Весна на стыке Европы и Азии | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Вид на Босфор
Весна на стыке Европы и Азии

Весна на стыке Европы и Азии

13 марта
20:32

Иногда спонтанно уходишь в отпуск, не строя никаких планов на путешествия, а они вдруг находят тебя сами. Так получилось и у меня. Совершить короткую поездку в крупнейший город Турции мне внезапно предложил мой друг Володя, и я не раздумывая согласился.

 

Четыре с половиной года назад мы уже имели опыт аналогичного короткого визита, впечатления от которого успели утратить остроту. За этот недолгий, по историческим меркам, период в мире случилось столько всего, что в более медленной эпохе хватило бы на целую жизнь – от пандемии коронавируса до специальной военной операции.

Выбором авиарейса занимался мой друг Владимир, бывавший в Турции очень много раз. В общем-то, с наличия в продаже билетов из Минеральных Вод в Стамбул по достаточно приемлемым ценам и родилась сама идея нашего путешествия. Более того, пока я принимал решение, стоимость перелета туда и обратно снизилась еще примерно на пять тысяч рублей. Это было окончательным сигналом к полету. Кстати, уже после покупки Володя сказал мне, что это будет последнее путешествие для меня с имевшимся в наличии заграничным паспортом, срок действия которого истекает в начале июля. Купи мы билеты чуть попозже, могли бы возникнуть проблемы при пересечении границы.

 

Перелет

Уже давненько не вылетал из аэропорта Минеральных Вод. Надо сказать, что некоторые изменения тут происходят, причем к лучшему. В частности, идет активное строительство телетрапов – специальных рукавов, по которым пассажиры могут напрямую из здания аэропорта попасть в самолеты. Действующая сейчас система доставки людей на воздушные суда автобусом уже, мягко говоря, архаична.

Полет в Стамбул на отечественном авиалайнере «Сухой Суперджет 100» – первом крупносерийном пассажирском самолете, разработанном в России после распада СССР, – занял чуть больше двух часов. Осуществляющая рейс российская авиакомпания придерживалась спартанского стиля создания комфорта для пассажиров – в ходе перелета нам предложили только по стакану прохладительных напитков при скромном выборе из четырех видов. Впрочем, цены на билеты, о чем я уже упоминал, были весьма умеренными, поэтому все логично.

Несмотря на ранний подъем в день вылета, задремать в не очень удобном и узком кресле мне не удалось, и я коротал время, попеременно слушая аудиокнигу и музыку. Наконец шасси самолета коснулись посадочной полосы стамбульского аэропорта, который здесь называют довольно просто – Новый или Третий.

 

Гигантская воздушная гавань

Впечатления от самого нового аэропорта турецкого мегаполиса стали для меня просто потрясающими. Он был открыт 29 октября 2018 года в районе Арнавуткей на территории европейской части Стамбула и находится на расстоянии 35 километров от центра города. В перспективе эта воздушная гавань имеет потенциал стать самой большой в мире и будет способна обслуживать около 150 миллионов пассажиров ежегодно с возможным расширением до 200 миллионов. Хаб Стамбула выступает местом сообщения практически со всеми странами, ведь отсюда совершаются рейсы по 350 направлениям. Кроме того, в здании аэродрома располагается самый большой отель Европы.

Огромный аэропорт

При попадании сюда путь как до выхода в город после прилета, так и до посадки при вылете кажется бесконечным. Неслучайно в целях экономии времени и энергии повсеместно установлены горизонтальные эскалаторы. Очевидно, что у аэропорта существуют значительные резервы для увеличения количества рейсов и потока пассажиров. Огромные пространства воздушной гавани кое-где даже кажутся полупустыми. Сейчас аэропорт обслуживает около 100 миллионов граждан множества государств в год, занимая по этому показателю седьмое место в мире.

После прохождения паспортного контроля мы выбрали вариант поездки в отель. Гостиница была заказана в районе Султанахмет или Фатих, где расположены многие музеи и исторические достопримечательности. В помощь нам пришел автобус №12, доходящий до ближайшей к месту нашего проживания остановки. От такси, которое нам, по-моему, по несколько завышенной цене в 65 долларов предложил сотрудник транспортной службы аэропорта, мы решили отказаться.

 

Крупнейший мегаполис Европы

Стамбул кажется большим, но на самом деле он огромный. За блицвизит просто невозможно получить полное впечатление от этого мегаполиса, к слову, четвертого по населению в мире и первого в Европе. Шестнадцать миллионов человек – это очень серьезно. В прошлый приезд мы не пожалели денег на персонального русскоговорящего гида из местных, который провел нас по собору Святой Софии, а потом на машине провез до места соединения пролива Босфор с Черным морем. К слову, мы тогда проехали по тем районам Стамбула, где живут одни турки и практически не бывает иностранцев. Получилось очень познавательно.

