Верность Родине и таланту | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Верность Родине и таланту

Верность Родине и таланту

1 августа
16:33

В архивном отделе города Ставрополя в фонде «Ставропольская краевая контора справочно-информационной службы «Крайсправка» на полках хранится тонкое дело, на обложке которого написано: «Личное дело художника художественной мастерской Гречишкина Павла Моисеевича», 1953 г.

Архивные документы открыли нам несколько интересных страниц из жизни Павла Моисеевича. На первом листе ровным каллиграфическим почерком выведено слово «Автобиография» и небольшой текст с жизнеописанием художника: «Я, Гречишкин Павел Моисеевич, родился

16 января 1922 г. в с. Татарка Ворошиловского р-на Ставропольского края, в 1939 году окончил 7 классов в с. Татарка, с 7 июня 1940 г. работал  в промартели «фотоработник» в должности художника... Отец, Гречишкин Моисей Федосеевич, в настоящее время колхозник проживает в  с. Татарка Ворошиловского р-на Ставропольского кр. Мать, Гречишкина Прасковья Алексеевна, проживает там же...».

Наш земляк был не только выдающимся художником, он внес свой вклад в приближение Победы в Великой Отечественной войне и оставил яркий, неизгладимый след в истории нашего города.

И на войне в свободные минуты  брался за карандаш

С ранних лет Павел Моисеевич страстно любил рисовать. Об искусстве ему специально никто не рассказывал, но родители поощряли увлечение сына живописью. В 1939 году, когда семья переехала в Ставрополь, Гречишкин начал заниматься в художественной мастерской Владимира Григорьевича Кленова. В этом же году его небольшие по размерам пейзажи были представлены на краевой выставке художников Ставрополья, однако активные занятия живописью прервала война.

«... 5 июня 1941 года был призван в Красную Армию...» - писал в автобиографии будущий художник. А через 17 дней после его призыва в армию началась Великая Отечественная война, которую Павел Моисеевич прошел рядовым 31-го отдельного автомобильного полка Южного фронта. Его боевой задачей было следить за чистотой и исправностью машины, загружать и разгружать военные грузы, раненых солдат, маскировать машину во время артналетов, приходилось и участвовать в боях. Все это происходило в тяжелых фронтовых и погодных условиях, несмотря на бездорожье, грязь, слякоть и снежные заносы, что впоследствии отразилось на его здоровье.

Но каждую свободную минутку на фронте Павел Моисеевич брался за карандаш и на любом свободном клочке бумаги рисовал с натуры портреты своих товарищей, разоренные, разбомбленные станицы или пейзажи.

В общей сложности Гречишкин провел в армии семь лет. В 1948 году его демобилизовали по состоянию здоровья как инвалида Великой Отечественной войны 3-й группы, о чем он написал в личном листке по учету кадров. О войне вспоминать никогда не любил, считал себя обычным рядовым солдатом. Только боевые награды напоминали ему о боях: орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Талант  и трудолюбие

После войны Павел Моисеевич полностью посвятил себя живописи. Уже в сентябре 1948 года он работал художником в клубе им. Гофицкого, который в то время располагался в здании краевого музея изобразительных искусств.

Далее была работа в художественной мастерской «Крайсправки». Молодого человека, подающего большие надежды, сразу зачислили на должность художника. 5 февраля 1951 года он приступил к работе и одновременно стал много рисовать. Павел Моисеевич обладал абсолютным врожденным художественным вкусом, мог уловить тончайшую разницу тонов, обладал феноменальной зрительной памятью и при этом во многом был самоучкой. Но самое главное - он был невероятно трудолюбив, мог упорно и много работать над оттачиванием своих навыков живописца.

Выдающийся дар Павла Моисеевича и его мастерство не остались незамеченными. Помимо основной работы в художественной мастерской «Крайсправки», Гречишкин принимал активное участие в различных выставках и тщательно к ним готовился. Оформление картин занимало очень много времени, поэтому ему приходилось брать отпуск, зачастую без сохранения заработной платы. В архивных документах сохранились его заявления, в одном из них 10 сентября 1953 года он писал: «Прошу предоставить мне отпуск без содержания с 14 по 19 сентября 1953 г. для подготовки к краевой художественной выставке». Руководство мастерской всегда шло навстречу талантливому художнику.

