В зеркале времени | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Даниэль Герман Антон Мельби. «Вид на город Константинополь» (1862)
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
В зеркале времени

В зеркале времени

21 апреля
18:16

Выставка «Сокровища культурного наследия в зеркале времени» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств работает с конца прошлой недели. Она открылась 18 апреля – в День памятников и исторических мест.

 

Мягкая сила

Это очень символично: открытие выставки проходило в здании, которое само является памятником архитектуры федерального значения, а экспозиция составлена из произведений русских и зарубежных художников, запечатлевших в своих работах уникальные уголки природы, дворцы  королей и лачуги бедняков благословенной Европы, палестинских кочевников в жаркой пустыне и окоченевшие деревья  возле скованного льдом пруда возле Гатчинского дворца...  Разные годы, разные художники, разные стили и направления, разные страны – но все художественные полотна, ковры, скульптуры словно живые, одушевленные. Они не экспонаты, они дышат, они живут каждый в своем времени. Очень точное название у этой выставки – «Сокровища культурного наследия в зеркале времени».

Ученый секретарь музея изобразительных искусств Ольга Бендюк сказала на церемонии открытия, что выставка посвящена Году защитника Отечества и 80-й годовщине Победы советского народа над фашизмом.  Потому что сегодня, точно так же как и в Великую Отечественную войну, от вражеских козней и прямых атак приходится защищать и культурное наследие нашей страны.  Попытки уничтожения шедевров архитектуры, живописи, литературы – это тоже геноцид... Военные противостоят этому на поле боя, но с происками врагов можно и нужно бороться и посредством «мягкой силы»... Например, такой притягательной и познавательной, как эта выставка.

Знакомство с уникальными полотнами

Кроме эстетического удовольствия, посетителей переполняет и чувство гордости. Каким же богатством обладает, оказывается, Ставропольский музей изобразительных искусств. В экспозиции что ни работа, то шедевр. Даже миниатюрные картины кисти неизвестных художников – их богатые путешественники XIV–XV веков увозили с собой из Венеции или Сицилии в качестве открыток и сувениров, желая оставить на память что-то из очаровавших их видов диковинных городов. Безусловно, шедеврами являются и шпалеры – уникальные ковры, каждый из которых тоже художественное полотно, только не нарисованное, а тканное. Они были очень дорогими, даже становились предметами военной контрибуции.

 

Из коллекции Александра III

Каждая картина в экспозиции достойна отдельного описания. И искусствовед Людмила Волошенко очень интересно и вдохновенно о них рассказывала. Мы же остановимся на двух полотнах, в которых, кажется, ничего схожего нет. «Вид на город Константинополь» и «Вид на Гатчинский дворец» и авторы разные – вряд ли датский художник-маринист Даниэль Герман Антон Мельби и русский живописец Юрий Клевер были знакомы друг с другом – у них больше 30 лет разница в возрасте, да и география творчества разная. Где берег турецкий, а где резиденция российских императоров, построенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга... И тем не менее есть в этих картинах нечто схожее.

– Это не «Вид на город Константинополь», – сказал кто-то из посетителей. – Это портрет корабля... Да у этого фрегата, качающегося на волнах, чувствуются и судьба, и характер. И это главное в картине, главный герой которой – корабль, а берег и пестрые постройки где-то за ним создают настроение, передают колорит...

Рафаил Левицкий. «Мостик в лесу (1885–1886)

Точно так же и «Вид на Гатчинский дворец» можно назвать портретом старого дерева. Действительно, сам дворец виден лишь издали – за порослью облетевшего кустарника и подернутого льдом маленького пруда. А вот этот дуб – с черными, скрученными от возраста и ветров ветвями, похожими на искореженные временем и хворями руки старого человека, – притягивает, поглощает все внимание... Удивительно, что такой эффект восприятия и у детей присутствует.

Юрий Орлов. «Новодевичий монастырь» (1957)

 

Размышления возле скульптуры

Людмила Волошенко рассказала о том, что ученики одной из школ писали сочинение по этой экспозиции. Они могли взять для описания любую картину – на выбор. Но большинство детей выбрали именно эту. Многим ребятам это старое дерево, застывший пруд и Гатчинский дворец навеяли сказочные мотивы. А точнее – настроение сказки Шарля Перро «Спящая красавица»...

Кстати, наш музей изоискусств с Гатчинским дворцом имеет свои точки соприкосновения. Например, известно, что в бытность государем Александра III там висела картина «Дорога в Кахетию», приобретенная царем-миротворцем во время поездки на Кавказ. Теперь это полотно – в фондах Ставропольского музея. Может быть, Александр III приобрел бы для своей коллекции впоследствии и «Вид на Гатчинский дворец», если бы пережил 1894 год, когда эта картина была написана... Он, похоже, любил такие «одушевления» на художественных полотнах... Ведь «Вид на город Константинополь» государь-император в свое время тоже для своей коллекции приобрел. А после революции она была национализирована, распределена по музеям разных городов... В частности – в Ставрополь...

И это только часть великого культурного наследия, которое бережно хранится в музейных фондах...

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа