«Вечерка» идет в школу | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Леночка Бугаева, Наташа Данилова, Саша Иштуганов
«Вечерка» идет в школу

«Вечерка» идет в школу

30 августа 2024
20:04

Вот и лето прошло. В этом году оно хитро прибавило себе и юным гражданам школьного возраста один сентябрьский день, выпавший на воскресенье.  А потом наступит он - самый «букетный» день в году, с которого в допетровскую эпоху новый год начинался, ну а потом - просто учебный год.

 

Мы в суетной своей жизни редко задумываемся над тем, что значит для нас 1 сентября. Ну как минимум тот, который случился в нашей жизни лет этак ...цать, или даже ...сят назад. Но стоит хоть на несколько минут притормозить в нашей ежедневной круговерти, оглянуться, вспомнить, как шел первый раз в первый класс... И получается, что именно с этого дня для большинства из нас не только школьный, а жизненный путь начинался... Сегодня дружный коллектив «Вечернего Ставрополя», в преддверии 35-летия родной газеты, вспоминает начало большого пути - свое главное 1 сентября.

 

Самый главный день

Маленькая Леночка Бугаева (ныне директор МУП «Издательский Дом «Вечерний Ставрополь» Елена Виславовна Шапошникова) 1 сентября 1979 года шла на первую школьную линейку как на праздник. Праздником это было для всей ее большой дружной семьи. Особой гордостью Лены был чудесный лаковый ранец, присланный ее тетей из Москвы: красивый, блестящий, даже с картинками (яркими весёлыми гномами). Таких у светлоградских школьников того времени не было. Советская промышленность детишек изысками не баловала. Школьные принадлежности стоили копейки, но красотой не отличались. Словом, Леночке с ее распрекрасным ранцем одноклассники по-доброму завидовали. Особенно зимой, когда первоклассница Лена на крейсерской скорости слетала на своем ранце с горки. Скользил он классно - не хуже нынешних «ледянок», все санки обгонял...

Ну а в первый свой учебный день маленькая Лена услышала слова педагогов, значение которых оценила много позже. Завуч, глядя на нарядных радостных первоклассников, сказала стоявшей рядом учительнице:

- Как важно, чтобы ребята навсегда запомнили этот день, чтобы их сегодня поддержали родители... Ведь это один из самых важных дней в жизни.

- Наши учителя с первого дня видели в нас личность, - говорит Елена Виславовна. - Они не просто давали нам знания. Они учили нас добру. Моя первая учительница Татьяна Михайловна Польская, мой классный руководитель Валентина Ивановна Ходакова, которая с такой любовью вводила в мир русского языка и литературы. С этой любви у меня все в жизни и начиналось. Я профессию благодаря им выбрала.

Елена вспоминает, как торжественно проходил прием первоклассников в октябрята и с каким трепетом в третьем классе ребята ждали приема в пионеры. Много хорошего было, а вот зла и жестокости ребята не видели, не сталкивались они с этим. Наоборот, слабых хотелось поддержать. В их классе была девочка с ДЦП, училась она в основном дома. Так ребята ее не только не дразнили и не обижали – они к ней в гости  приходили очень часто, проведывали, угощения приносили, играли с ней, шутили, песни пели... И девчушка каждый раз радовалась одноклассникам... Их, кстати, никто не заставлял это делать – ни учителя, ни родители не давали детям такого поручения... Добрые дела совершаются по зову сердца. Так и было.

- Я не могу назвать мои школьные годы золотым временем, - говорит Елена Виславовна, - хотя оно было замечательным. Просто все «золотое», лучшее дается большим трудом. Хотя учиться мне нравилось, я любила этот процесс, обожала читать. Но я была учительским ребенком – мама преподавала в нашей школе математику. Соответственно, халтурить я не могла и не из-за контроля, я маму не могла подвести...

Но на маленькие хитрости будущий директор «ВС» иногда пускалась – не за себя, а за одноклассников болея. Мама Лены одно время не могла понять, как так получается, что класс ее дочери все контрольные решает на 5. Отличники, хорошисты, троечники сдавали работы, в которых не было ни единой ошибки. Стоило провести внеплановую проверочную работу, результаты получались разные. А на контрольной опять у всего класса – полное математическое просветление и абсолютно верное решение примеров и задач. А это доча, зная, что контрольные работы мама берет из журнала «Математика в школе», заранее выписывала задания двух вариантов, решала их и раздавала одноклассникам. Ребятам, конечно, такая система нравилась, но недолго она работала. Мама вычислила виновника массового математического феномена.  Теперь об этом случае в их семье со смехом вспоминают. А вообще, смех, шутки песни звучали в их доме часто. Он был большой и гостеприимный. А поскольку понятия «корпоратив» в те годы еще не существовало, то праздники учительского коллектива тоже у них в доме проходили.

Но даже из всех этих душевных и радостных праздников Елене Шапошниковой особо памятен тот, что подготовили для нее родные люди в ее первый школьный день 1 сентября 1979 года. Дом был украшен, а за большим столом собралась вся семья и родственники. Девочка была счастлива, даже счастливее, чем в собственный день рождения... Ей было семь лет, но Лена уже тогда поняла, почувствовала, что это один из самых радостных, самых главных дней в ее жизни.

 

Маленькая победа

А вот для редактора сайта газеты «Вечерний Ставрополь» Натальи Ардалиной школа начиналась с маленькой победы. Наташа (тогда она была Данилова) сумела доказать, что может стать ученицей 1-го класса.

На дворе стоял 1984 год. Тогда только-только начали говорить об эксперименте по набору в первые классы «шестилеток». Но сам эксперимент еще и не внедрялся толком. А Наташа в свои шесть лет уже бегло читала и хорошо считала. Только вот она была совсем крохотная. Прямо Дюймовочка.

- Да вы что, куда ей в школу! - искренне убеждал Наташину маму директор. – Она же такая маленькая! Пусть в садик еще годик походит.

Наташа не хотела обратно в садик, она так гордилась тем, что станет первоклассницей, и так ей стало обидно, что девочка горько расплакалась.

Директор Юлий Георгиевич   аж руками всплеснул:

- Ну вот, она еще и плачет!

Мама все-таки убедила директора послушать, как девочка читает. Он засуетился, оглядывая кабинет, пытаясь найти какую-нибудь детскую книжку. Но тут кроха решила проявить инициативу. Вытерев слезы, девчушка развернула лежавшую на краю стола брошюру – какую-то педагогическую методичку – и абсолютно спокойно начала зачитывать пропечатанные там рекомендации. Шпарила в буквальном смысле как по-писаному... Директор притих, потом немного поспрашивал шуструю «шестилетку» по цифрам и счету, с чем «Дюймовочка» легко справилась. Больше Юлий Георгиевич не возражал против зачисления этой маленькой девочки в его школу. Это была первая большая Наташина личная победа.

Ей даже доверили давать первый звонок на торжественной линейке 1 сентября. Маленькую Наташу усадили на плечо высоченного десятиклассника, дали в руки колокольчик с ленточкой.

Тут Наташе вновь пришлось побеждать – теперь уже собственный страх. Парень, что нес ее на плече, и правда был очень высокий. Наташа одной рукой все время хватала его за шею или подбородок, боясь свалиться с высоты. «Не знаю, как я его не удушила!» - смеется она. А еще ведь в колокольчик надо было звонить. А он тяжелый! Наташа его еле-еле одной ручкой удерживала... Так первый звонок в тот день в школе №3   города Нефтекумска был скорее легким позваниванием с большими интервалами.

Потом в районной газете вышел репортаж с торжественной линейки с Наташей Даниловой на первой полосе. Мама до сих пор жалеет, что дома такой фотографии не сохранилось...

А 10 лет спустя выпускница и серебряная медалистка Наташа Данилова давала уже последний звонок для своих одноклассников.  Колокольчик уже не казался тяжелым, легко двигаясь в руке юной девушки, он звонил радостно и заливисто...

 

Лихой математический класс

Художественный редактор издательско-производственного отдела Александр Иштуганов шел 1 сентября 1968 года в первый класс ставропольской школы № 3.

