Владимир Макаров: Поэзия – это дневник моих мыслей и чувств | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
smart
Владимир Макаров: Поэзия – это дневник моих мыслей и чувств

Владимир Макаров: Поэзия – это дневник моих мыслей и чувств

27 мая 2024
19:48

Владимира Макарова в Ставрополе и за его пределами знают в первую очередь как тележурналиста. Однако есть у него и другая, не менее, а может, и более творческая сторона: Владимир автор песен и стихов, которые пишет всю сознательную жизнь для себя, для друзей и близких. Многие из них он на днях исполнил на творческом вечере, состоявшемся в Центральной библиотеке Ставрополя.

Владимира Макарова можно было бы назвать бардом, если бы это слово не было изрядно заезжено и опошлено графоманами в заношенных свитерах. Да и слишком уж оно узконаправленное. Макарову больше подходит другой образ, пришедший мне в голову, когда я его слушал: поэт, который был вынужден зарабатывать на жизнь прозой. Во времена, когда проза требовалась особенно мускулистая, Владимир молча уходил из журналистики, брал паузу. При этом, в отличие от многих коллег, он никогда не строил из себя непонятого гения и жертву, а смотрел на жизнь философски.

– Таким журналистам, как я, наверное, сегодня места нет. Но это и моя вина, мне не удалось найти людей, с которыми мы могли бы делать все, как сами хотим, – говорит Владимир.

Один из таких периодов пришелся на ранние 90-е, о чем были написаны следующие строки:

Безразличие утром ранним

Ранит сердце взглядом бараньим.

Мы уже у последней грани,

Будь то лежбище на диване

Или мутные реки брани,

В коридоре с горшком герани.

И художник под небом сизым

Примеряет на шею вожжи,

Навсегда отложив эскиз,

Просто больше уже не может.

Безразличие в полдень душный,

Взяв за глотку, удавом душит.

Кто-то шаркает и подслушивает,

Кто-то харкает и прислуживает,

Кто-то все из тебя выуживает,

Откровенностью обезоруживая.

 

Открою вам маленький секрет: если вы не понимаете какой-то текст, то в 90% случаев в этом виноваты не вы, а тот, кто его написал (еще 10% оставим науке, да и то там о многих вещах всё-таки можно рассказать человеческим языком). Так вот, стихи Владимира Макарова всегда просты и понятны, в них не бывает второго дна и уж, конечно, «фиги в кармане». Автор не стремится поставить себя выше слушателя псевдоинтеллектуальными размышлениями обо всем на свете. Сам Владимир говорит о поэзии, как о дневнике мыслей и чувств. И действительно, часто его тексты – это наблюдения, картинки из жизни, зафиксированные и рассказанные образным языком рифмы. В результате рождаются вот такие пронзительные стихи:

 

За окном по белу снегу

Старики идут за хлебом.

Кто кого ведёт за руки?

То ли он? То ли она?

Прижимаются друг к другу,

Ветер снег несёт по кругу,

Словно хочет на поруки

 

Взять их снежная страна.

Эти скользкие дорожки

И коварные порожки

До ближайшей хлебной лавки

Нужно, как высотки, взять.

Купят хлеба, а на сдачу

Он, наигранно дурачась,

В том отделе, где булавки,

Ей позволит «загулять».

 

А потом назад дорога.

Даже радостно немного.

Путь их чист, как своды церкви,

Серебрится старый двор.

А она булавкам рада,

Как заслуженным наградам.

Значит, чувства не померкли

И не высох разговор.

 

Я давно слежу за ними -

За чужими, но родными.

Их фигуры, как пометки

У романа на полях:

Это то, что очень важно,

Может, больно, может, страшно,

Но склонились даже ветки

В знак почтенья на ветрах.

 

Старики идут за хлебом

И по снегу, и по небу,

И всё выше с каждым годом

Поднимается их ход.

А они идут сквозь вьюгу,

Прижимаются друг к другу,

Словно знаки шлют народу,

Кто и как его спасёт.

 

Религиозное мировоззрение Владимира Макарова строится на парадоксе.

– Я глубоко верующий человек, при этом атеист, – рассказывает он о себе. – Я очень тонко чувствую мир через ощущения. Но есть еще что-то другое, чему я практически беспрекословно следую, потому что если ослушаюсь, то, как мне кажется, будет плохо. Будет просто плохо, тяжело, жизнь начнет терять смысл. Я называю это верой.

Есть в творчестве автора место и для совсем серьезных тем. Например, стихотворение «Могилы героев» хоть и посвящено Великой Отечественной войне, но сегодня, когда Россия вновь сражается за свободу и независимость, звучит особенно актуально и жизнеутверждающе, несмотря на горечь утрат.

