Подошел к своему финалу очередной творческий сезон в Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова. Зрителей подобное явление всегда застает врасплох: вроде бы совсем недавно, в конце сентября, труппа открывала юбилейный, 180-й творческий сезон лермонтовским «Демоном», и вдруг подоспел летний «антракт»…
Сыграна заключительная премьера – спектакль «Крыша поехала» по пьесе Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». К череде работ заслуженного деятеля искусств РФ режиссера Валентина Бирюкова добавилась еще одна постановка о простых, порой немного нелепых людях из глубинки, к которым зрители проникаются симпатией. На этот раз Валентин Валентинович, по своему обыкновению, снова выбрал историю «одушевленную» во всех отношениях.

Типичная комедия положений развивается по законам жанра, вовлекая публику в круговорот пустяковых событий, сдобренных экспрессивными эмоциями героев. При этом в пьесе не найдется ни одного даже в малой мере отрицательного героя. Герои драматурга Степана Лобозерова – обычные люди, каждый со своими «тараканами» в голове.
Отец семейства Тимофей (заслуженный артист РФ Борис Щербаков), вынужденный коротать время в кровати из-за перелома ноги, изводит домашних своими капризами и причудами. Его супруга (заслуженная артистка РФ Светлана Колганова), молодая еще женщина, разрывается между работой и домом, да так, чтобы всё было «как у людей». Их дочь Татьяна (в разных составах ее роль исполняют актрисы Дарья Симанкина и Оксана Винникова), что называется, девушка на выданье. Образ героини наделен архитипическими чертами сказочной принцессы, ожидающей своего принца на белом коне. Однако среди деревенских ухажеров выбор женихов невелик. «Синица в руке» в лице местного жителя Михаила (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Петренко) девушку не очень привлекает. Поэтому, когда в деревню из города приезжает художник Виктор (почётный деятель искусств Ставропольского края Евгений Задорожный), привычное течение размеренной жизни в доме Тимофея заметно меняется.
Интрига закручивается в тот момент, когда Михаил понимает, что приезжий может составить ему реальную конкуренцию, и тогда у него не останется ни единого шанса на руку и сердце Татьяны.
Если же пристальнее всмотреться в общую партитуру спектакля, на память приходят мольеровские персонажи. Пьеса как будто выстроена по законам «высокой комедии» XVII века. Только вместо аристократов, мещан, их жен, детей, галантных кавалеров и ехидных слуг в свете рампы предстают наши современники.
Так, отец семейства Тимофей в исполнении Бориса Щербакова напоминает простодушного, слегка взбалмошного Оргона из комедии про Тартюфа и одновременно господина Журдена из «Мещанина во дворянстве».
Пусть не классический, но намеченный штрихами «любовный треугольник» в пьесе тоже обозначен. Никаких бурных страстей между Татьяной, Михаилом и Виктором не происходит, но, как и в «высокой комедии», плутовство одного из персонажей заставляет сюжет заиграть новыми красками. Михаил очень убедительно, с серьезным выражением лица преподносит свои самые нелепые выдумки, причем обеим сторонам. При этом местные жители верят ему, потому что доверяют «своему» и опасаются приезжего. А Виктор, попав в незнакомую деревенскую среду, принимает на веру любой анекдот.
Зачастую в старых итальянских и французских комедиях ключевую роль в развитии сюжета играют герои второго плана – хитроумные слуги, предприимчивые няньки, преданные оруженосцы. У Мольера нередко основным персонажем, создающим динамику комического действия, становились бойкие, озорные, острые на язык служанки. В современной пьесе «Семейный портрет с посторонним» аналогичным потенциалом обладает Бабка. Увидеть в этой роли молодую актрису Ольгу Клочко было неожиданно и интересно наблюдать за ее сценическим существованием. Преображению в старушку способствовал удачный грим, соответствующий костюм, но в значительной мере – детальная проработка образа. Актриса наделила свою героиню чертами характера, присущими многим пожилым людям. Бдительность и осторожность старушки доходят почти до паранойи, что усиливает комедийный эффект мизансцен...
А при чем же кошки, которые указаны даже в программке?.. Их зрители видят не только в прологе спектакля, когда из зала на сцену грациозно поднимаются персонажи в кошачьих масках в исполнении: почётного деятеля искусств Ставропольского края Елены Днепровской (кстати, именно она ставила хореографию и пластику в этом спектакле), Марины Мальцевой, Елизаветы Соловьёвой, Ольги Писаренко и Михаила Подзолко. Тему продолжил полный драматизма видеоролик на экране, где мама-кошка с котенком в зубах раз за разом пытается покорить отвесную стену. Зрительный зал вместе с хвостатыми персонажами, затаив дыхание, следил за экранным сюжетом. Что же касается самой комедии, то кошки в ней присутствуют незримо, они живут на крыше (которая, собственно, и «поехала» у обитателей дома). В семействе живо обсуждают проблему регулирования их рождаемости – проще говоря, решают, кто полезет на чердак топить котят. До душегубства, к счастью, так и не дошло, наверное потому, что эта добрая комедия о хороших людях…
Справедливым будет отметить, что над спектаклем также работали: художник-постановщик заслуженный работник культуры РФ Леонид Чёрный, художник по свету почётный работник культуры Ставропольского края Константин Хоменко, а музыкальное оформление создавала почётный работник культуры Ставропольского края Евгения Сафронова.
Фото Ставропольского театра драмы имени М. Лермонтова