Особенно важными для П.М. Гречишкина были творческие командировки в Москву. В письме от 27 апреля 1953 года председатель Крайкома профсоюза рабочих коммунального хозяйства Соловьева Т.И. писала управляющему Ставропольской крайсправкой Орехову А.Е. следующее: «На основании разрешения ЦК профсоюза рабочих коммунального хозяйства от 14.04.53 № 7-10, Крайком профсоюза командирует работника художественной мастерской Крайсправки т. Гречишкина в творческую командировку в г. Москву с 6 мая по 25 мая 1953 года... Расходы по командировке за счет Крайкома профсоюза. Заработная плата сохраняется по месту работы».

Новый этап творчества

В конце 1953 года Павел Моисеевич уходит из художественной мастерской, чтобы полностью посвятить себя творческой работе. В своем заявлении управляющему Крайсправкой 4 декабря 1953 года он пишет: «На основании предложения дирекции Ставропольского фонда Союза Сов. художников о предоставлении мне возможности поступить в их мастерскую и заняться творческой работой и повышать теоретические знания в области живописи, прошу уволить меня с работы с 7 декабря 1953 г. из художественной мастерской Крайсправки для перехода в мастерскую фонда СССР».

В 1956 году Павла Моисеевича приняли в члены Союза художников СССР, а в 1980-м Павел Моисеевич был удостоен звания заслуженного художника России. В 1998 году, учитывая его особые заслуги перед городом, многолетнюю подвижническую деятельность, удостоенную огромного общественного признания, государственные награды за воинскую доблесть и мирный труд, за большой вклад в развитие культуры и искусства, решением Ставропольской городской Думы от 16 сентября 1998 года № 161 Гречишкину Павлу Моисеевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Ставрополя».

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

Долгими часами, днями и годами упорно оттачивалось мастерство живописца. Произведения П.М. Гречишкина экспонировались на многих художественных выставках как в нашей стране, так и за ее пределами, вот некоторые из них: выставка произведений художников РСФСР (1953 год), выставки «Советский Юг» (1954 год), «Советская Россия» (1960 год), персональные выставки пейзажей (1972 год), Всесоюзная художественная выставка «Советские художники об Индии» (1981 год), персональные выставки «Пейзажи Индии» (1982 год), «Индия глазами советских художников» (1982 год), 32-й Международный салон изобразительных искусств во Франции (1988 год) и другие.

В ряду мастеров с мировым именем

Умение видеть и чувствовать прекрасное, искренность, истинный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности искусства ставропольского художника.

Актом высокого гражданского долга Павла Моисеевича Гречишкина является безвозмездная передача в дар городу Ставрополю на открытии персональной выставки пейзажей в 1987 году около 250 произведений живописи. Экспозиция его работ развернута в картинной галерее П.М. Гречишкина в здании бывшей мечети, являющемся отделом Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Пейзажи Гречишкина хранятся и в частных коллекциях по всему миру. Галерея его имени, открытая еще при жизни художника, и картины, которые там хранятся, являются визитной карточкой Ставропольского края. И город бережно хранит наследие знаменитого художника.

3 июля 2009 года в возрасте 87 лет Павел Моисеевич ушел из жизни. Похоронили его на Игнатьевском кладбище. В 2022 году, к 100-летию со дня рождения Гречишкина, перед детской школой искусств на улице Дзержинского, 231а, краевой столицы был установлен памятник, запечатлевший художника сидящим за этюдником и работающим над очередным творением. Сегодня имя выдающегося ставропольского живописца стоит в ряду самых известных мастеров России и Европы.

Архивный отдел управления делопроизводства и архива администрации города Ставрополя

 

 

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа

«КАРДО» - Олимпиада в уличной культуре

Директор по развитию конкурс-премии Ксения Работенко рассказала, что церемония открытия проекта состоится 21 августа. Она пройдет на сцене «360 градусов». Подобного формата на фестивалях не было никогда в России. Открывать конкурс будут более 250 артистов как танцевального, так и экстремального направления. Таким образом, получится интересное шоу для каждого зрителя, ведь сценой станет практически вся площадь Ленина.

30 июля