От дома было далековато, но парень еще до школы проявлял интерес и способности к математике. А именно в третьей школе набирали первый класс с математическим уклоном. Замечательный, кстати, класс оказался – дружный, до сих пор связи друг с другом ребята не теряют. Собирались на 40-летие выпуска. Внуки уже у всех, а встретились и словно сбросили с плеч груз десятилетий. Александр говорит, в тот вечер его бывшие одноклассники прямо на глазах молодели. Отплясывали здорово. «Каким был наш лихой 10-й Б, таким и остался, - заметил он, помолчал и добавил: - И знания нам учителя давали мощные. Я легко в институт поступил. На вступительных на вопросы по трем билетам успел ответы подготовить: по своему и еще двух товарищей. И все поступили...»

 

Недетское понимание

Лена Павлова

А с моего 1 сентября 1970 года фотографий не осталось. Только вот эта – где я на три года старше. Но свой поход в первый раз в первый класс я очень хорошо помню. Я была такая мелкая, что мама купленное самое маленькое форменное платьице долго подшивала и ушивала. А вот с портфелем было сложнее, он волочился по земле. И мама, забрав его у меня еще за два квартала от школы, так и не выпускала из рук ни меня, ни мой портфель на протяжении всей торжественной линейки и даже после ее окончания. Я, конечно, нас со стороны не видела, но, видимо, это было смешно: тетенька тожественно следует в школу в колонне первоклашек. Но тут ее заметила наша учительница:

- Мамаша, - сказала она достаточно сурово, - отдайте школьнице портфель, и пусть она идет заниматься...

Мою первую учительницу звали Полина Ивановна. Я не помню ее фамилию. Училась у нее только год. Она многим казалась странной, с родителями могла быть резкой. Некоторые на это даже жаловаться директору ходили... Но всего один раз. Он объяснил: «Полина Ивановна – очень хороший учитель. Поэтому и прощают ей некоторые странности. Они у нее с войны. На ее глазах трехлетняя дочка во время бомбежки погибла... С тех пор она одна, своих детей у нее больше не было... Полина Ивановна чужим всю жизнь посвятила. И вы скоро поймете – она искренне детей любит».

Это было правдой. Резкой с учениками моя первая учительница никогда не была. Строгой была, но не грубой... И то, что она детей и конкретно меня любила, я поняла, только когда переводилась в другую школу. Когда мы с отцом пришли за документами, она всплеснула руками: «Не отдам». Потом прижала меня к себе, погладила по голове и, смахнув слезы, с грустной улыбкой сказала моему папе: «Забираете у меня самую лучшую девочку»... Когда мы уходили, она помахала нам вслед... А мне хотелось к ней снова прижаться. Я не могла бы объяснить тогда этих своих порывов. Просто впервые я почувствовала, что такое материнское горе, не лечит время его... А еще почувствовала силу человека, который все потеряв не теряет способности любить...

 

Слушай свое сердце

Главный бухгалтер Ольга Копиченко (Викторова) свой первый день в школе не помнит. Кроме того, что этот день подарил ей встречу с замечательным человеком  Натальей Егоровной Николенко, ее первой учительницей. А потом у Ольги была еще одна любимая учительница Ольга Ивановна Чернобай. Уж больше 20 лет прошло после школы, давно Ольга уехала из родного села Шангала Петровского района, но педагогов своих не забывает. «Они нам как мамочки были! - ласково говорит она. – Я до сих пор с ними дружу, советуюсь»... Разные были вопросы, разные советы, но главный, который Ольга на всю жизнь запомнила, был такой: «Слушай свое сердце».

Ваша ученица следует этому совету, уважаемые педагоги. Оля у нас человек душевный, с большим сердцем....