С чего начинается Родина? С боя.

И с боли тяжёлых утрат,

С погибшего в поисках правды героя,

С могил безымянных солдат.

 

За Родину бой – не за землю сырую,

Но бой за отеческий кров,

Где сердцу светло, где не лгут, не воруют

И где не растят холуёв.

 

И сваями в землю входили могилы,

Фундамент Отчизны крепя.

Здесь будут не храмы, не банки,  не виллы,

Но просто – родная земля.

 

О, сколько их было, безвестно пропавших

В холодных объятьях земли,

Любимых и любящих, дерзко мечтавших

И сделавших всё, что могли.

 

Могилы героев – пристанище веры,

Что мы не отринем отцов,

Что мы не сдадимся на милость химеры,

Не станем в ряды подлецов.

 

Могилы героев – как Красная площадь,

Как лобное место, как суд,

Как запах, наполнивший майскую рощу,

Когда в ней деревья цветут.

 

Как и любой поэт, Владимир Макаров продолжает искать ответы на извечные вопросы человеческого бытия.

– Я думаю, что посредством интеллекта Вселенная размножается, – рассказывает он. – Потому что интеллект способен создать те структуры и ту систему законов, где может зародиться жизнь. Когда человеческий ум занимается творчеством, он точно так же создает такие пространства, где может зародиться жизнь. И этот процесс бесконечен. А это значит, что Вселенная не даст интеллекту погибнуть.

Автор: Вадим Дубило
Поделиться:

Читайте также

О наставничестве молодежи  рассказали юристы Ставрополья

«Мы простые люди со сложной профессией», – отметила судья Пятигорского городского суда Ставропольского края кандидат юридических наук Марина Афанасова. А заместитель прокурора города Пятигорска Александр Масленников приятно удивил зал, сообщив, что общий стаж прокурорской деятельности в его семье перевалил за столетие, ведь он продолжатель семейной династии.

14 марта

Связаны  одной болью

– И не одна я такая. То же самое происходит в душе каждой матери, потерявшей сына, каждой вдовы. Раз наши сыновья и мужья погибли за то, чтобы мы дальше жили, так и мы должны сделать так, что в жизни все по совести было. Оттого и вопросы не для всех удобные задаем: про Аллею славы, где должны хоронить ребят, погибших на СВО, а теперь там стали хоронить и других граждан, которые на фронте не были никогда... Или вот про будущий памятник погибшим в спецоперации. Горожане проголосовали за один проект, и об этом даже было объявлено, а теперь почему-то говорят о другом проекте... Мы направили письма в инстанции... Месяца еще не прошло. Ждем ответа...  В общем, боремся. Жизнь продолжается.

14 марта

Хочу в школу с «Синими крыльями»

За два года деятельности «Синие крылья» добились неплохого результата, и, как признаются сами женщины, он сподвиг их идти дальше и стараться сделать для детей с аутизмом ещё больше. Когда-то Светлана вдруг увидела, что её Максим не похож на обычных детей. В семье уже рос ребенок на четыре года старше, и развитие их было абсолютно разным. В первый год жизни  второй малыш, наоборот, развивался очень хорошо, а потом начались определенные проблемы, и педиатры написали в карте, что есть аутистический спектр. Светлана Когай вспоминает: «Сын не отзывался на имя, не смотрел в глаза, стало много таких «звоночков». На сегодняшний день в свои 11 лет Максим много умеет и может по сравнению с тем, как было на момент постановки диагноза. Вход в сообщество, где есть такие же дети, мне очень помог. Поэтому я всегда говорю, что надо держаться вместе, стараться что-то делать, так всё-таки легче. 20–30 лет назад еще было сильно влияние советского воспитания, когда таких детей закрывали от общества. Сейчас, к счастью, всё по-другому. Но, главное, что есть люди, которые нам помогают, и есть много тех, кто выходит из этих ситуаций с большим достоинством.

14 марта

Лидеры отечественного  кантри-рок-хип-хопа в Ставрополе

В заключение расскажу о собственных впечатлениях от концерта. Он «зашел» на все сто. Сразу оговорюсь, что «Заточка» активно использует в своих текстах ненормативную лексику, почему на билетах и стояла строгая маркировка по возрастному ограничению «16+». Применение мата является «старой доброй» традицией исполнителей рэпа и хип-хопа, из которых и пришел в группу Юра «Новокаин». Причем это касается и западных, и отечественных представителей таких музыкальных направлений. Отмечу лишь, что обсценная лексика коллектива лично у меня не вызывает никакого отвращения и неприятия, так как, по-моему, тут все по делу. Если не нравится – не слушайте и не ходите. Как говорится, дело вкуса.

14 марта