В нашей ежемесячной кинорубрике мы сегодня остановимся на азиатском кинематографе, который постепенно начинает занимать ведущие позиции в мире этого искусства.
Режиссеры и сценаристы придумывают неожиданные решения, которые впечатляют зрителя, доставляя им максимум удовольствия. Одна из таких картин – «Выход №8» от Гэнки Кавамуры.
Внимание! Дальше по тексту вас ожидает раскрытие перипетий фильма. Если вы не хотите знать, что будет происходить на экране перед просмотром киноленты, то советуем сначала увидеть картину, а затем прочитать нашу статью.
История создания и сюжетная линия
В 2023 году с нуля за девять месяцев появилась приключенческая игра для компьютеров, приставок и мобильных устройств. Она создавалась в сжатые сроки и не имела большого бюджета, однако смогла покорить многих. «Выход №8», а именно такое название получил симулятор, ставил геймеру задачу выбраться из кругового лабиринта в японском метро. Можно было это сделать, найдя аномалию, перейдя тем самым на новый уровень. Таких ступеней предусмотрели всего восемь. Собственно, отсюда и появилось название игры.
Гэнки Кавамура однажды сыграл в этот симулятор. И он сразу осознал, что речь идет о чем-то философском – о скитаниях человека. Раз за разом мы допускаем ошибку, не видя изменений в жизни, наступая на те же грабли. Так ему и пришла в голову идея экранизировать игру. И у режиссера получилось создать фильм, который не просто повторяет все ходы компьютерного продукта, а прекрасно его дополняет, образуя идеальный симбиоз.
Кино начинается с кадров от первого лица. Главный герой едет в переполненном вагоне метро, находясь около дверей. Он отрешился от реальности с помощью наушников. Однако даже через них ему становится слышно, как сначала начинает плакать маленький ребенок, а затем на его мать в грубой форме орет пассажир, уверенный, что младенец всем мешает. Основной персонаж фильма стыдливо игнорирует ситуацию и выходит на своей станции.
Затем ему неожиданно поступает звонок на телефон. На другом конце линии связи находится девушка, с которой главный герой решил расстаться. И она была согласна на такой шаг, но сейчас узнает, что беременна. Будущий папаша пребывает в шоке, начинает бродить по коридорам метро, мешая прохожим, опаздывающим на работу. Он все думает – оставлять ребенка или нет, даже намеревается приехать в больницу к девушке.

Вдруг люди исчезают. Персонаж остается один. Перед его глазами возникает табличка «Выход №8». Но он этого не замечает, пока не пропадает связь. В этот момент изображение начинает транслироваться от третьего лица. Герой идет по указателям на выход, но все время возвращается не просто к началу, а к повтору событий. Парень не понимает ничего, пока не подходит к инструкции метрополитена. Только вот она не совсем обычная. В ней сказано, что если удастся заметить аномалию, то следует вернуться назад. Если же ничего странного не случится, то нужно следовать вперед. В случае успеха персонаж перейдет на следующий уровень. Неверное решение отбросит его на первую ступень. Так и начинается квест для главного героя…
Теперь, когда вы углубились в сюжет фильма, следует рассказать о его плюсах и минусах.
Погружение в тему, Тарковский и философия жизни
Начнем с достоинств картины. Конечно же, главной изюминкой всего фильма является режиссерская работа. Гэнки Кавамуре удалось погрузить зрителя в картину. Речь ведь идет об экранизации компьютерной игры. Поэтому когда кино начинается с плана от первого лица, то это и есть отсылка к симулятору. Каждый зритель может ощутить себя геймером и представить, что именно с ним сейчас происходят все события на экране. Переход на съемку от третьего лица тоже имеет свои тонкости. Теперь мы можем, видя полную обстановку в коридоре метро, вместе с главным героем искать аномалии. А если он их пропускает, то кричать: «Обернись, там изменилась надпись!». Кроме того, с помощью удачных монтажных склеек, длинных кадров и полета камеры, следующей по пятам главного героя, Гэнки Кавамура держит зрителя в напряжении, так что нам не надоедает однотипный пейзаж. Ведь напомню, почти весь фильм – это не просто хождение по метро, а квест по кругу по одному и тому же коридору. Здесь очень мало картин, используется лишь одна локация. На память приходит фильм «Мышеловка», где все действие происходит в машине, в которой хозяин дистанционно запер угонщика. Рекомендую, кстати, также и сей шедевр к просмотру.
Еще одним плюсом «Выхода №8» является многожанровость. Гэнки Кавамура создал не классический хоррор, ему удалось объединить вместе ужасы, триллер и психологическую драму. Да, местами фильм пугает зрителя, но это естественно. Режиссер не использует стандартные приёмы «ужастиков», такие как резкая смена кадра и жуткая музыка. Нас готовят к тому, что сейчас произойдет нечто неприятное.
Если уж мы заговорили о психологической драме, то Гэнки Кавамура сумел не просто экранизировать игру, а идеально донести свою мысль, которая возникла у него во время прохождения симулятора. Человек часто не находит аномалии в своей жизни, двигаясь, по сути, по кругу. Многие, к сожалению, так и не понимают этого. Некоторые замечают странности и начинают искать аномалии. Но главное – научиться различать их. А если ты обнаружил нечто выходящее за рамки обыденного, то не стоит двигаться дальше, следует вернуться в начало, чтобы не потерять себя окончательно. И когда откроется, казалось бы, выход из бесконечного круга событий, не стоит бежать на этот свет, а следует подумать, куда этот путь тебя приведет.

Раскрыть эти идеи режиссеру помогли герои, которых он создал из неигровых персонажей симулятора. Если в компьютерной реальности они просто двигались по заданному алгоритму, то Гэнки Кавамура очеловечил их, рассказав историю героев и то, как они превращаются в метафорических роботов в реальной жизни. Здесь, конечно, стоит отдать должное игре актеров, которые прекрасно исполнили задумку режиссера.
А есть ли минусы?
Пожалуй, у фильма нет недочетов, которые сильно бросаются в глаза. Можно сказать, что многожанровость лишила фильм многих отличительных черт ужасов, триллера и психологической драмы, объединив лишь некоторые из них. Однако здесь у каждого свой вкус. Поклонникам хорроров, конечно, «Выход №8» не подарит всех эмоций, которые приносит, например, «Оно». Однако этой цели и не было у режиссера.
Также, возможно, минусом можно считать тот факт, что фильм, скорее всего, будет картиной для просмотра на один раз. Но этот факт подтвердит только время. Ведь картина идеально подойдет тем, кто забрел в депрессию и не знает, как из нее выбраться. А в таких состояниях мы бываем, увы, не один раз в жизни.
Хотелось бы еще, наверное, более глубокого раскрытия любовной линии. Но опять же – фильм полностью зациклен на одну локацию в виде метро, поэтому выход за его рамки только нарушил бы настроение картины. И да, пострадал бы тогда хронометраж. 1 час и 35 минут – идеальное время, чтобы погрузиться в кино и не устать от него.
Таким, по моему скромному мнению, получился фильм «Выход №8», который я рекомендую к просмотру хотя бы потому, что он отличается от иных картин, снятых в последнее время. А в следующем выпуске кинорубрики вас будет ждать новый разбор киноленты, учитывая, что вышло много хороших премьер.
Гэнки Кавамура: «Я могу признаться в любви «Сиянию» Стэнли Кубрика, аниме «Призрак в доспехах-2: Невинность» Мамору Осии и «Ностальгии» Андрея Тарковского. Эти фильмы очень много для меня значат».