Корректор Ирина Мирошникова (Федеряева)  тоже с благодарностью и теплотой вспоминает своего классного руководителя Тамилу Валерьяновну Чаганаву, которая и в походы с классом ходила, и в футбол играла.  Не только мальчишки, но и девочки были большими любителями погонять мяч. Ее энергии и души хватало на все и на всех. Наверное, оттого и многонациональный класс был дружный. Таким был и весь Тбилиси конца 60-х – начала 70-х – шумным, гостеприимным, дружным... Сейчас это вспоминается с ностальгией. Но настоящей дружбе не могут помешать ни политика с геополитикой, ни войны, ни воздвигнутые между бывшими братскими республиками границы. Иринины одноклассники по разным странам разлетелись. Кто в России, кто в Грузии, кто в Армении, а еще – в Греции, Германии, Испании, на Кипре. А переписываются, созваниваются. На Новый год Ирине звонили Тамара и Алеко из Тбилиси. Так хорошо поговорили, в гости приглашали... Иногда и правда очень хочется поехать, все-таки великая сила притяжения у школьного детства.

Корректор Татьяна Щипилова (Андреева) со своими школьными подружками Мирой и Зиной раньше часто встречались, нынче приходится это делать на нейтральной территории – то в Турции, то в Грузии. Потому что одна живет в России, другая – в Беларуси, третья – в Литве. Вот ведь как бывает: три семилетние девчушки встретились 1 сентября 1966 года, этот день остался в их памяти, и все 10 лет в школе они дружили. На фотографии наша Таня смущенно прячет личико в цветы. И прижимает к себе портфель. Одна она тогда пришла в школу с портфелем. Уроков-то не было – только линейка.

Эта школа в литовском городке Шауляй и сейчас «как живая» у Татьяны перед глазами стоит: деревянная, двухэтажная... С жарко натопленной печкой. Аккуратненькая, прибранная, чистенькая с партами, покрытыми лаком... Колоритная была школа. Да и  вообще Шауляй городок колоритный.

- Тепло от этой школьной печки я до сих пор храню, - говорит Татьяна и вспоминает изречение Пауло Коэльо: «Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома».

 

В первый класс  в новой школе

А вот как вспоминает о школе наш инспектор по кадрам – секретарь Марина Ильченко:

- В сентябре 1974 году я пошла в первый класс СШ № 14. Школа была новая, только что построенная. Мы, первоклашки, были ее первыми учениками. Все остальные учащиеся пришли сюда из близлежащих 6-й и 25-й школ. Помню, как летом мы с мамой ходили в школу с тряпками и ведрами, чтобы отмыть полы и окна в только что введенной в эксплуатацию новенькой школе. 1 сентября было тревожно и в то же время радостно. Мы, первоклашки, стояли во дворе с букетами астр, гладиолусов и георгин и радовались тому, что уже не детсадовцы, а почти взрослые… Первую учительницу помню с трудом, так как за три года начальной школы в нашем 1-м «Б» они почему-то часто менялись. Учиться было интересно, потому что все для нас было в новинку. Новенькие парты, доска, все пахнет свежей известкой. Училась я хорошо, появились  подружки. Дружила я с Наташей Дашковой.

В эту же школу спустя четыре года пришла работать учителем  моя мама Евгения Макаровна Ильченко, она преподавала физику и астрономию (был такой предмет в школьной программе). Училась я в  СШ №14  до 6-го класса, потом наша семья переехала. Но это уже другая история...

 

Родом из детства

И.о. главного редактора «Вечерки» Ольга Метелкина в первый класс особо не стремилась. Ее пугала новая обстановка и множество незнакомых детей. А еще было неудобное коричневое платье с воротничком под горло… Начальная школа в военном городке под Псковом размещалась в маленьком двухэтажном здании, окруженном кленами, листья на которых уже в начале осени становились золотыми. Сюда мама и привела Олю первый раз в первый класс. Во дворе, где проходила праздничная линейка, было много нарядных ребятишек с разноцветными букетами: астры, флоксы, георгины, гладиолусы…

Класс оказался «густонаселенным»  - 40 человек - и многонациональным: русские, белорусы, украинцы, евреи, немцы, латышка, эстонец, татарин... Для школы в военном гарнизоне это было типичное явление. Однако «национальный вопрос» никогда не возникал. Разве что, когда разучивали танцы народов СССР и надо было шить соответствующие костюмы. Здесь-то приходилось учитывать некоторые особенности, к примеру, то, что белорусский орнамент на платье совсем не похож на грузинский, а крой юбки молдавского костюма отличается от русского народного. И то, что настанет время, когда украинская вышиванка из красивого наряда превратится в одиозный политический символ, тогда и в голову не могло прийти.

