Сегодня исполняется ровно 80 лет, как войска 2-го Украинского фронта вышли на границу СССР с Румынией.
Момент, когда бойцы 123-го погранполка поднимают и устанавливают на законное место пограничный столб, запечатлен на фото, вошедшее в учебники Истории. Событие было знаковым. С него началось восстановление западного участка Государственной границы Советского Союза. А для нас, ставропольцев, этот военный снимок – особый повод для гордости. Ведь на нем – наши земляки. Весь 123-й пограничный полк – наш, ставропольский. Он был сформирован в марте 1943 года в Ставрополе, за два месяца до этого освобожденном от фашистской оккупации.
Учебный полк стал пограничным
После разгрома немцев под Сталинградом и на Кавказе, определившего коренной перелом в Великой Отечественной войне, Ставкой было принято решение о формировании новых пограничных частей и соединений. Советская Армия развивала наступление, гитлеровская коалиция редела на глазах. Румыния и ей подобные союзники Германии уже не хотели воевать против Советов. Вера в то, что наступит день, когда враг будет выброшен с нашей земли, крепла. И все ждали этого дня и понимали – придется восстанавливать всю линию западной границы. В первую очередь это касалось пополнения личного состава пограничных войск. Ведь потери были огромны. В июне 1941-го пограничники первыми приняли бой с захватчиками, многие пали в неравном бою, их подвиг остался в памяти народа, стихах, книгах, песнях. Многие, пробившись через окружение, продолжили службу в армейских частях. Словом, как только фашистов погнали с родной земли, на освобожденных от врага территориях началось формирование новых пограничных отрядов, которые по официальным документам в период формирования именовались «учебными».
Вот и в Ставрополе на основании приказа начальника войск НКВД по охране тыла Северо-Кавказского фронта 20 февраля 1943 года из 18-19-летнего пополнения, призванного из освобожденных от оккупации районов, было начато формирование учебного полка без установленного штата. Комплектование офицерским и сержантским составом производилось из расформированных полков дивизии милиции НКВД и из других пограничных частей. Уже 15 марта учебный полк общей численностью 1490 человек был полностью укомплектован, а 16 марта переименован в 123-й пограничный полк НКВД СССР.
26 марта Москва салютовала пограничникам
На подготовку и боевое слаживание отведен был только месяц. 24 апреля полк приступил к несению службы в районе станицы Староминской. Только за период с 17 мая по 10 июня пограничники задержали и обезвредили 373 вражеских агента и пособника оккупантов.
А дальше начался боевой путь полка: пограничники-ставропольцы отличились в боях за освобождение Армавира, Воронежа, Острогорска, Харькова, сражались на Курской дуге, принимали участие в Корсунь-Шевченковской операции, освобождали Украину и Молдавию, в весеннюю распутицу с боями преодолели четыреста километров, форсировали реки Южный Буг и Днестр и 26 марта 1944 года в числе первых вышли на Государственную границу СССР.
Вот как об этом вспоминает ветеран войны Иван Обрященко, которому в июле исполнится 99 лет, а в марте 1944-го парню и девятнадцати еще не было. Он из того самого юного пополнения, которым комплектовали Ставропольский пограничный полк. Из-под Буденновска родом.
– В марте 1944 года мы вышли на Государственную границу, – говорит Иван Яковлевич. – Как же все ждали этого счастливого момента! Наш полк занял десятикилометровый участок освобожденных рубежей. Мы с восторгом и каким-то трепетом в душе вычисляли и рассчитывали, сколько на этот участок нужно пограничных столбов. Как перед встречей с родными волновались, ожидая, пока привезут. И их вскоре подвезли на «Студебеккере»...
Долгожданный груз пограничники живо переместили на подводы, и юный старшина Обрященко, взяв двух бойцов, отправился выполнять, наверное, самый важный в своей жизни приказ – установить пограничные столбы по линии границы в зоне ответственности полка. Этот исторический момент и запечатлел на снимке военный фотокорреспондент.
А немного погодя молоденький радист старшина Евграф Лапко, призванный в армию из села Кочубеевского, передавал в штаб 2-го Украинского фронта радиограмму командира полка подполковника Панарина: «Сегодня, 26 марта 1944 года, 123-й пограничный полк вышел на Госграницу с Румынией. На законное место врыт первый пограничный столб».
Штаб фронта телеграфировал в штаб армии, и так – вплоть до Ставки.
Говорят, что Сталин, получив это донесение, прямо поверх текста шифровки размашисто вывел красным карандашом: «Салют!»
И салют в Москве в этот день был – 24 залпа из 324 орудий.
Не стареют душой
А 123-й (ставропольский) полк, преобразованный в 19-й пограничный отряд, приступил к охране Государственной границы по левому берегу реки Прут на участке общей протяженностью 240 километров. Формировались и обустраивались штабы, комендатуры, заставы, выходили в дозоры наряды, подъем по тревоге был частью повседневной службы. Хоть фронт и катился дальше, но обстановка в приграничье еще долгое время оставалась напряженной. Вплоть до 1947 года значительные силы отряда привлекались для борьбы с бандформированиями. То есть война с фашистской нечистью у пограничников продолжалась и после победной весны 1945-го.
А фронтовая дружба у воинов полка оказалась длиною в жизнь. Вот они на фото – герои пограничники 123-го полка в сентябре 1985 года (через 40 лет после Победы) съехались в Ставрополь, откуда когда-то уходили на фронт, из разных уголков страны. Тысячи километров проехали, чтобы встретиться.
Время неотвратимо и безжалостно. Сегодня из тех молоденьких парней, в 1944-м вышедших первыми к Государственной границе и ставших на ее охрану, живы только двое, и им – без малого по 100 лет (оба 1925 года рождения). Евграф Александрович Лапко живет в Лыткарино Московской области, а Иван Яковлевич Обрященко, прослужив в погранотряде до 1953 года, вернулся на малую родину. Проживает в родном Буденновске. И, несмотря на преклонный возраст, не стареет душой.
Он сам и его друзья (региональное отделение Совета ветеранов пограничной службы) очень многое сделали для того, чтобы наш ставропольский 123-й пограничный полк никогда не стал «забытым полком».
Фото из архива краевого отделения
Совета ветеранов пограничной службы