарь музея изобразительных искусств Ольга Бендюк сказала на церемонии открытия, что выставка посвящена Году защитника Отечества и 80-й годовщине Победы советского народа над фашизмом.  Потому что сегодня, точно так же как и в Великую Отечественную войну, от вражеских козней и прямых атак приходится защищать и культурное наследие нашей страны.  Попытки уничтожения шедевров архитектуры, живописи, литературы – это тоже геноцид... Военные противостоят этому на поле боя, но с происками врагов можно и нужно бороться и посредством «мягкой силы»... Например, такой притягательной и познавательной, как эта выставка.

Знакомство с уникальными полотнами

Кроме эстетического удовольствия, посетителей переполняет и чувство гордости. Каким же богатством обладает, оказывается, Ставропольский музей изобразительных искусств. В экспозиции что ни работа, то шедевр. Даже миниатюрные картины кисти неизвестных художников – их богатые путешественники XIV–XV веков увозили с собой из Венеции или Сицилии в качестве открыток и сувениров, желая оставить на память что-то из очаровавших их видов диковинных городов. Безусловно, шедеврами являются и шпалеры – уникальные ковры, каждый из которых тоже художественное полотно, только не нарисованное, а тканное. Они были очень дорогими, даже становились предметами военной контрибуции.

 

Из коллекции Александра III

Каждая картина в экспозиции достойна отдельного описания. И искусствовед Людмила Волошенко очень интересно и вдохновенно о них рассказывала. Мы же остановимся на двух полотнах, в которых, кажется, ничего схожего нет. «Вид на город Константинополь» и «Вид на Гатчинский дворец» и авторы разные – вряд ли датский художник-маринист Даниэль Герман Антон Мельби и русский живописец Юрий Клевер были знакомы друг с другом – у них больше 30 лет разница в возрасте, да и география творчества разная. Где берег турецкий, а где резиденция российских императоров, построенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга... И тем не менее есть в этих картинах нечто схожее.

– Это не «Вид на город Константинополь», – сказал кто-то из посетителей. – Это портрет корабля... Да у этого фрегата, качающегося на волнах, чувствуются и судьба, и характер. И это главное в картине, главный герой которой – корабль, а берег и пестрые постройки где-то за ним создают настроение, передают колорит...

Рафаил Левицкий. «Мостик в лесу (1885–1886)

Точно так же и «Вид на Гатчинский дворец» можно назвать портретом старого дерева. Действительно, сам дворец виден лишь издали – за порослью облетевшего кустарника и подернутого льдом маленького пруда. А вот этот дуб – с черными, скрученными от возраста и ветров ветвями, похожими на искореженные временем и хворями руки старого человека, – притягивает, поглощает все внимание... Удивительно, что такой эффект восприятия и у детей присутствует.

Юрий Орлов. «Новодевичий монастырь» (1957)

 

Размышления возле скульптуры

Людмила Волошенко рассказала о том, что ученики одной из школ писали сочинение по этой экспозиции. Они могли взять для описания любую картину – на выбор. Но большинство детей выбрали именно эту. Многим ребятам это старое дерево, застывший пруд и Гатчинский дворец навеяли сказочные мотивы. А точнее – настроение сказки Шарля Перро «Спящая красавица»...

Кстати, наш музей изоискусств с Гатчинским дворцом имеет свои точки соприкосновения. Например, известно, что в бытность государем Александра III там висела картина «Дорога в Кахетию», приобретенная царем-миротворцем во время поездки на Кавказ. Теперь это полотно – в фондах Ставропольского музея. Может быть, Александр III приобрел бы для своей коллекции впоследствии и «Вид на Гатчинский дворец», если бы пережил 1894 год, когда эта картина была написана... Он, похоже, любил такие «одушевления» на художественных полотнах... Ведь «Вид на город Константинополь» государь-император в свое время тоже для своей коллекции приобрел. А после революции она была национализирована, распределена по музеям разных городов... В частности – в Ставрополь...

И это только часть великого культурного наследия, которое бережно хранится в музейных фондах...

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Читайте также

Увеличение выплат военнослужащим, корректировки бюджета, учреждение комитета транспортного обслуживания

Под председательством Георгия Колягина состоялось очередное заседание Ставропольской городской Думы

24 октября

Электрическая тяга судьбы

Валерий Михальченко 39 лет работает водителем троллейбуса

24 октября

Ставропольская «Вольница» отметила юбилей

В минувший вторник в детской школе искусств краевого центра отметила своё 25-летие Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница».

24 октября

Том Сойеры советского разлива

Сегодня в нашей ежемесячной кинорубрике мы обратимся к классике отечественного искусства. Хочется вспомнить и обсудить фильмы, снятые в 70-х годах по мотивам повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Эти шедевральные работы стали своеобразным советским ответом на экранизацию известного романа Марка Твена.

24 октября