29 сентября 100 лет со дня рождения Петра Авксентьевича Мельника, добрую память о котором хранят многие ставропольцы. Кто-то служил под его началом в Ставропольской военно-авиационной школе механиков, кто-то познакомился уже на общественной работе. Ведь Петр Авксентьевич очень долго возглавлял городской Совет ветеранов, да и вообще в жизни краевого центра принимал активное участие.
Как комэск Титаренко
Он любил Ставрополь, хотя по рождению не ставрополец. Родился и вырос на Украине – в Кировоградской области. Очень трепетно относился и к своей малой родине, и к украинскому языку. Но никогда не был националистом. От того, что сейчас творится на его родной Украине, которую 80 лет назад освобождал от фашистов, Петр Мельник сегодня, наверное, пришел бы в ужас.
Когда Петр Авксентьевич говорил об Украине или украинском языке, мне сразу вспоминался комэск Титаренко из фильма «В бой идут одни «старики», для которого и небо украинское было голубее, и лес зеленее. При этом звучало это так нежно и с такой любовью... От сердца это шло, и собеседникам, совсем как в фильме, не спорить хотелось, а своим признанием к родной земле поделиться точно так же – от сердца...
Вот, например, как Петр Мельник про украинский язык говорил (он его, кстати, «мовой» и не называл).
- В русском языке есть замечательное слово «люблю», - с ласковой хитрецой поглядывал на собеседника Петр Авксентьевич. – Девушкам говорим «люблю» и про жареную картошку – то же самое. А в украинском любимым женщинам говорят «кохаю»...
Вот 20 лет назад я эти слова слышала, а до сих пор нет-нет и вспоминаю... Это ж как надо перекроить сознание людей, чтобы они свой собственный язык - действительно красивый и певучий - сделали орудием вражды... Петр Авксентьевич, который ушел от нас в 2011 году, вырождения государства Украина не увидел. Наверное, и слава Богу... Слишком больно было бы ему, участнику Корсунь-Шевченковской операции, которую еще называют «Сталинградом на Днепре», видеть, как по украинской земле снова танки с крестами ползут, а Иваны, не помнящие родства, и прочие Тарасы и Мыколы, зигуют, выкрикивая фашистские приветствия...
О себе никогда не рассказывал
Петр Мельник как раз из того поколения 1923-1924 годов рождения, выпускников 1941 года, шагнувших в огонь войны со школьной скамьи, из которых с фронта вернулись только 4 %.
Петр Мельник освобождал Украину, Молдавию, Болгарию, Югославию, Австрию... О том, как воевал, никогда никому не рассказывал... А ведь было чем поделиться, судя по двум орденам Славы, ордену Красной Звезды, другим высоким наградам на парадном кителе, в котором Петр Авксентьевич появлялся на параде в День Победы... Его очень любили журналисты, и, похоже, это чувство было у нас взаимное, но никому так и не удалось «раскрутить» Петра Мельника на интервью. Скромным он был человеком – о себе не считал возможным рассказывать.
Вот и Татьяна Абрамовна Даниелян, которая много лет подряд вела встречи «От всей души» в Доме офицеров с рассказами о судьбах фронтовиков, говорит, что Петр Авксентьевич участвовал в них всегда как зритель и слушатель, но вот стать героем такой встречи так и не согласился. Но при этом Петра Мельника в городе знали все – человек ведь не словом, а делом красен. А в дела он душу вкладывал. И старался помочь каждому, кто с просьбой обращался.
Татьяна Даниелян вспоминает, как однажды пришла в Совет ветеранов с какой-то общественной проблемой, Петр Мельник ее выслушал, а потом вдруг поинтересовался участливо: «Ты что-то бледная, расстроенная – случилось что?»... А причины для огорчения у Татьяны Абрамовны были – как и у соседей по дому, ставших товарищами по несчастью из-за немилосердно текущей крыши. Течь давно уничтожила и ремонты, и проводку, что впоследствии могло превратить потоп в пожар. Татьяна Абрамовна - музыкант и педагог, а вовсе не электрик и не строитель, но понимала прекрасно, чем это чревато. Только вот куда уж горемычные соседи ни обращались, а решения проблемы в ближайшей перспективе не предвиделось. Оттого она и бледная была, и расстроенная. Когда Татьяна Абрамовна все это поведала Петру Авксентьевичу, он лишь спросил: «И что ты молчала?!» Сделал себе пометки в блокноте. Через неделю ремонтники приехали и все сделали.
- Ведь я не со своей бедой к нему на прием шла, - говорит Татьяна Абрамовна. – Совсем с другой проблемой! Вот как он почувствовал, что меня что-то гложет! Петр Авксентьевич был человеком отзывчивым, с тонкой душевной организацией...
Отец-командир
Это замечательное свойство Петра Мельника подмечают и офицеры запаса – его бывшие подчиненные, служившие под его началом в авиашколе механиков. Николай Немченко туда пришел в 1979 году, Владимир Ромащенко – в 1985-м. Оба офицера отмечают, что начальник школы Мельник был требователен, но справедлив. У него рабочий день в пять утра начинался, лично все проверял, а после доклада дежурного указывал недочеты. Но эти самые подчиненные, с которых полковник Мельник спрашивал по всей строгости, командира своего очень уважали. Потому что он никогда не «сдавал» своих офицеров вышестоящему начальству. Он за них горой стоял.
И о солдатах заботился как отец родной. Недаром не только по учебной, боевой и строевой подготовке, по обустройству казармы, автодрома, материально-технической базе школа одной из лучших в стране считалась. Все методические занятия ВВС военного округа да и межокружные проводили на базе авиашколы механиков в Ставрополе. Это прямая заслуга полковника Мельника. Его знал генералитет ВВС, маршал Кутахов уважал.
А уж о курсантах и говорить нечего... Они начшколы и за боевые заслуги уважали, и за заботу отеческую. Ребята ж молодые – организмы крепнущие, нагрузки физические большие. Так что аппетит у парней - будь здоров. И вот благодаря хозяйской жилке Петра Мельника питание в школе было налажено отменно – рацион курсантов существенно превышал нормы довольствия. Устраивались праздничные столы для именинников, заступающим в караул выдавалось сало. Было и молочко домашнее, и мясо парное. А все потому, что рачительный хозяин Петр Мельник совершенно официально и законно содержал на отведенных территориях, по сути, целую животноводческую ферму – 300 голов свинюшек и два десятка коров, а также – кур и гусей. А солдатам и в радость было за ними ухаживать – служба-то и учеба – дело нелегкое, от него подчас устаешь. А живность эта многим ребятам родной дом и семейное подворье напоминала...
Ну вот и все... Материал получился что-то вроде штрихов к портрету. Просто хочется, чтобы сегодня, в день столетнего юбилея со дня рождения ветерана войны Петра Авксентьевича Мельника, люди вспомнили этого простого, скромного, да просто замечательного человека. Добрым словом вспомнили.
Фото из архивов Владимира Ромащенко и Тимофея Ткачева