Вышедший на онлайн-платформах в ноябре и декабре минувшего года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» не оставил равнодушным и меня. И даже подтолкнул к написанию статьи, опубликованной в одном из первых в наступившем году номеров нашей газеты 13 января.
Правда, в ней я вспомнил, будучи очевидцем событий, ситуацию в конце минувшего века в Ставрополе и противостояние в нем молодежных группировок. Фильм же талантливого режиссера Жоры Крыжовникова основан на книге Роберта Гараева о так называемых «моталках» в Казани конца 1980-х годов. Снимали его, правда, в другом городе, но, судя по зрительским рейтингам и планируемому продолжению, кино аудитории явно «зашло».
Не буду подробно вдаваться в содержание сериала. Те, кто жаждал его увидеть, давно это сделали в Интернете, а у телезрителей должна появиться эта возможность уже наступающей весной на одном из федеральных каналов. Я лично посмотрел многосерийный фильм сразу после выхода в сети с интересом, отметил продуманный и динамичный сюжет, а также блестящую работу актеров, особенно молодых. Среди именитых исполнителей главных ролей более всего впечатлил Сергей Бурунов. Блестящий российский комик открылся для меня как очень серьезный мастер драматического жанра.
Почему же сериал так зацепил зрителей? Наверное, точного ответа на такой вопрос не даст никто. Может быть, это своего рода универсальная история, которая могла случиться в те годы в любой точке страны. Хотя казанский феномен «моталок», безусловно, уникален. Большинство ребят, чьи детство и юность прошли во дворах многоэтажных домов, наверняка сталкивались с понятием «свой-чужой». Не везде борьба за территорию получала откровенно криминальный характер, как в столице Татарстана в 1980-х годах, но и тогда и позже Казань была в этом плане отнюдь не одинока. Сегодня местные власти хотят полностью забыть об этой малопривлекательной странице городской истории. Даже съемки сериала у себя запретили, и площадкой для «Слова пацана» стали дворы многоквартирных домов в Ярославле. Такая позиция муниципалитета, на мой взгляд, не очень разумна. Тем более, как показывает популярность первого сезона фильма, никто ничего не забыл, и поднятая тема по-прежнему актуальна.
Следствие популярности
Сериал, что называется, выстрелил. Отлично сыгравшие там молодые актеры подписывают новые контракты, цитаты становятся быстро распространяемыми мемами, стилистика используется в одежде и в различных названиях товаров и продуктов. Саундтрек к фильму – песня группы «Аигел» на татарском языке находится на вершинах музыкальных чартов и даже стала звуковым сопровождением программы популярной фигуристки. В одном из городов успешно продают набор суши под названием «Кровь на асфальте». Таким креативным образом его создатели назвали похожую цветовую гамму продукта.
Об этом факте я узнал, побывав на одном необычном мероприятии в Ставрополе. Необычном в первую очередь для себя. На одной из площадок краевой столицы состоялся квиз, целиком и полностью посвященный сериалу «Слово пацана». Я принял в нем участие по приглашению своего друга, о чем сейчас ничуть не жалею.
Для начала нелишним будет рассказать о происхождении собственно слова «квиз». Это англицизм, пришедший к нам из языка, на котором говорили еще Шекспир и Диккенс. Буквальный перевод слова quiz означает «викторина». И возможно, поборники защиты родного языка от иностранных заимствований предложат называть это действо именно так. Но ведь и сама игра или тест, проверяющие знания человека по определенной тематике, пришли к нам под таким названием из-за рубежа. Поэтому, на мой взгляд, все справедливо.
Участники турнира
Квизы бывают на разные темы – история, география, литература и, конечно, как в моем случае, кино. Суть игры, в принципе, проста. Участникам задают вопросы, на которые они должны ответить, после чего, в зависимости от правильности, определяется результат.
Воскресным вечером в интеллектуальном турнире на тему сериала «Слово пацана» в Ставрополе приняли участие шесть разных команд. Одна из них под хищным названием «Мурена» перед самым началом игры объединилась, нарастив число игроков до полутора десятка человек. Что ж, правилами это не запрещено, но, как показали дальнейшие события, гарантией победы не является. Как известно, количество не всегда переходит в качество.
Наш коллектив под интеллигентным названием «Университетские» получился, по-моему, сбалансированным со всех точек зрения. Во-первых, был строго соблюден гендерный принцип – три девушки и трое парней. Помимо пригласившего меня Армена, мужскую половину дополнил наш товарищ по поездкам на футбол Александр. Девушек, расположившихся за столом напротив нас, звали Оксана, Марина и Лиза, ее дочка. Всех их я видел впервые, но, как оказалось, состав получился весьма сыгранным, и потому успешным. Дело в том, что у нас присутствовал еще один компонент, который помог добиться результата. Условно назову его «сплавом опыта и молодости», и с некоторой грустью отмечу, что самым «опытным» в нашей команде, если не на площадке квиза в целом, был я.
Ход игры
Я раньше никогда не принимал участия в квизах, но довольно быстро сориентировался, и меня охватил всеобщий азарт. Правила были достаточно простыми и понятными. Игра состояла из семи туров, во время каждого из которых команда заполняла по одному бланку с ответами на вопросы в течение ограниченного времени. В первых пяти случаях вопросы повторялись в конце тура, что принесло нам несколько важнейших очков, набранных, выражаясь спортивной терминологией, «на ленточке». За каждый правильный ответ начислялся один балл, кроме музыкального тура, где в копилки команд попадало по 0,5 за любой из угаданных треков. В последнем туре можно было сделать ставку на ответ, в котором игроки были уверены, и удвоить таким образом количество очков за него. Впрочем, в случае ошибки такое же количество баллов можно было и проиграть. Мобильными телефонами, как и другими гаджетами, пользоваться было запрещено под угрозой штрафа в 10 баллов.
Хедлайнерами нашего коллектива, безусловно, были Армен и Саша. Они имели немалый опыт участия в квизах, очень хорошо знали сериал, посмотрев и основную, и альтернативную его версии, а потому сразу же заносили в бланки ответы, в которых были уверены. Их вклад в успех стал, пожалуй, самым весомым. Не оставались в стороне и девушки, каждая из которых, включая совсем юную Лизу, принесла в актив нашего коллектива по нескольку ключевых очков.
К счастью, не стал «пассажиром» и я. Постепенно разогревшись, я дал первую правильную версию ответа по названию набора суши «Кровь на асфальте». А затем и вовсе сорвал аплодисменты одноклубников, на последних секундах обсуждения буквально вытащив из подкорки памяти имя французского комического актера, названную в честь которого кепку с козырьком носил один из героев сериала. Теперь не забуду эти слова никогда – Фернандель и «фернанделька».
Если говорить о вопросах квиза, то среди них попадались как простые, так и сложные. Ответы на некоторые были весьма затруднены из-за путаных или неправильных формулировок, таких как, например, несуществующий «тюркско-персидский язык». Но в целом все было честно и очень захватывающе. Лидируя с первого предварительного подсчета баллов, наша команда не упустила преимущество до конца. Набрав 44 очка и на три оторвавшись от многочисленной «Мурены», а от других коллективов без малого вдвое, мы заняли первое место. Таким образом, мой стартовый опыт в квизе оказался приятным и удачным. Если когда-нибудь еще получу приглашение и меня заинтересует тема, обязательно приму участие в такой викторине.
Олег Чесноков