На остановке автобуса мы поймали такси и, сторговавшись за десять долларов, поехали в гостиницу. Водитель сразу же сказал нам на интернациональном языке: «Трафик проблем», и он был абсолютно прав. В шесть часов вечера огромный город стоял в пробках, что мы почувствовали еще в конце путешествия на автобусе. Темнеющее восточное небо постоянно разрезали полеты крупных и весьма упитанных чаек, выполняющих вблизи моря функцию наших голубей. Таксист вез нас узкими улочками, заполненными не только автомобилями, но и самыми разными видами транспорта для доставки товаров – от мотоциклов, мотороллеров и велосипедов с небольшими кузовами до самых обыкновенных тачек. Все это активным образом перемещалось в разных направлениях так, что рябило в глазах. И это движение никак нельзя было назвать «броуновским» – каждый пешеход и водитель четко знал свой маневр. Наше такси пусть и медленно, но уверенно двигалось, и через не очень продолжительное время мы добрались до отеля. Заселившись и слегка отдохнув, мы пошли перекусить, отведав прекрасного местного мяса с рисом и параллельно строя планы на завтра.

 

Прогулка по Босфору

Главным мероприятием нашего единственного полного дня пребывания в Стамбуле мы решили сделать двухчасовую морскую прогулку по заливу Босфор. В прошлый приезд мы воспользовались услугами частного катера, где были вдвоем. Это имело как свои плюсы из-за полной эксклюзивности, так и минусы ввиду отсутствия экскурсовода. В этот приезд мы решили прокатиться на небольшом туристическом судне, на борт которого взошло еще порядка сотни пассажиров. Что интересно, все они были турками, видимо, из других регионов страны. Прогулку сопровождали комментарии экскурсовода на английском языке и, что приятно, продублированные на русском.

Чайки на морской прогулке

За два часа морской прогулки мы увидели целую россыпь прекрасных достопримечательностей, на которые богато побережье пролива Босфор, соединяющего Черное море с Мраморным. Стартовала наша экскурсия от разводного Галатского моста через бухту Золотой Рог. На протяжении всей прогулки нас сопровождали чайки, покормить которых можно прямо с рук, если не бояться за свои пальцы. Это умело делал бармен на верхней палубе, который очень хорошо «набил руку» на процессе.

В рамках экскурсии мы увидели много нового и узнали немало интересного. В частности, дворец османских султанов Долмабахче, расположенный на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ. Трудно было оторвать глаз от Чирагана – единственного дворца в Стамбуле, построенного в европейском стиле, в здании которого в настоящее время расположен пятизвездочный отель. Прекрасно выглядит и летняя резиденция султанов Османской империи – дворец Бейлербейи.

С судна открывался вид на крепость Румелихисар, построенную на берегу Босфора в самой узкой его части на месте византийской крепости напротив крепости Анадолухисар по приказу султана Мехмеда Завоевателя в 1452 году. Она была предназначена для того, чтобы отрезать Константинополь от Черного моря и начать подготовку к его штурму. После возведения крепости проплыть Босфор стало невозможно, а узкое место между фортификациями прозвали «перерезающим горло».

Ну и куда же без Девичьей башни – достопримечательности и символа Стамбула, расположенной в азиатской части мегаполиса на небольшом островке Босфорского пролива в районе Ускюдар.

В начале прогулки почти все пассажиры размещались на верхней палубе небольшого судна, но затем здесь стало весьма ветрено и зябко. Мне первое время помогали предусмотрительно взятые с собой вязаная шапка и шарф, но вскоре и они перестали греть. В итоге практически все экскурсанты переместились на крытую нижнюю палубу, где можно было заказать себе чай и продолжать наслаждаться прибрежными видами через панорамные окна. Честно говоря, два часа в море – это все-таки довольно долго, потому все гости экскурсионного кораблика сошли на берег с явным облегчением.

 

Мозаика впечатлений

В совсем короткой поездке было немало очень ярких моментов, которые останутся в памяти надолго. Одним из самых удивительных была встреча на набережной Босфора с дочкой моего друга Аней, приехавшей в Стамбул на день рождения. Если в самолете из Минеральных Вод увидеть коллегу по бывшей работе было не очень-то удивительно, то случайное пересечение маршрутов знакомых людей в многомиллионном городе в очередной раз доказало старый добрый постулат о том, что мир все-таки тесен.