Из-за периодической ротации офицерского состава в военном городке с некоторыми одноклассниками, только подружившись, приходилось расставаться. Вместо них в класс приходили «новенькие». Ольге и еще нескольким ребятам повезло, они все десять лет учились вместе.

- Благодаря нашему классному руководителю Валентине Федоровне Зайцевой особенно крепко мы сдружились в 9-м — 10-м классах, - говорит она. - Для того чтобы на зимних каникулах поехать на экс-курсию в Киев, осенью мы собирали металлолом. Сами зарабатывали на аренду автобуса для поездки в театр в Псков. Родители наверняка не пожалели бы денег на наши путешествия, но хотелось доказать, что мы уже взрослые.

Классный руководитель поступала мудро, она знала, что, работая вместе для достижения общей цели, ребята лучше узнают друг друга и крепче подружатся. Так и вышло. Неслучайно же, окончив школу и разъехавшись по всей стране, бывшие одноклассники устраивают встречи в родной школе. Некоторые из них теперь «иностранцы» - живут в бывших союзных республиках, но это не мешает доброму общению.

Они часто вспоминают, как в день последнего звонка писали друг другу записки с пожеланиями и прогнозами на будущее. Ольге Метелкиной, хоть она и собиралась поступать в пединститут, прочили путь в журналистику. Ничего удивительного, ведь в старших классах Ольга была редактором школьной стенгазеты, а еще вместе с маленькой творческой группой готовила радиопередачи, которые из радиорубки транслировали на большой перемене.

Здесь не поспоришь с Антуаном де Сент-Экзюпери, считавшим, что все мы родом из детства.

Воспоминания собирала Елена ПАВЛОВА.

Автор: Елена Павлова
Поделиться:

Читайте также

Ретроточка «Воронцовская роща»: театральная  история

ного позже, в конце XX века, известный ставропольский краевед Герман Беликов, досконально изучивший архивные документы, рассказал, каким был театр Пахалова в его золотую пору. По этому описанию известный график и живописец Владимир Грибачев создал художественную реконструкцию здания. Именно по ней мы и можем теперь представить это здание в городской Воронцовской роще.

10 января

«Дети войны» показывают пример активной гражданской позиции

И, наконец, о работе отделений «Детей войны» в микрорайонах города. Хочу выразить благодарность Татьяне Иннокентьевне Дорофеевой, Ларисе Егоровне Топорищевой, Людмиле Константиновне Кузяковой, Валентине Михайловне Ткаченко, членам совета организации Нине Николаевне Беляевой, Лидии Антоновне Лупандиной и многим другим за их неоценимую помощь в работе на местах.

10 января

Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

Только одна исполнительница партии Мари сменила три наряда – бальное платье, потом чудесную ночную рубашку, ведь Щелкунчика она увидела во сне, и, наконец, балетную пачку, в которой главная героиня танцевала сольный танец со своим возлюбленным. Великолепен был и артист в красном мундире с золотыми пуговицами и белых брюках, исполнивший партию Щелкунчика. В спектакле «Нового классического балета» Михаила Михайлова на высоте было все – и кордебалет, и солисты. Ставропольские зрители увидели красивый классический балет, в котором всего хватило – и танцев на пуантах, и красивых фуэте.

10 января

Баскетбольный Краснодар:  огромные пробки и не самое лучшее качество игры

Мы покидали вечерний Краснодар тем же путем по ростовской трассе. То и дело по обочинам дороги в поле нашего зрения оказывались развалы с мандаринами – традиционным новогодним фруктом для россиян и главной «валютой» соседней Абхазии. На первый взгляд, их количества вполне хватит для насыщения миллионного населения столицы Кубани. А на трассе образовывалась очередная многокилометровая пробка, и это вечером в воскресенье. Что ж, до свидания, Краснодар! Здесь хорошо, но дома все-таки лучше.

10 января