Одной из фишек местного фастфуда, которую мы открыли для себя, была торговля на улице жареной кукурузой. Здесь ее готовят совсем по-другому, чем у нас, не отваривая, а обжаривая. Получается очень вкусно и сытно, да и стоит копейки.

Яркая страничка в жизни Стамбула – отношение местных жителей к собакам и кошкам. Огромные псы, чистые, чипированные и явно очень сытые, повсеместно отдыхают в тени пальм на газонах в самом историческом центре мегаполиса, чем-то напоминая священных коров в Индии. Кошек в городе тоже в изобилии, недостатка в продовольствии они не испытывают, и их конфликтов с собаками я что-то не замечал. Просто идиллия какая-то.

В ходе короткой поездки у меня было время присмотреться к местному населению и сделать несколько интересных выводов. Во-первых, среди турчанок встречаются очень красивые женщины. Видимо, здесь сыграло роль многовековое смешение кровей различных народов в агрессивной Османской империи, в том числе и славянских. Если говорить о турках в целом, то впечатление скорее положительное. Абсолютное большинство из тех, к кому мы обращались с различными вопросами, были очень доброжелательными людьми, искренне старающимися помочь. Наверное, за исключением одного странноватого таксиста, высадившего нас очень далеко от остановки автобусов до аэропорта на обратном пути. Но это негативное впечатление тут же сгладил добрый и вежливый парень, открывавший с утра свой магазин. Он совершенно бесплатно по своей карточке посадил нас на трамвай, и через пять минут мы были у цели.

Прогулки по узким стамбульским улочкам, а также по площади около собора Святой Софии вызывали у меня много ассоциаций из прошлого. Все-таки историческое образование дает о себе знать. Вот место, где в 1826 году казнили тысячи янычар во время ликвидации их корпуса. А в самом храме были зверски убиты мирные жители Константинополя, прятавшиеся здесь при взятии столицы Византии османами. Такое впечатление, что сама история, в том числе и трагические ее страницы, тут буквально сконцентрирована в воздухе.

И в заключение о единственном происшествии, которое заметно потрепало мне нервы. Даю всем потенциальным путешественникам в Турцию совет – никогда не берите с собой в сумку, которую собираетесь пронести в салон самолета, даже самый маленький перочинный ножик. Я вот, изучив отечественные инструкции по дозволенному авиапассажирам к провозу, решил взять такой предмет. Причем длина его лезвия была гораздо короче максимально разрешенного к провозу в ручном багаже. В России у меня не было проблем. Женщина на визуальном контроле даже показала мне длинный конфискованный «свинорез»: мол, вот такой нож запрещен, а у вас так, игрушка. Но в Турции мне стало не до смеха. Каждый раз при досмотре багажа мои паспортные данные переписывали полицейские, а последняя из них, вернув мне ножик, сказала, что провезти его возможно, сдав вещи в багаж. Так я и собирался поступить, но наши билеты не предусматривали багажных мест, и за это мне пришлось бы доплатить 65 евро. Я отказался и уже мысленно попрощался с дорогим мне изящным швейцарским ножиком, переложив его, правда, в боковой карман рюкзака с ключами от дома. И – о чудо! – мой багаж не остановили, а универсальный перочинный гаджет, видимо, приняли за брелок. Неудивительно, ведь по размерам он как раз подходил. Все случившееся слегка потрепало мне нервы, но настроения не испортило. Тем не менее никакой ножик, да и вообще что-либо острое я больше никогда не возьму с собой в самолет.

Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото автора

Читайте также

«Виктор» остановил в Ставрополе чемпиона страны

Павел Тураев мог за 58 секунд до конца поставить точку в матче, но Вадим Богданов был против. «Викторианцы» не расстроились этому факту и качественно отработали в обороне, вынудив ошибиться соперника, оставив не только мяч за собой, но и матч. 27:26 – «Виктор» побеждает чемпиона страны, сокращая отставание от него до одного очка, еще и упрочив свои позиции в борьбе за четвертую строчку в турнирной таблице.

21 декабря

Два победителя конкурса минтруда и соцзащиты края – журналисты «Вечерки»

На итоговом заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18 декабря по сложившейся традиции провели награждение победителей и лауреатов ряда краевых конкурсов.

20 декабря

Эту операцию уникальной признавали даже враги

25 лет назад был закрыт чеченский участок Государственной границы нашей страны с Грузией. Значение этого события в истории постсоветской России очень велико. Без него ни о каком установлении конституционного порядка в Чечне даже речи идти не могло, равно как и о сохранении территориальной целостности самой России.

20 декабря

«Дари любовь, храни добро»

Международный день инвалидов напоминает нам о поддержке и помощи мужественным крепким духом людям, проявляющим таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте.

20 декабря